24.03.2011

 - Газета

«Шалом у кожны дом!»

Роман Артура Клинова «Ша­лом» - одна из последних новинок белорусской ху­дожественной литературы. На­помню нашим читателям, что Артур - автор многих проектов, редактор журнала «пАЯТизан», художник-постановщик филь­ма «Масакра». Сейчас Артур Клинов готовится к участию в Венецианском биеннале.

Любовь ГАВРИЛЮК

Роман Артура Клинова «Ша­лом» - одна из последних новинок белорусской ху­дожественной литературы. На­помню нашим читателям, что Артур - автор многих проектов, редактор журнала «пАЯТизан», художник-постановщик филь­ма «Масакра». Сейчас Артур Клинов готовится к участию в Венецианском биеннале.

Скажу сразу: роман мне понравился, но пересказывать содержание не хоте­лось бы. Его центральным образом стал шлем прусского солдата, он ведет за со­бой главного героя, весь сюжет и про­воцирует еще множество ассоциаций и соображений по поводу частной и пу­бличной жизни, роли художника и искус­ства в развитии общества.

Но как это часто бывает с хорошей ли­тературой, каждый читатель находит у автора что-то свое. Я увидела в событиях романа прежде всего тему защиты - лич­ного пространства, искусства, даже сво­ей страны. А прусский шлем на голове художника Андрея (Андрэ, или Андрей- ки - в зависимости от ситуации) - сим­вол его готовности предъявлять и от­стаивать свои убеждения. И шалом этот привлекает на его голову кучу неприят­ностей.

И вот тут мы с Артуром Клиновым ра­зошлись во мнениях.

Он считает: «Шалом - не столько за­щита, сколько часть национальной бело­русской игры «хованкi» - прятки. Шалом, партизаны,  «хованкi», «мяне няма» - это вещи одного порядка. Это уход или по­пытка укрыться в своей идее фикс, в сво­ем, если хотите, «привете». Ведь белору­сы - нация не коллективистского типа, мы - нация индивидуалистов, которая не «гуртуецца». Индивидуализм имеет исто­рические причины: стратегии и тактики выживания всегда были делом индиви­дуальным, а не коллективным.

«Шалом» - роман об одиночестве, и я назвал его военным романом. Потому что наш герой уходит в свои идеи и одно­временно находится в состоянии войны против всех. Это индивидуальный бунт, хотя это общество объявляет ему войну. И конечно, это мирный бунт, никому ни­какой беды он не причиняет».

В романе есть масса узнаваемых под­робностей, точнее, намеков или даже эскизов, благодаря которым создается ощущение, что действие происходит в реальной жизни. Вот только в романе на­шелся смелый человек, один, в сверкаю­щем шлеме с золотыми львами на гербе, настоящий воин. Даже узнаваемость, в частности, минских улиц заставляет чи­тателя быть предельно внимательным к сюжету и персонажам. На вопрос, есть ли прототипы и элементы автобиогра­фии в романе, Артур отвечает, что «боль­шинство событий списаны с жизни, мно­гое было увидено и пережито, взято из личного опыта и опыта друзей. Идея ро­мана возникла, когда мы со скульптором Андреем Воробьевым были в Бонне, на пленэре. На воскресной ярмарке увиде­ли этот шлем. Он действительно стоил 500 евро, и купить его мы не могли. Но пошли в пивную и стали фантазировать, как бы это было, если бы человек его ку­пил, одел и никогда не снимал. Андрей Воробъев действительно живет в Моги­леве - все это вошло в книгу. О продол­жении говорить пока рано, но идея, при­чем довольно рискованная, есть».

И еще одна тема прослеживается в ро­мане: состояние искусства, положение художника и отношение к нему во мно­гом маркирует ситуацию в самом обще­стве. Невольно задаешься вопросом: что можно сказать в этом смысле о Белару­си? «Я бы не ограничивался здесь рамка­ми Беларуси, я хотел высказать свое от­ношение к современному арт-процессу в целом. Много лет я знаю этот процесс, прослужив больше чем полжизни в ар­мии художников. И отношение, которое выработано за эти годы, весьма скепти­ческое. Это ситуация мировая, общая - современное искусство существует как монополия глобалистского типа. Она ра­ботает как большая финансовая пирами­да, где все строится на впаривании, по большому счету, мыльных пузырей. Со­храняется лишь видимость объективных принципов, но на самом деле законы, критерии оценки произведения искус­ства совершенно другие».

Отдельно от романа Артур Клинов создал ресурс Salom.by с девизом «Ша­лом у кожны дом!». «Конечно, он завязан на роман, но по сути это информацион­ный поп-арт, - комментирует Артур ме­дийный проект. - Публикуются новости со всего мира, где что-то происходит в жанре «шалом». Это такой перфоманс: людям приходит идея одеть шалом, они это делают и - начинают понимать, как им жить дальше. Новости касаются куль­туры, политики, светской и криминаль­ной хроники - такая пародия на инфор­мационный мир.

Мне хотелось попробовать сделать арт-проект в медиа-пространстве, по­смотреть, насколько эффективно рабо­тают социальные сети, интернет-техно­логии. Для меня это был эксперимент, и я поражен результатом. Он превзошел все мои ожидания, этот потенциал огромен».


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах