17.03.2011

 - Газета

«Птицы Ротшильдов» впервые в Беларуси

Выставка «Белое золото Херенда - фарфор для королей» открылась в Национальном художественном музее
Многое мы знаем о Венгрии: о чудесном Балатоне, о термальных источниках с целебной водой, о Буда­пеште, красоте которого можно удивляться беско­нечно. Музыкальный фестиваль Sziget белорусы ос­ваивают тоже. Но вот коллекционный венгерский фарфор представлен в Минске впервые.

Выставка «Белое золото Херенда - фарфор для королей» открылась в Национальном художественном музее

Многое мы знаем о Венгрии: о чудесном Балатоне, о термальных источниках с целебной водой, о Буда­пеште, красоте которого можно удивляться беско­нечно. Музыкальный фестиваль Szigetбелорусы ос­ваивают тоже. Но вот коллекционный венгерский фарфор представлен в Минске впервые.

pyicy

Что же в нем такого интересного? Во-первых, это на­стоящий венгерский бренд, со 185-летними традиция­ми. Во-вторых, это действительно национальный фар­фор для королей, так как еще в 1848 году мануфактуре присвоили титул «Императорская и королевская при­вилегированная фарфоровая фабрика». Качество это­го фарфора уже тогда было высочайшим. Хроники подтверждают принцип, неоднократно прописанный основателем марки «Херенд» Мором Фишером: неукос­нительное следование «старинному саксонскому сти­лю». Но следовать не означает копировать: роспись фарфора всегда была ручной, технологии - продвину­тыми, а декор - уникальным.

При чем же здесь «Птицы Ротшильдов»? Это и есть на­звание декора, узоры которого без повторений варьиру­ются в каждом предмете огромного обеденного серви­за, привезенного в Минск. В середине XlX века венская семья баронов Ротшильдов заказала мануфактуре посу­ду с изображениями 12 птиц. Согласно семейному преда­нию, баронесса нашла утерянное кольцо в саду на ветке дерева, рядом с двумя птицами. Это и стало сюжетом для венгерского дизайнера. Поддавшись романтической ле­генде, добавим, что именно «птиц Ротшильдов» выбра­ла принцесса Диана для своего свадебного сервиза, но было это уже в XX столетии. А список королевских фами­лий в числе заказчиков фабрики огромен.

Есть у Херенда еще один декор - «Королева Викто­рия», получивший название благодаря покупке коро­левы Виктории на Всемирной промышленной выставке в 1851 году. Его рисунок - бабочки в китайском стиле. Правда, в минской экспозиции их практически нет.

Получив мировое признание коронованных особ и ведущих коллекционеров произведений искусства, Мор Фишер и сам был удостоен дворянского звания (1867) и в качестве приставки к своей фамилии выбрал имя Фаркашхази. Как семейный бизнес - а наследники прилежно модернизировали предприятие - фабри­ка просуществовала до 1948 года, затем стала госу­дарственной. Производство в Херенде было признано венгерским культурным наследием. И уникальные охот­ничьи мотивы, малая пластика на венгерские темы, фи­гурки животных, подсвечники, бюсты выдающихся лю­дей оставались продукцией высочайшего качества.

Сейчас они - предмет коллекционирования. В Вен­грии в художественных салонах можно купить фарфор марки «Херенд». Например, небольшой современный кофейный сервиз обойдется ценителям декоративно- прикладного искусства примерно в 1000 евро.

На открытии выставки директор Национального ху­дожественного музея В. Прокопцов сказал, что сотруд­ничество с венгерскими коллегами продолжится, му­зей надеется на будущие совместные проекты, и, может быть, недалек тот час, когда коллекционный фарфор Хе­ренда появится и в минских салонах. Что ж, в эпоху од­норазовой посуды и китайского ширпотреба прививка хорошего вкуса нам не повредит.

Выставка «Белое золото Херенда - фарфор для коро­лей» демонстрируется в Национальном художествен­ном музее до 11 мая.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах