03.02.2011

 - Газета

Sex, sport, business. Какие запросы, связанные с Беларусью, обрабатывает Google

Google, конечно, не единствен­ная поисковая система в мире. Но, безусловно, самая популярная - 80% поисковых запро­сов осуществляется именно через Google. Поэтому мне показалось вполне логичным обратиться к ста­тистике поиска этой системы - с тем, чтобы проанализировать, как меня­ется мировой интерес ко всему, что связано с белорусским туризмом, а также с нашими брендами.

Лилия КОБЗИК

Google, конечно, не единствен­ная поисковая система в мире. Но, безусловно, самая популярная - 80% поисковых запро­сов осуществляется именно через Google. Поэтому мне показалось вполне логичным обратиться к ста­тистике поиска этой системы - с тем, чтобы проанализировать, как меня­ется мировой интерес ко всему, что связано с белорусским туризмом, а также с нашими брендами. К сожа­лению, графики этой статистики не отображают точное число запросов - лишь соотношение этого количе­ства по годам и месяцам, но зато динамика интереса к конкретным вопросам, рост и падение запросов прослеживаются четко.

s0

Итак, наш магистральный интерес - ту­ризм и все запросы, которые так или ина­че связаны с этим словом. Но прежде выяс­ним, как часто пользователи Google вводили в поисковик само слово Belarus. Это важно, по­скольку интерес к туризму напрямую связан с интересом к стране в целом. Тем более - учи­тывая нашу ситуацию, непрекращающиеся раз­говоры о «терра инкогнита» и прочее. Возьмем статистические данные, начиная с 2004 года (предположим для объективности, что до это­го времени уровень компьютеризации по все­му миру был недостаточным, чтобы корректно сравнивать показатели десятилетней и более давности с сегодняшними).

s2

Динамика популярности запроса Belarus с 2004 года

Хорошая новость: такой страной, как Belarus, люди интересуются. Плохая - этот интерес постоянно падает. Пик интереса приходится на март 2006 года (как помним - год и месяц предыдущих президентских выборов). Такой же взлет неожиданно наблюдаем в октя­бре 2008 года. Как это можно объяснить? Чем таким Беларусь (Belarus) могла привлечь интер­нетовского обывателя в октябре 2008-го? Поко­павшись в том же Google нахожу лишь два со­бытия, могущие дать толчок к возникновению интереса, - старт работы незабвенного лорда Белла по улучшению имиджа Беларуси и матч БАТЭ - «Ювентус» в сентябре. Однако, принеся в определенный момент неплохие плоды, пер­спективно усилия лорда-пиарщика, как пони­маем, пошли прахом и даже в каком-то смысле накрылись круглым предметом банного инвен­таря. БАТЭ тоже, увы, оказалась не настолько всемогущей командой, чтобы регулярно при­возить в Беларусь команды уровня «Ювентуса». Поэтому далее наша «кривая» неумолимо пол­зет вниз. Увы, ничего, кроме снижения, не обе­щает нам и прогноз, сводя пунктирную кривую чуть ли не к нулю. Самым популярным запро­сом, согласно комментариям к этому графику, Belarus оказалась у самих белорусов - полови­на из общей массы запросов. Далее в рейтинге интересующихся нами как страной комфортно расположились жители Нигерии, Литвы, Лат­вии и Азербайджана. Ни одной западноевро­пейской страны в десятке государств, жители которых с 2004 года и по сей день забивали в поисковик нашу дорогую Belarus, не оказалось - ни-че-го западнее Литвы.

Самые популярные запросы по теме Belarus выглядят так: minsk, minsk belarus, belarus map. Есть в десятке популярных запросов также belarus tractor и visa belarus. Я бы ре­комендовала обратить внимание на это обстоя­тельство тем экспертам и журналистам, которые без устали муссируют вопрос бренда Беларуси. Взгляните на аналитические данные Google - там есть кое-какие ответы. Они не очень утеши­тельны, но зато честны. Как видим, из виртуаль­ного мира материализуются как минимум два бренда - причем, судя по всему, они по-разному географически ориентированы: belarus tractor - на восток, а visa belarus - на запад.

Довольно любопытная картина появляет­ся в статистике поиска Google, если вве­сти тот же запрос, но уже по-русски - Беларусь. Тут ситуация прямо противоположная. Вместо досадного падения - хороший рост и кульми­нация в декабре 2010-го. Конечно, можно было бы целиком списать тенденцию на русских тури­стов, «неровно дышащих» в отношении наших санаториев, горнолыжных центров и экскурси­онных возможностей, да на этом и успокоиться. Но все не так просто. Оказывается, самыми лю­бопытствующими по поводу слова «Беларусь» являются... сами белорусы, оставляя далеко по­зади себя русских, украинцев и казахов. Причем сверхпопулярность (есть и такая графа в анали­тике) набирают ключевые слова Беларусь ТВ, выборы беларусь и санаторий беларусь.

Собственно, пока это все, что ка­сается узнаваемости и востребован­ности информации о стране в целом. Впрочем, к данному вопросу мы еще вернемся.

А сейчас рассмотрим статистику поиска слов и понятий, непо­средственно относящихся к туризму. Начнем с самого простого - travel in Belarus. Увы, график демонстриру­ет постоянное снижение интереса с 2004 года. Некоторым всплеском ко­личества запросов характеризуется декабрь 2005 года, но уже в январе 2006-го остается меньше полови­ны запросов по сравнению с 2004-м. Не будем сбрасывать со счетов и уже упоминаемый уровень компьютери­зации мира - так или иначе, даже с 2004 года он многократно увеличил­ся. Тем очевиднее стабильное паде­ние интереса к такому понятию как «путешествие в Беларусь». Самое пе­чальное, что соответствующий про­гноз Google также неутешителен. Эксперты предвещают дальнейший спад. Причин много, но это, как го­ворится, уже совсем другая история.

s1

Динамика популярности запроса travel in Belarus с 2004 года

Самым популярным запрос насчет travel in Belarus был, как ни стран­но, у жителей США. (Кстати, сотрудни­кам турфирм, занимающимся въезд­ным туризмом, я рекомендовала бы создать аккаунт и, воспользовав­шись поисковым механизмом, посмо­треть полный рейтинг стран, из ко­торых поступали запросы о travel in Belarus. Эта информация наверняка может пригодиться для планирова­ния.) Чаще всего в поисковик попада­ли слова travel to minsk (возможно, англоязычная публика других бело­русских городов просто не знает).

Далее - любопытно и грустно.

На tours to Belarus статистика не реагирует, отвечая: «объем поис­ковых запросов недостаточно ве­лик для отображения графиков». Тот же ответ получаем на excursions in Belarus. Обидно! Наудачу пробую sights in Belarus (памятники, до­стопримечательности) - безрезуль­татно. А как насчет agrotourism in Belarus? Запросов либо нет, либо число их мизерное. Аналогичная си­туация с active tourism in Belarus, и тут, конечно, есть о чем задуматься. Казалось бы, столько в Беларуси рек, озер, лесов, заповедников и всякой чудесной неоткрытой первозданной лепоты!.. Но статистика - упрямая вещь: нет запросов в Googte - зна­чит, широкие массы зарубежных ин­тернет-пользователей (потенциаль­ных туристов) не интересует наша нетронутая природа.

s3

Динамика популярности запроса hotels in Belarus с 2004 года

А вот ситуация с основой ос­нов туристической индустрии. Hotels in Belarus. Понятно, что до­веряться полностью графику, ото­бражающему количество подобных запросов, нельзя. Те зарубежные граждане, которые четко знают, что им нужен именно hotel in Belarus и даже какой именно hotel и в какие даты, не пойдут в Google. Скорее они прямо обратятся к возможно­стям ресурса booking.com или про­сто позвонят своему агенту. Но ведь нас волнует лишь идеальный инте­рес наших потенциальных гостей, не правда ли? Как же изменилось коли­чество соответствующих запросов с 2004 года? График показывает, что  да, это количество изменилось. Но изменилось еще более неутешительным образом, чем количество запросов по словам travel in Belarus. Пик интереса наблюдался в апреле 2005 года (как и во многих случаях, честно говоря, не знаю, с чем это связать: видимо, надо лучше изучать нашу историю, в данном случае – совсем недавнюю). Но после этого периода – никаких пиков, одно сплошное снижение вплоть  до почти полного сползания кривой к нулю в декабре 2010-го. Самые популярные среди hotels in Belarus - как и следовало ожидать - отели столицы. Следующий вывод: судя по аналитике Google, никаких других городов, кроме Минска, в Бе­ларуси не существует.

После неудач с tours to Belarus и excursions in Belarus почти логичным кажется отсутствие стати­стики по запросу leisure in Belarus (отдых). Те, кто посылает запросы в Google по-английски, отдыхать к нам практически не ездят. Да и куда им ездить? Соответствующие мировым стандартам курортные зоны у нас так и не появились, и, судя по всему, по­явятся не скоро. А довольно раскру­ченный внутри страны агротуризм, которым мы частично подменили го­стиничную инфраструктуру в зонах отдыха, как помним, также не пожелал отобразиться в изучаемой стати­стике. Не появился график и на фра­зу hunting in Belarus (охота) - тут, честно говоря, я даже не знаю, радо­ваться или переживать. Зато на ана­логичный запрос по-русски взгля­ду предстает любопытный график. Судя по статистике Google, до янва­ря 2009 года русскоязычные охотни­ки не выражали в целом интереса к такому направлению, как Беларусь. Зато потом и вплоть до октября 2010 года - кривая на большом подъеме. В декабре количество запросов по­убавилось, но зато очень хороший прогноз на ближайшие полгода. Если верить Google, уж во всяком случае российские туристы на охоту в Бела­русь ездить будут.

Сугубо из спортивного интере­са, не имея веры в результатив­ность, но имея надежду на лучшее и лучшие времена, интересуюсь у Google, имелись ли запросы на пред­мет city breaks in Belarus (популяр­ные во всем мире так называемые городские туры или просто уик-эн­ды). Опять-таки, «объем поисковых запросов недостаточно велик для отображения графиков». На анало­гичный запрос на русском языке, пу­щенный на экспертизу в холодный виртуальный мир кило- и гигабай­тов, ответ тот же. Видимо, уик-эн­ды в Минске или, допустим, Могиле­ве для российских туристов все же еще не так рентабельны и приятны, как недорогие полноценные канику­лы в санаториях с лечением, шести- разовым питанием и душевным об­служиванием персонала. Но вполне вероятна и такая гипотеза: пресло­вутые сити-брейки и уик-энды в Бе­ларуси превратились для москвичей (львиная доля наших русскоязыч­ных гостей!) в столь обыденное заня­тие, что отпал всякий смысл забивать Google и уничтожать трафик подоб­ными запросами.

Далее предлагаю вновь повернуться лицом к нашим «брендам».  Не секрет, что есть среди них такие, которые, имея прямое отношение к туризму, являются темой отчасти интимной.  Я, например, была не слишком удивлена, но все же  озадачена тем фактом, что популярный поисковик не мо­жет посчитать запро­сы по темам sights in Belarus, excursions in Belarus и tours to Belarus ввиду их мизерности. Но зато Google моментально откликнул­ся крепкой бодрой диаграммой на мой осторожный клик по статисти­ке поиска girls in Belarus (девушки). Вряд ли Национальное агентство по туризму возьмется анализировать подобные запросы - в силу неодно­значности и непристойности подоб­ного «сегмента» туризма. Но тема, как видим, существует. И, судя по не­которым данным (уже не Google), су­ществует она не только в теоретиче­ской плоскости чистого познания.

Если проследить интерес к girls in Belarus с того же 2004 года, то на фоне общей стабильности выделя­ются июль и сентябрь 2007 года: рост начался в июле и достиг своего пика в сентябре. Потом наступило сниже­ние интереса вплоть до июля 2008 года. Но зато далее - сплошная «фее­рия» запросов. Самые пиковые пери­оды интереса к теме girls in Belarus летние месяцы и декабрь. В общем  вполне объяснимая сезонность. В 2010 году, воспоминания о котором еще так свежи, всплеск интереса к girls in Belarus иностранцы проде­монстрировали в июне и сентябре. Любопытно, что после некоторо­го падения количества соответству­ющих запросов в декабре 2010 года в нынешнем январе вновь начался подъем. Жизнь продолжается.

Что ж, сказали «а» - надо гово­рить и «б». Что нам ответит Google  на еще более прямой запрос - sex in Belarus? Google отвечает - ok, та­кие запросы были и есть. Правда, не с 2004 года волновала данная ще­котливая тема любознательных ино­странцев, а почему-то только с 2006- го. Именно тогда кривая подскочила до «потолка» практически под углом в 90 градусов - буквально за месяц. Реклама, что ль, какая пошла? Мак­симальный взлет интереса к этим за­просам видим опять-таки в уже упо­мянутом марте 2006 года. Как это объяснить? Не знаю. Каким образом со столь скользкой темой связаны предыдущие президентские выбо­ры и связаны ли вообще? Затрудня­юсь ответить. Еще одна загадка - по­ведение кривой после марта 2006 года. Это поведение характеризует­ся практически полным отсутствием запросов вплоть до июня 2008 года. В июле - резкий подъем (впрочем, не такой резкий, как в марте 2006-го, - вполовину меньше). А далее - спад до апреля 2009 года. А вот с мая 2009 года до декабря 2010-го наблюдается постоянное, не очень большое, ко­личество запросов. Любопытно, что прогноз отсутствует. Возможно, про­гнозировать подобные вещи трудно. Как карта ляжет.

Конечно, невозможно обойти вниманием и такой имеющий прямое отношение к нашему туриз­му вопрос как sport in Belarus. За­просы есть, график имеется, и, ду­маю, его взлеты и падения должны быть вполне обоснованны с точки зрения событийности либо (как вари­ант) скандальности. С 2004 года пер­вый настоящий рост интереса при­ходится на уже упомянутый сентябрь 2008 года (матч БАТЭ - «Ювентус»). В октябре 2008-го количество запро­сов показано как стопроцентное. Рез­кий скачок вниз произошел в ноябре 2009-го. Но зато наблюдался неболь­шой всплеск заинтересованности в мае 2010 года. Что любопытно - про­гноза нет. Может, вскоре появится?

Интересует иностранцев и та­кое явление нашей действи­тельности как бизнес. Business in Belarus.

Наличие соответствующей статистики говорит все же о некото­рых перспективах делового туриз­ма в Беларуси. Явным увеличением количества запросов отмечен июль 2007 года. Далее - вплоть до декабря 2009-го     - видим постоянный ощути­мый рост. В ближайшей перспекти­ве аналитика Google обещает нам понижение градуса соответствую­щего интереса. Впрочем, это ясно и без Google. Жаль, что аналитические службы поисковой системы не дают долгосрочных прогнозов.

И еще немного о брендах. Знаю, что простому читателю это ин­тересно. Охотно выдает Google стати­стику запросов на слово Lukashenko. Интерес к этой теме, правда, неболь­шой, но практически постоянный. Как легко предположить - максимум запросов в марте 2006 года. Но лю­бопытно, что в декабре 2010-го уже можно наблюдать лишь 50% запро­сов о Lukashenko в сравнении с мар­том 2006-го. Что мы увидим через 5 лет?.. Больше всего интересуются на­шим уникальным «брендом» интер­нет-пользователи Италии, Канады и США. Более близкие во всех смыслах поляки, чехи, немцы и шведы, види­мо, и так все знают.

Далее я наугад стала искать ста­тистику запросов по всем тем ключевым словам, которые мы ги­потетически считаем нашими симво­лами или брендами. Так, в поле мое­го зрения попали potato in Belarus (картошка), bisons in Belarus (зубры) и даже такие экстравагантные поня­тия, как back in the USSR in Belarus и village Pogost in Belarus.

Ничего внятного всезнающий Google по всем этим любопытным поводам сказать не смог. Увы (или к счастью?), реальность далека от на­ших фантазий. Но, на мой взгляд, лю­бопытно другое. Сама реальность часто заглядывает к нам в Беларусь только из «окна» виртуального мира.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах