01.05.2011

 - Газета

Иван ЧУРА: «Сейчас нам нужна возможность просто заниматься своим делом!»

Анализ непростой те­кущей ситуации в тур- бизнесе и возможные сценарии развития событий обсуждают учредитель ком­пании «Топ-Тур» Иван ЧУРА и редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.

chura Анализ непростой те­кущей ситуации в тур- бизнесе и возможные сценарии развития событий обсуждают учредитель ком­пании «Топ-Тур» Иван ЧУРА и редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.

-   Иван Иосифович, известно, что в связи с кризисом и недостатком ва­люты ситуация на туристическом рынке в настоящее время довольно сложная. Что сегодня происходит с продажами?

-   Хочу подчеркнуть, что мы отслежи­ваем ситуацию буквально по дням. Если посмотреть на тенденции последнего месяца, то можно заметить, что неболь­шой толчок продажам дала выставка. Люди, подогретые обычным весенним ажиотажем, в понедельник после вы­ставки пошли в туристические офисы за путевками. Анализ показал увеличение продаж в два раза. Но, откровенно гово­ря, этот импульс работал совсем непро­должительное время. Уже в последую­щие дни продажи стали падать. Конечно, люди хотят платить белорусскими ру­блями. Они желают «придержать» валю­ту. Это естественно, потому что на руках у населения в какой-то момент оказалась немалая рублевая масса, и народ попы­тался ею воспользоваться. Одни покупа­ли сахар, другие - масло, третьи - путев­ки. Правда, основная масса белорусов, как выяснилось, предпочла покупать валюту. Откровенно говоря, нашу фир­му пока спасает валютная лицензия. Но не лишней является и та определенная рублевая масса, которую мы получаем. Она необходима для жизнедеятельности компании - аренда, реклама, зарплата и так далее. Для нашей компании ситуация пока далека от фатальной. Но когда у кли­ентов закончится валюта, тогда наступит катастрофа для всего турбизнеса. Про­блема прежде всего заключается в том, что по ходу сезона могут быть приоста­новлены чартерные программы с выле­том из Минска. Рухнут программы - рух­нет рынок. Сейчас мы в заколдованном круге, из которого пока не видно выхода.

-    На какую глубину проплачены чартеры?

-     Предоплаты внесены приблизи­тельно на треть глубины. То есть с уве­ренностью можно сказать, что 5-6 первых рейсов, например, турецкой чартерной программы состоятся. Что будет в дальнейшем? Поживем - уви­дим...

-   Каким образом можно спрогно­зировать ситуацию и возможно ли предпринять какие-то антикризис­ные шаги?

-   Сегодня ничего нельзя предусмо­треть и никак нельзя подстраховать­ся. Купить валюту сейчас нереально. Мы отправляем заявки в банк, но ва­люты нет. Если этот вопрос не решит­ся, на туризме можно ставить крест. Когда этот момент наступит - опреде­лить невозможно. Все зависит от того, когда у людей закончится валюта. Если рухнут наши программы, тем туристам, которые все же захотят отправиться на отдых, придется лететь из Украины, России или Литвы. В таком случае по­следняя валюта «улетит» из страны.

В принципе, сейчас намечаются два пути развития ситуации. Оба, на мой взгляд, очень тревожные. Если конвер­тация по-прежнему будет невозмож­на, возникнет так называемый «черный нал»: деньги будут вывозиться из страны самими туристами, и за путевки клиен­ты будут платить напрямую партнерам. Второй вариант связан с приемом бе­лорусских рублей. Сейчас каждая ком­пания устанавливает свой курс, это не запрещено. Но какой курс ни установи - нет гарантии, что по этому курсу удаст­ся купить валюту - через месяц или не­делю. Это самое страшное. По сути, это бомба, которая может разорвать ком­панию на куски. Особенно это касается компаний с большими оборотами.

-    Турбизнес, кажется, совсем при­тих. Весна не похожа на весну. Или все-таки какая-то деловая актив­ность на рынке есть?

-   В этом году притихли все. Первы­ми жертвами кризиса стали реклам­ные туры, фамтрипы. Если раньше мы объявляли о рекламнике - и за два дня группа укомплектовывалась, то сей­час везде есть свободные места. Рынок действительно притих, замер. На самом деле для бизнеса это страшно. Теряется время, а догонять всегда очень тяжело.

-   Что говорят партнеры?

-    Соседи - бизнесмены из Литвы, Латвии - шутят: мы будем брать барте­ром - отдыхать в ваших санаториях. А если серьезно, то все в недоумении и ничего не комментируют.

-   Один из сегментов вашего биз­неса - это авиабилеты. Какова ситу­ация здесь?

-      Представительства иностранных авиакомпаний прекратили принимать рубли. Поэтому сейчас мы в основном продаем билеты авиакомпании «Бел- авиа» и - по интерлайн-соглашениям с «Белавиа» - билеты других авиакомпа­ний. Вероятно, все пошли таким путем. В этом сегменте тоже большие пробле­мы. В целом непонятно, что происхо­дит с бизнесом, чем это закончится и что нужно делать, чтобы защитить себя и своих сотрудников. Понятно толь­ко одно: нельзя накапливать рублевую массу - это бомба, которая разорвет бизнес. И «попадут» все - партнеры, со­трудники, клиенты.

-    Какие направления этим летом могут быть в выигрыше?

-   Если не будет валюты, «лягут» все на­правления. Можно говорить только о Бе­ларуси, в частности о санаториях. Но они еще в феврале все уже выкуплены росси­янами. Хотя. Не так уж много у нас са­наториев, чтобы на них делать ставку. Все же можно выделить три направления, ко­торые имеют шансы на успех (опять-таки - если будет валюта): Турция, Болгария и Греция. Любопытно, что на этот сезон за­планировано увеличение объема турец­ких и греческих программ. Ведь когда планировались рейсы, учитывалась ди­намика прошлых лет и никто не знал, что возникнет острая нехватка валюты.

Что показало раннее бронирова­ние?

-    В этом году оно показало настоя­щую катастрофу и открытый демпинг. Я об этом говорю абсолютно открыто. Я ту­роператор и знаю ценовую политику на направлениях. Разбежка в ценах на раз­мещение может быть плюс-минус 1-2 доллара. Но когда на рынке появляются пакеты, где, отдав комиссию агенту, туро­ператор работает в ноль - это непонятно. То есть понятно, если оператор с помо­щью демпинга желает монополизировать рынок. Другой логики в таком пове­дении нет. Я бы понял, если бы речь шла о загрузке рейсов, если бы существовала опасность, что чартер не улетит, - в таком случае, бывает, работаешь и в убыток. Но зачем в январе на раннем бронировании отдавать пакеты с прибылью ноль? Что­бы набрать большую массу денег и поло­жить их в банк под проценты?! Это не биз­нес! Тем более по нынешним временам. В целом, если демпинг не обеспечен «золо­тым запасом», то есть своими деньгами, в конце концов ты можешь оказаться бан­кротом. С нетерпением жду, чем закон­чится наш белорусский демпинг.

- Какую тактику в последнее вре­мя выбирает крупный белорусский турбизнес?

-   Многие компании уходят от рисков, отказываются от жестких блоков и, как следствие, постепенно превращаются в агентов. Возможно, в нынешней ситуа­ции это разумная политика. Лучше не за­работать, чем потерять.

-   Основные деньги - в том числе и для того чтобы жить зимой - белорус­ские турфирмы зарабатывают летом и на массовых направлениях?

-   На массовых направлениях мы зара­батываем только за счет объема. Профит на одном туристе невысокий, к тому же - большая конкуренция. Но на белорус­ском туристическом рынке существует сегмент, где практически нет конкурен­ции. Это автобусные туры. Здесь никто не пытается перетягивать одеяло на себя. Здесь нет гвалта и нездоровых амбиций. У каждого оператора есть «свой кусок», своя часть рынка, и можно спокойно ра­ботать. Нет этой постоянной гонки - в этом году у меня три автобуса на Чехию, в следующем поставлю десять, чтобы «вы­давить» конкурентов. Все просчитано, рынок стабильный, туры востребованы, всегда уходят полные автобусы.

-   Кстати, что сейчас происходит с ав­тобусными турами?

-   Вот они как раз продаются хорошо. Но ведь здесь и не требуется таких боль­ших предоплат, как за самолеты. На дан­ный момент в «портфеле» нашей ком­пании 56 экскурсионных программ. Практически вся Европа. Есть «чистая» экскурсионка, есть экскурсионка с отды­хом, тематические туры и так далее. Но повторяю снова: не будет валюты - не бу­дет ничего: ни экскурсионки, ни отдыха - ни-че-го!

-   Иван Иосифович, вы владелец не только популярной турфирмы, но и известного кафе «Березка». Как в настоящее время выглядит общая кон­цепция вашего бизнеса?

- Кухня, рестораны - одна из важней­ших составляющих туризма. Поэтому у меня и моих турецких партнеров, кото­рые имеют большой опыт работы в ре­сторанном бизнесе, приблизительно два года назад возникла идея: почему бы не открыть в Минске ресторан или кафе? Страна интересная, люди великолепные. Мы приняли участие в тендере, выиграли его и стали владельцами «Березки». Кста­ти, «Березка» - одно из самых первых за­ведений общественного питания в горо­де. Поэтому когда мы выиграли тендер, нам поставили ряд условий: нельзя ме­нять название, нельзя делать глобальную перепланировку, нельзя убирать лепнину, колонны, люстры. Здание ведь исто­рическое. В целом мы постарались со­хранить атмосферу городского кафе - с определенными традициями, со своей аурой. Но, безусловно, отделка, начин­ка поменялись. Сейчас кафе выполняет двойную функцию. Это отличное город­ское кафе, расположенное в очень хоро­шем, пожалуй, знаковом месте города. И это очень удобное, высокого класса за­ведение для обслуживания туристских групп. Мы уже довольно активно вписа­лись в туристические схемы белорусско­го турбизнеса. Обслуживали конферен­цию банкиров во Дворце профсоюзов, презентацию в латвийском посольстве, датский воркшоп. С географией нам по­везло - мы находимся в самом центре го­рода, в историческом месте, рядом парк, много бизнес-центров, удобно для тури­стических групп. Мы обслуживаем в «Бе­резке» и своих экскурсантов, и экскурси­онные группы коллег. У нас очень гибкая ценовая политика. Можем накормить на любую сумму, которая заложена в каль­куляции. При этом качество гарантируем.

-     Как организовано управление кафе и осуществляется контроль ка­чества?

-      На сегодняшний день управле­ние полностью возложено на меня, по­скольку остальные учредители нахо­дятся за пределами страны. Контроль тоже осуществляю сам. После окон­чания рабочего дня в «Топ-Туре» еду в «Березку» и нахожусь там с шести-семи вечера и до закрытия. Плюс выходные дни. Осваиваю экономику ресторанно­го дела, учусь понимать толк в кухне.

-   Кстати, шеф-повар - белорус?

-   Да. Хотя изначально у нас была идея сделать турецкую кухню. Во всяком слу­чае, партнеры очень хотели этого. Но в конце концов мы отказались от этой идеи. Да, турецкая кухня весьма инте­ресна и колоритна. Но массовым спро­сом она вряд ли будет пользоваться. Ведь у нас городское кафе. Мы не можем не пускать кого-то или рассчитывать только на определенный слой клиен­тов. Захотели люди выпить чашку кофе  -    пожалуйста. Захотели борщ, пельме­ни, драники, отбивную или пиццу - по­жалуйста, у нас европейское меню с эле­ментами белорусской кухни.

-   Ресторан в Минске вообще может быть прибыльным?

-   Отвечу так: ресторан не может быть неприбыльным. Если ресторан работа­ет - значит, он прибыльный. Ведь биз­нес не может вечно дотироваться. Бы­вают неудачные моменты, временные падения. Но постоянный ноль прибыли или убытки - это крах и гибель.

-   Что, на ваш взгляд, главное в ре­сторанном бизнесе?

-           Важны три момента. Во-первых - кухня, искусство шеф-повара. Во-вторых - месторасположение. В-третьих - сервис. В каком порядке расставить эти составляющие - вопрос приоритетов. Очень простая кафешка где-нибудь за кольцевой может поль­зоваться огромной популярностью, по­тому что там работает настоящий ма­стер по приготовлению шашлыков, - и люди едут на кусок мяса. А бывает нао­борот: кухня никакая, зато место хоро­шее, центр, - можно жить за счет пото­ка, вала клиентов. Кто-то делает ставку на сервис, на хорошую программу. Мне кажется, в «Березке» есть сочетание всех трех факторов. Во всяком случае, мы к этому стремимся.

-     Вы получаете удовольствие от того, что занимаетесь подобной де­ятельностью?

-         Конечно! Я каждый день узнаю что- то новое, я учусь, развиваю дело и раз­виваюсь сам. Это вечный процесс, и останавливаться тут нельзя. «Березка» - это не просто мое хобби, прихоть или развлечение, как, возможно, кто-то счи­тает. Это полноценный бизнес. И я стара­юсь поставить его на такие же прочные рельсы, на каких уже стоит «Топ-Тур».

-    Логическое продолжение тури­стического и ресторанного бизнеса отель?

-    Попытка построить гостиницу бы­ла. Фирма «Топ-Тур» имеет землю на озе­ре Большие Швакшты. Если экономика выздоровеет, мы вернемся к этому во­просу. Важно отметить, что ни одна бе­лорусская туристическая компания не в состоянии на собственные средства по­строить гостиницу. Это огромные день­ги, без инвесторов нам не обойтись.

-   Иван Иосифович, какие желания остались нереализованными?

-    Ох, непростой вопрос. Особен­но учитывая текущую обстановку. На сегодняшний день хотелось бы только одного: чтобы все пришло в норму, что­бы исчезла та опасность, которая на­висла над нами. Хочется проснуться и знать, что все будет в порядке. Чтобы можно было заниматься любимым де­лом, стремиться к большему. Сейчас нам нужна возможность просто зани­маться своим делом.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах