10.12.2009

 - Газета

Ехать надо

Стоит ли Беларуси усиленно развивать ностальгический еврейский туризм?

Стоит ли Беларуси усиленно развивать ностальгический еврейский туризм?

 

ЗА

Вячеслав Бондаренко, медиа-оптимист

24-b За что я люблю белорусов, так это за их очаровательный алогизм. Мы обожаем рассказывать всем, какие мы мягкие, толерантные, белые, демократичные – мухи и той не обидим. И тут же жестко, нахраписто требуем при этом писать название нашей страны именно «Беларусь» и никак иначе. А не то… (Воображаю, как бы немцам досталось, попробуй они внедрить свою «Дойчлянд» во все остальные языки мира…) Мы пишем длинные бумаги и произносим речи о том, что туризм, дескать, поднимать надо, это ж деньги для страны, мы ж совершенно особенные, ехать к нам надо, ехать, и активно!.. И одновременно упорно не замечаем туристического «золота», которое мирно валяется в пыли под ногами. Казалось бы, поднимай его, да в казну!.. Нет. Мы гордо пройдем мимо, по-прежнему продолжая вещать о том, что денег у нас нет. Наверное, так интереснее…

Конкретности желаете? Пожалуйста. Тот, кто родился в Беларуси, живет здесь не первый день, хорошо знает о том, что еще относительно недавно в нашей стране проживала огромная еврейская диаспора. Сейчас она сильно уменьшилась, но сохранились десятки, сотни уникальных памятников, связанных с сынами Израиля в Беларуси, синагог, кладбищ, мемориальных домов, связанных со знаменитыми выходцами из нашей страны. И все это в туристическом отношении буквально простаивает. Не делается из этого никакой фишки для приезжих гостей. Пущи-замки-рыцари-кабаны – это пожалуйста, этого уже столько, что деваться некуда. А рассказать о том, что еще сто лет назад Минск был по преимуществу еврейским городом?.. Не-а. Сделаем вид, что ничего такого и не было. Ни евреев тут не было, ни русских, ни немцев, ни литовских татар – одни белорусы.

Да почему же?.. Белорусы что – агрессивные ксенофобы?.. Титульная нация, которая топчет свои нацменьшинства?.. Вот уж ничего похожего. Напомню, что на старом, довоенном гербе БССР надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» была сделана на четырех языках: белорусском, русском, еврейском и польском. Это ли не свидетельство того, что Беларусь была для своих евреев матерью, а не мачехой?.. Так почему бы сейчас не привести свое богатейшее еврейское наследство в порядок и не превратить его в туристический кладезь, к которому будут с радостью припадать тысячи зарубежных туристов?..

И такие уже есть. В Беларусь довольно регулярно приезжают из Израиля туристические группы, желающие прикоснуться к еврейской старине Пинска, Бобруйска или Ракова, поклониться могилам предков и жертвам гетто. Иногда в прессе появляются заметки о той или иной американской знаменитости, которая приехала (или собирается приехать) в Беларусь и снять фильм о своей фамилии. И зачастую эта фамилия – еврейская. А значит это одно: еврейское направление туризма для нашей страны – то самое золото, которое лежит под ногами, пока мы рассуждаем о том, что туризм надо поднимать. Так поднимайте.

За примерами далеко ездить не надо. Одесса – город украинский, но для тех, кто интересуется еврейской жизнью города, там найдется масса занятий. Начиная с музеев и заканчивая ресторанами еврейской кухни. И что-то не слыхать голосов, которые кричат, что, дескать, нам украинский туризм надо развивать, а не чей-то еще. Деньги-то в городской бюджет идут, и люди едут со всех концов света.

И дело это богоугодное не только для бюджета, но и для зарубежного имиджа нашей страны. Беларусь известна во всем мире как своего рода уникум: только здесь так мирно уживаются разнообразные вероисповедания и нации, только здесь они могут развивать свои национальные культуры, не опасаясь преследований со стороны экстремистов. А если еврейское направление туризма будет развиваться в полную силу, оно станет дополнительным стимулом для бизнесменов, которые наверняка захотят в нем поучаствовать. Край-то непаханый: отели, дороги, рестораны, сувениры… И расположен он по всей стране!

Согласен, затратное это дело: создать курсы для экскурсоводов, которые не для «галочки», а для своих гостей будут разбираться в хитросплетениях старинного еврейского быта, покорпеть над картой страны, отмечая на ней места, связанные с жизнью знаменитостей, разработать маршруты и обеспечить их необходимой инфраструктурой. Так ведь туризм вообще дело затратное. И здесь, повторяю, особый случай: вложив в дело определенные средства, мы через некоторое время получим более чем щедрую отдачу плюс укрепим свои международные позиции.

(В скобках замечу, что туризм, пожалуй, как никакая отрасль бизнеса, требует от стороны принимающей готовности радостно, весело и с выдумкой услуживать своему гостю. А вот с этим у нас пока еще ой как туго. Содрать с иностранца втридорога – это мы можем, к этому приучены. А вот предложить ему и то, и это, и другое, да с радостью, с огоньком, с улыбкой от того, что гость приехал именно к нам… Когда у нас все это будет? Хочется верить, что скоро…)

А как здорово было бы создать в Беларуси настоящее старинное еврейское местечко, скажем, начала ХХ века!.. Со всеми атрибутами – неизменной корчмой, бедняцкими домиками, сохнущим бельем, старым скрипачом на углу… Думаю, успехом бы он пользовался уж точно не меньшим, чем пресловутые Дудутки. А как не хватает Минску ресторана еврейской кухни!.. (Впрочем, не только этой кухни…) А уж Пинску-то сам Бог велел придать черты старинного еврейско-белорусского городка.

…Хочется верить, что мои заметки не останутся гласом вопиющего в пустыне. В развитии еврейского направления белорусского туризма в первую очередь должна быть заинтересована даже не еврейская община нашей страны, а сама страна, власть, государство. То, что Беларусь – дом родной для всех населяющих ее наций, можно доказывать не только словом, но и делом…

 

ПРОТИВ

Катерина Честнова, медиа-пессимист

О, прекрасное светлое будущее, когда в Беларуси будут развиты разнообразные специфические туристические линии! Когда каждый приезжий турист будет накормлен в соответствующем ресторане – еврейской ли кухни, либо любой другой необходимой. Когда приветливый гид на иврите – либо другом необходимом языке для конкретной экскурсионной группы – выдаст набор уникальных знаний о сокровищах той нации, представитель которой ищет их на белорусской земле… И почему, почему лично мне это кажется чем-то из области «Прекрасное далёко», этаким кирбулычевским космопортом?

Видимо, потому, что нельзя делать все сразу. И в стране, где туризм развит условно, наметками, развивать не основные, а все-таки несколько сторонние его ветви – более чем нелогично.

Смелые замыслы ведь всегда выглядят завлекательно. И уважение вызывает даже откровенно нелепый герой любимой мною и как ни странно глубоко психологичной песни группы «Люмен». Помните, тот, который строил у себя в квартире космическую ракету, а на все насмешки упрямо отвечал: «Подите все прочь, я космонавт…»? Упрямство, да такое непрошибаемое, что «просто песня» – явление, конечно, похвальное. А туризм, как и многие другие сферы нашей жизни, согласитесь, относится не к песням вовсе, а к реальности. И очень многие смелые замыслы проверки этой реальностью не выдерживают. Лично я в этой реальности места для активного развития еврейского направления отечественного туризма не вижу. То есть абсолютно!

Конечно, отечественному турбизнесу действительно пока не хватает не то что изюминки, а нескольких килограммов изюма. Если не мешка. Но делать на этом основании далеко идущий вывод о том, что нужно немедленно переориентировать средства именно на развитие еврейско-белорусского туризма, по-моему, слишком преждевременно.

И даже не в том дело, что на дворе стоят далеко не лучшие времена для всевозможных экономических новаций. Хотя нет, и в этом тоже – сейчас с треском рушатся даже те туристические направления, которые казались незыблемыми. Каждому иностранному туристу в Беларуси теперь рады втрое, вчетверо больше, чем раньше, – просто потому, что он предпочел нас, а не соседей. И изыскивать в разгар кризиса какие-то средства для развития чего-то принципиально нового – это не роскошь, а самый что ни на есть авантюризм. Да, ставка на еврейский туризм может сыграть. А если нет?.. Как вернуть в бюджет вложенные средства?.. Как перепрофилировать потом свежепостроенные объекты, если окажется, что спросом они не пользуются?.. Похоже на своеобразную экономическую игру в «рулетку», не правда ли? Либо выпадет загаданное, либо нет. Либо все, либо ничего. Наугад.

Но, по-моему, еще важнее то, что гораздо более выгодным и резонным представляется развитие, простите за тавтологию, белорусского направления белорусского туризма. Ибо он у нас пока тоже находится в зачаточном состоянии. Вот сетуем мы на отсутствие подготовленных экскурсоводов для еврейских групп, на неразвитую инфраструктуру… А много в Беларуси блестящих экскурсоводов, которые рассказали бы туристам про наши памятники?.. И что, сами белорусы не достойны хороших дорог и отелей? Обязательно их нужно строить для приезжих гостей, для себя – не надо?.. Владельцы агроусадеб в один голос жалуются на дороги, по которым к их замечательным усадьбам не подобраться, – и эти жалобы говорят о многом. Мало ведь явление придумать и маршрут создать. Ох, как мало.

Да что там о маршрутах говорить – мой оппонент предлагал открыть специальные курсы для экскурсоводов, где они будут изучать все нюансы еврейского быта в Беларуси и даже язык. Мне почему-то тут же вспоминается сообщение белорусских информагентств, которое было растиражировано, если не ошибаюсь, в начале лета. О том, что Министерство спорта и туризма намерено просить руководство вузов, готовящих кадры для туристической отрасли, при подготовке специалистов экскурсионного дела больше внимания уделять изучению белорусского языка. Потому что экскурсоводов, владеющих белорусским (!) языком крайне мало, и если в Минске их еще найти можно, то в провинции – это уже большая проблема.

В такой реальности очень странными кажутся идеи развития специфических, узконаправленных туристических линий. Потому что начинать разрабатывать подобные линии сейчас, на мой взгляд, все равно, что голодному, у которого в доме нет и постной каши, планировать на ужин омара. Без всяких, замечу, на то оснований.

Согласитесь, в белорусском туризме работы непочатый край. И даже не в дорогах и отелях тут дело. У белорусского туризма обязана быть, между прочим, концепция. Существующая не сама по себе, а работающая на благо государства. Чтобы и экскурсоводы, и глянцевые рекламные брошюры, и указатели работали на одну – национальную – идею. Которая пока что сводится в основном к огромным плакатам вдоль дорог с надписью «Мы – беларусы!»

И вот когда оживет и вырастет белорусский младенец по имени «национальный туризм»… Когда по удобным и ровным дорогам улыбчивые гиды, прекрасно владеющие белорусским языком, будут возить восхищенные группы… Когда мы полюбим сначала себя, а потом начнем привлекать окружающих… Вот тогда стоит начать говорить о разветвлении и разнообразии туристических линий. Не ранее.

Все-таки не надо строить космическую ракету на кухне…


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах