01.05.2011

 - Газета

Финита ля комедия?

От редактора
Разум говорит, что во­просительный знак в заголовке можно и не ставить. Строго говоря, лишний он тут. Вот только глупое робкое сердце все еще надеется: а вдруг? Вдруг случится чудо, и Беларусь «паяднаецца» наконец с цивилизованным миром. Вдруг случится чудо, и чиновники поймут, что все взаимосвя­зано - например, выездной и въезд­ной туризм: не будет первого - в кон­це концов зачахнет и второй. Короче, нам требуется чудо.

От редактора

gl-red Лилия КОБЗИК

Разум говорит, что во­просительный знак в заголовке можно и не ставить. Строго говоря, лишний он тут. Вот только глупое робкое сердце все еще надеется: а вдруг?

Вдруг случится чудо, и Беларусь «паяднаецца» наконец с цивилизованным миром (ищу русский аналог и не нахо­жу: объединится - не то, от этого сло­ва пахнет кислыми щами и союзным государством). Вдруг случится чудо, и чиновники поймут, что все взаимосвя­зано - например, выездной и въезд­ной туризм: не будет первого - в кон­це концов зачахнет и второй. Короче, нам требуется чудо.

Не нужно быть Нострадамусом или осьминогом Паулем, чтобы предска­зать, что выездному туризму этим ле­том придется очень туго. Валюты нет и, судя по всему, в достаточных количе­ствах не будет. Чартеры оказались под угрозой. Полной остановки всех про­грамм, разумеется, не будет. Во всяком случае, не в этом сезоне. Многие плани­ровали отдых загодя. Выкуплены путев­ки, забронированы дешевые виллы и апартаменты. Неплохо загружены авто­бусные туры, которые привлекают лю­дей, готовых на жертвы и ежедневную экономию ради того, чтобы посмотреть Европу. У молодоженов и их родите­лей давно отложены деньги на свадеб­ные туры. Клиенты приходят в фирмы и бронируются под расписки и честное слово в надежде, что к моменту вылета деньги будут. А потом - многочасовое ожидание у обменников и скупка слу­чайной валюты маленькими порциями. Вот в таком режиме сегодня существу­ет наш, так сказать, аутгоуинг. Понятно, что это никого не волнует, кроме тур­фирм и их клиентов. Ведь туристы, от­правляющиеся на отдых в Турцию, Гре­цию или Болгарию, «вывозят» валюту из страны. Прискорбно, но, опровер­гая этот тезис, приходится извлекать из нафталина аргументы 20-летней давно­сти - тогда выездной туризм, так же, как и сегодня (и тоже ошибочно), считался абсолютным злом.

Во-первых, никакая жалкая тыся­ча долларов - столько приблизитель­но стоит отдых за границей для одного человека - не сравнится с тем оздоровляющим физическим и психоло­гическим эффектом, который ощуща­ет наш гражданин от полноценного комфортабельного отдыха на море в странах с цивилизованной (будем на­зывать вещи своими именами!) тури­стической инфраструктурой.

Во-вторых, даже «вывозя» валюту, белорусы одновременно оставляют ее здесь, давая заработать националь­ному турбизнесу. А это десятки тысяч людей, сотрудников турфирм, тоже, между прочим, наших граждан, кото­рые, осуществляя деловые контакты, частенько представляют лицо нашей страны за рубежом. И могу сказать от­кровенно: неплохо представляют, до­стойно, не стыдно за Беларусь.

В-третьих, валюта, давно припасен­ная нашими гражданами на отдых или выцарапанная в последний момент из обменников, все равно «улетит» из страны. Только - если не будет бело­русских программ - минуя наши фир­мы, транспорт и бюджет. Тот, кто смо­жет, улетит из портов других городов и других стран. Остальные - сядут в ма­шины и уедут в Крым, прихватив по­больше бензинчика, который пока еще здесь немножко дешевле. И кому, спрашивается, от логики «выездной туризм - это зло» будет лучше? Нико­му! И въездному туризму - в том числе.

На сегодняшний день въездом в Бе­ларусь (инкамингом) серьезно занима­ется всего несколько фирм. И не пото­му, что фирмы не хотят, а потому, что въезд у нас небольшой и весьма спе­цифичный. Было бы выгодно или пер­спективно - не волнуйтесь, занимались бы очень многие! Поэтому рассчиты­вать, что турбизнес переориентирует свои усилия на въездной рынок, не приходится - некуда. В принципе, го­воря о въездном туризме, можно вы­делить лишь российский поток, но ин­дустрию на этом не построишь: что это за индустрия, ориентированная ис­ключительно на граждан только од­ной страны, которых, честно говоря, и иностранцами-то в полной мере не назовешь? Мы, безусловно, россий­ских туристов очень любим (так любим, что уже и самим отдыхать негде - все базы заняты россиянами), но нормаль­но развивающаяся туриндустрия все же учитывает интересы и потребности различных клиентов, а не только бюд­жетных российских туристов, приез­жающих из-за ностальгии и невысоких цен (пока еще невысоких).

А хочется, чтобы все у нас было как у людей. Чтобы аэропорты белорусские были круглый год живые и шумели ре­вом моторов и голосами въезжающих и выезжающих туристов. Чтобы на пеше­ходных улицах наших прекрасных го­родов слышна была белорусская, рус­ская, английская, польская и так далее речь, потому что вперемешку прогу­ливаются местные жители и гости. Что­бы в самых колоритных белорусских местах стояли не только санатории со столовыми, процедурными и массови­ками-затейниками, но и симпатичные гостиницы, где вечером можно, слушая пианиста, выпить бокал хорошего вина. В общем, хочется чуда.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах