21.04.2011

 - Газета

В Беларуси туристы должны увидеть настоящие обряды, а не «а-ля Купалье»

Программа конференции «Агроэкотуризм - состоя­ние и перспективы развития» была составлена так, чтобы ее участники смогли познакомиться не только с теорией, но и практикой, новыми направлениями разви­тия этой популярной нынче отрасли туризма, обменяться опытом.

Программа конференции «Агроэкотуризм - состоя­ние и перспективы развития» была составлена так, чтобы ее участники смогли познакомиться не только с теорией, но и практикой, новыми направлениями разви­тия этой популярной нынче отрасли туризма, обменяться опытом.

Поэтому второй блок конферен­ции начался с доклада «Нематери­альное духовное наследие Беларуси: потенциал для туризма», с которым выступила заведующая отделом на­учно-методического обеспечения охраны историко-культурного на­следия Института культуры Бела­руси Алла Сташкевич. Она отметила, что сегодня ученые и практики туриз­ма двигаются в одном и том же на­правлении, но зачастую непересека­ющимися параллельными путями. А это недопонимание приводит к созда­нию в Беларуси псевдотуристического продукта, не дающего туристам пред­ставления об истинных духовных цен­ностях. По ее мнению, пришло время объединить усилия и перейти к созда­нию совместных программ и проек­тов. Основой туризма во всех странах является наследие, как материальное, так и нематериальное. Алла Сташкевич подчеркнула, что сфера немате­риального наследия очень хрупкая: исчезают носители - исчезает само на­следие. Задача социума - сберечь на­следие и передать потомкам. Понятие «нематериальное наследие» появи­лось у нас в 2006 году, когда Беларусь ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении духовного наследия. В понятие «нематериальное наследие» входят обычаи, артефакты, предметы, уникальное производство и многое другое. Речь может идти не о единич­ном объекте, а о комплексном поня­тии. К примеру, в этот перечень может входить агроландшафт, исчезающий из-за урбанизации.

Охранять духовное наследие очень сложно. Если материальные объекты можно реставрировать и восстанав­ливать, то с памятниками духовной культуры этого сделать нельзя. В этом смысле обеспечить экономическую составляющую, преемственность по­колений, создание рабочих мест впол­не по силам агроусадьбам. Они могут стать материальной базой, своеобраз­ными трансляторами духовного насле­дия. В Беларуси имеется 65 элементов нематериальной культуры, и 20 из них соответствуют требованиям ЮНЕСКО и могут быть включены в Список Все­мирного культурного наследия. Пока в этот престижный список включен только один обряд - «Колядные Цари» в деревне Семежево Копыльского рай­она Минской области. Документы го­товятся еще на 17 обрядов. Это тради­ции шаповальства в Дрибине и язык шаповалов, центр традиционного гон­чарства в деревне Бродная на Столинщине, «Юрье» в деревне Ахоново, «Женитьба Терешки» на Лепельщине, «Туровский карагод» и другие. Агротуризм вполне может использовать эти элементы для привлечения туристов. При этом нужно помнить, что народ­ные обряды - это не шоу, и не устраи­вать «а-ля Купалье» или что-то подоб­ное. Духовное наследие - вещь очень хрупкая и не терпит излишней массо­вости и коммерциализации.

О том, как кулинарные традиции бе­лорусского народа можно использо­вать на сельских усадьбах, рассказал Тадеуш Новогродский, заведующий кафедрой этнологии, музеологии и истории искусств исторического фа­культета БГУ. По его словам, кухня - это такой этноопределяющий компо­нент, по которому можно увидеть не только национальную самобытность, но и характер представителей той или иной нации. Французы говорят: «Харак­тер любой нации можно определить в постели, в политике и в застолье» и «Человечество начинается с кухни». По белорусской кухне также можно проследить историю нации, опреде­лить привычки и традиции белорусов. В подтверждение Тадеуш Новогродский привел несколько высказываний. К примеру, почему говорят «медовый месяц»? Потому что на Беларуси моло­дых на свадьбе и после свадьбы поили исключительно медовухой, крепость которой не превышала 6 градусов: за­ботились о здоровом потомстве.

На усадьбах вполне можно исполь­зовать все элементы и составные ча­сти кулинарного процесса: продукты, технологии приготовления, способы подачи, предметы домашней утвари. Тадеуш Новогродский выразил сожа­ление, что из условий конкурса на луч­шую агроусадьбу исчезла номинация, связанная с традициями националь­ной кухни.

Традиции белорусской кухни ста­нут центральной темой очередного кулинарного фестиваля «Мотольские прысмаки», который состоится 12-13 августа.

Затем слово было предоставле­но хозяевам усадеб. Оксана Сальковская, хозяйка усадьбы «Над Нема­ном», поделилась с коллегами своим умением делать красоту своими рука­ми, используя при этом особенности ландшафта. При этом совсем не обяза­тельно высаживать возле усадьбы и на территории какие-то экзотические рас­тения - отечественные и приживают­ся лучше, и выглядят замечательно. Хо­зяйка «Полесских традиций» Нина Главатская высказала такую мысль: «Европейскость нахлынула на нас, как цунами: евроодежда, евроремонты, евроусадьбы... А хочется сохранить свое, собственное, белорусское». Всех при­сутствующих она пригласила на фоль­клорный праздник «Юр'е», запланиро­ванный на усадьбе 7 мая.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах