01.04.2011

 - Газета

Ирина БОВЕНКО: "Наши программы копируют крупные московские операторы"

На массовых направ­лениях белорусских туроператоров с каждым годом все силь­нее теснят их российские и украинские коллеги. Противостоять этой экс­пансии крайне трудно - за крупными компаниями стоит внушительный поток и большие финансовые возможности.  О предстоящем сезоне, жесткой конкуренции и философии экскурсионных программ рассказывает Ирина Бовенко, директор компании «Бел-Ориентир», специализирующейся на европейских направлениях.

 На массовых направ­лениях белорусских туроператоров с каждым годом все силь­нее теснят их российские и украинские коллеги. Противостоять этой экс­пансии крайне трудно - за крупными компаниями стоит внушительный поток и большие финансовые возможности. Но в сфере экскурсионных автобус­ных туров отечественные операторы все еще держат этот «удар», хотя и призна­ют, что с каждым годом это становится все сложнее. О предстоящем сезоне, жесткой конкуренции и философии экскурсионных программ рассказывает Ирина Бовенко, директор компании «Бел-Ориентир», специализирующейся на европейских направлениях.

bovenko

-    Весенняя туристическая вы­ставка в Москве является, пожалуй, самым важным событием для бе­лорусских туроператоров и своео­бразным «барометром» сезона. Как она проходила в нынешнем году?

-    Если бы московская выставка дей­ствительно была «барометром» се­зона, то сезон можно было бы закры­вать даже не начиная - хуже выставки за все время участия в ней нашей ком­пании я не припомню. А нам есть с чем сравнивать, так как впервые мы пред­ставили собственный стенд в Москве на второй выставке и с тех пор участву­ем постоянно. В нынешнем году орга­низаторы поставили совершенно не­оправданный эксперимент, объявив первый день выставки MITT днем VIP - собственно, никто так и не понял, за­чем это было сделано и кто должен был выступать в качестве VIP-посетителей. Если в прошлый год с профессионала­ми можно было работать три дня, то в этот первый день работы практически не было. До этого мы провели 3 дня на выставке «Интурмаркет», четвертым стал достаточно вялый VIP-день вы­ставки MITT, поэтому фактически толь­ко пятый день нашего присутствия в Москве оказался по-настоящему ра­бочим. На мой взгляд, выставка не удалась, и, думаю, большинству фирм пришлось увезти домой часть подго­товленных материалов. Если на пер­вых выставках из-за недостатка опыта организаторы совершали ошибки, то это хотя бы компенсировалось огром­ным спросом и интересом со стороны регионов. Сейчас же тенденция такова, что с каждым годом интерес к выстав­кам падает все сильнее.

-    На ваш взгляд, почему это про­исходит?

-    Во-первых, участие в двух выстав­ках подряд очень утомительно для турфирм, накладно с финансовой точ­ки зрения и к тому же не оправдано ор­ганизационно. С другой стороны, поте­ря прежней значимости выставок - это общемировая тенденция. Рынок доста­точно устоялся, партнеры, по большо­му счету, всеми найдены, но в услови­ях перераспределения рынка между крупными и средними игроками со­всем сбрасывать выставки со счетов не стоит. Это направление должно жить, хотя временами выставки приобрета­ют формальный характер, как это, на­пример, бывает в Минске. Но скоро мы увидим, каким будет интерес белору­сов к поездкам за рубеж. Что касает­ся международных выставок, то хоте­лось бы, чтобы государство обращало на них больше внимания. Все-таки сти­хийно создавшийся объединенный стенд не приведет к каким-то значи­тельным результатам по продвижению страны.

-    Уже есть предположения, как будет складываться сезон?

-    В связи с достаточно сложной по­литической ситуацией в мире крупные международные туроператоры про­гнозируют всплеск интереса к евро­пейским направлениям, которые за­рекомендовали себя как стабильные и безопасные. Мы надеемся, что это так и будет, все-таки Европа - это наша специализация. Тем более что на се­годняшний день наша компания на­столько самодостаточна, что может предложить клиентам весь спектр ев­ропейского туризма, который только можно найти в Беларуси и России. В ны­нешнем сезоне мы еще немного рас­ширились за счет отдыха в Испании, а также новых экскурсионных программ по Германии, соответствующих кон­цепции slow travel - «медленный ту­ризм». Их оценят туристы, которые не любят путешествовать «галопом по Ев- ропам» - они смогут пожить в Берли­не, выезжая на радиальные экскур­сии, или подробнее познакомиться с югом страны. Подобных программ в разных странах у нас с каждым годом становится все больше. Мы предпола­гаем, что в нынешнем сезоне достаточ­но серьезный процент в общем объе­ме курортных стран займет Румыния, так как это единственная европейская страна с льготным визовым режимом. Несмотря на то что Румыния в первую очередь ассоциируется с бюджетным видом отдыха, здесь стали появляться и прекрасные отели 4*, цены на кото­рые также радуют. Страна продолжа­ет развиваться как туристическое на­правление, перенимает все лучшее у Болгарии и смотрится во многом выи­грышнее, чем Крым, где пока так и не добились европейского уровня отды­ха. Мы надеемся также на поддержку нашей железной дороги и возрожде­ние железнодорожного сообщения с Румынией.

-   На массовых направлениях бе­лорусские туроператоры очень сильно сдали позиции российским конкурентам, особенно по части авиатуров. Как обстоят дела с авто­бусными программами?

-   Действительно, крупные рос­сийские туроператоры контролиру­ют большую долю нашего рынка, и надо сказать, что в свое время нас не поддержало ни государство, ни Ми­нистерство спорта и туризма, поэто­му авианаправления если не на 100%, то весьма существенно принадлежат конкурентам из соседних стран. Тя­гаться с ними в этой сфере практиче­ски нереально - за ними стоят мощные финансовые возможности, огромный поток, благодаря которому они полу­чают преференции в отелях. Что ка­сается автобусных туров, то пока нам удается сохранять баланс с крупны­ми российскими автобусными туро­ператорами и где-то даже выступать в роли лидера, хотя с каждым годом это становится все труднее. Очень обид­но, что мы практически потеряли авто­бусные парки: в то время как Литва и Польша занимались их переоборудо­ванием, у нас это было запрещено. Се­годня все более или менее приличные автобусы, которые есть в парках, фак­тически закреплены за турфирмами. Сложность состоит в том, что мы рабо­таем только с определенным классом автобусов, так как требования к тури­стическим автобусам значительно воз­росли как у европейских стран, так и у туристов.

-    Помимо белорусов вы обслужи­ваете много россиян. Как в условиях серьезной конкуренции вам удает­ся привлекать этого клиента?

-   В первую очередь разнообразием программ, которые мы предлагаем. К примеру, в этом году помимо традици­онного Адриатического, Тирренского и Лигурийского побережья мы предо­ставим своим туристам возможность побывать в Тоскане. Предлагаться бу­дут не все сезоны, так как это доста­точно дорогое направление, и мы по­пытались соединить цену и качество этих поездок. Вслед за нами многие ту­роператоры в Беларуси и России стали предлагать отдых в Сорренто и в Лигу­рии - видимо, интерес к этим направ­лениям оказался так велик, что после десятилетия существования програм­мы нас решили «продублировать». В России мы сотрудничаем с большим количеством региональных агентств, и не важно, сколько туристов они от­правляют по нашим программам - группу или двух человек, мы очень дорожим этим сотрудничеством. По­нятно, что им дорожат также наши мо­сковские конкуренты. По сравнению с российским рынком у нас есть ряд преимуществ - мы более мобильны; уступая какие-то регионы, мы вынуж­дены искать и открывать новые на­правления. Каждые 3-4 года мы ста­раемся запустить совершенно новую программу, каждый год обновляем свои маршруты - и по объективной не­обходимости, и по просьбам наших по­стоянных клиентов. Рынок не стоит на месте, и нужно успевать идти с ним в ногу. В этом году мы столкнулись с тем, что крупный московский автобусный туроператор в точности скопировал наши программы. Это происходит уже не впервые, и каждый раз это очень обидно - в мире много интересных ре-

Если бы московская выставка действительно была «барометром» сезона, то сезон можно было бы закрывать даже не начиная - хуже выставки за все время участия в ней нашей компании я не припомню.

гионов, и можно было бы придумать что-то свое, а не заниматься плагиатом. Мы не можем запатентовать свои туры. Но подобный «дубляж», наверное, го­ворит в нашу пользу - средненькие маршруты, которые неинтересны кли­енту, никто не стал бы копировать. Для нас это стимул предложить программы еще лучше и интереснее, тем более что мы всегда стремились отличаться от коллег. К примеру, в нынешнем сезоне наша испанская программа будет по­строена по другим принципам, нежели у других туроператоров: мы постара­лись сделать самый короткий, но мак­симально интересный транзит и боль­ше времени уделить непосредственно отдыху. В итоге мы получили и инте­ресную цену, и новый маршрут. Сей­час требования туристов значительно возросли, российский клиент практи­чески не приемлет ночных переездов, поэтому мы строим программы или во­все без них, или максимально с одним ночным переездом.

-    Верх комфортности для тури­стов - пожалуй, экскурсионные программы с авиаперелетом. Ваша компания предлагает подобные туры. Скажите, пользуются ли они спросом?

-    Действительно, уже очень давно мы пытаемся организовать подобные программы, но это абсолютно не уда­ется на белорусском рынке. Эту идею сейчас в основном эксплуатирует рос­сийский рынок, а мы только присоеди­няем своих туристов к потоку из Рос­сии - хотя зачастую ими используются как раз разработанные нами програм­мы. К сожалению, у нас нет возмож­ности организовывать собственный поток, тогда как самолеты из России по подобным программам отправля­ются еженедельно. Белорусский ту­ризм живет только с мая по сентябрь, а в России движение никогда не оста­навливается. Хотя в сезон любопытно прослеживать, как меняются предпо­чтения белорусов. Весна традицион­но характеризуется всплеском любви к Франции - с марта по май это самые популярные туры, хотя есть и группы в Италию; в июле-августе актуальны комбинированные программы, вклю­чающие экскурсии и отдых. Осенью клиенты предпочитают поездки по Италии, кроме того, мы предлагаем им комбинированные программы в юж­ных странах - они по-прежнему акту­альны, особенно для людей, которые уходят в отпуск по графику.

-    Расскажите, пожалуйста, как из­менятся в нынешнем сезоне цены на автобусные туры?

-   Конечно, кто-то из туристов мо­жет мне не поверить, но, думаю, наши постоянные клиенты смогут подтвер­дить мои слова. Мы стараемся удер­живать цены на свои программы в пределах незначительных изменений, хотя с каждым годом делать это стано­вится все сложнее. Объективно даже цены на бензин в последние годы очень сильно выросли как в Белару­си, так и - еще значительнее - в Евро­пе. Но несмотря на рост цен на гости­ницы, сервис, у нас есть программы, цены на которые мы держим на одном уровне уже на протяжении 5 лет. Ко­нечно, в случае авианаправлений это делать сложнее. Кстати, многие тури­сты сейчас даже не замечают, что тот же турецкий рынок уже сравнялся по стоимости с европейскими направле­ниями. Но отмечу, что сейчас клиенты в целом более образованны, понима­ют, что цена и качество должны быть соразмерны, и не ожидают, как 20 лет назад, что за 100 долларов они будут жить в пятизвездочном отеле. С дру­гой стороны, мы настолько давно ра­ботаем со своими партнерами, что по­рой и наши туристы получают от этого своеобразный бонус. В программах мы сознательно занижаем качество сер­виса, указываем проживание в отелях 2-3*, а наша группа может попасть и в Marriott. На общую стоимость тура вли­яет и визовая ситуация, но белорусы постепенно привыкли к ней, хотя, на мой взгляд, мы не менее стабильное государство, чем Албания и Румыния, жителям которых открыт свободный въезд в ЕС. Конечно, существующий визовый режим препятствует разви­тию туризма, но в этом плане ситуация дошла до такого предела, когда хуже быть уже не может - осталось только дождаться позитивных изменений. Ра­дует, что посольства в Минске идут на­встречу турфирмам, и мы очень бла­годарны и итальянскому, и чешскому, и румынскому посольствам, которые неоднократно нас выручали. По край­ней мере наши туристы не могут пожа­ловаться на то, как в нашей компании идет работа по подготовке документов и открытию виз.

-   Беларусь, по сути, также являет­ся европейской страной. Что сейчас происходит с отечественным въезд­ным туризмом?

-   Я думаю, что очень многие наши турфирмы сейчас надеются на его акти­визацию - интерес россиян к нашим са­наториям неоспорим. С другой сторо­ны, эта мода началась, когда санатории у нас полностью дотировались государ­ством. Когда эти учреждения будут вы­нуждены полностью перейти на само­окупаемость и действовать по законам рынка, спрос на них может упасть. Мне совершенно непонятен странный раз­рыв, который существует в стране: при­влекательные по цене санатории и со­вершенно неадекватные по стоимости гостиничные номера. Мы в Париже и Риме находим отели, которые дешевле минских 3*, а уровень их просто нель­зя сравнивать. Высокие цены на разме­щение и безумная стоимость виз силь­но сдерживает поток, хотя, думаю, все турфирмы хотели бы развить эту нишу и зарабатывать на приеме.

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах