19.05.2011

 - Газета

Потенциал музеев раскрывается ночью

Для музейного сообще­ства международная акция «Ночь музеев» (не путать с Днем музеев 18 мая) - как для детей День без взрослых. Можно если не все, то многое, всю ночь и бесплатно. Белорусские музеи участвуют в международном празднике с 2004 года, но он и сам не очень старый. Проводится с 1978 года, на сегодняш­ний день к акции подключилось бо­лее 150 стран.

Анастасия ИВАШКЕВИЧ

Для музейного сообще­ства международная акция «Ночь музеев» (не путать с Днем музеев 18 мая) - как для детей День без взрослых. Можно если не все, то многое, всю ночь и бесплатно.

musei1

Белорусские музеи участвуют в международном празднике с 2004 года, но он и сам не очень старый. Проводится с 1978 года, на сегодняш­ний день к акции подключилось бо­лее 150 стран.

В нашей стране первыми были На­циональный художественный и Музей истории театральной и музыкальной культуры. А теперь не только столич­ные, но и региональные, даже самые маленькие, музейные площадки при­думывают программы, привлекают творческих людей, открывают нео­бычные экспозиции в неурочный час - иногда на один день или ночь. Ми­нистерство культуры и представители крупнейших минских музеев провели по этому поводу пресс-конференцию.

Безусловно, все последние годы музеи ищут новые модели работы, новые концепции экспозиций, вво­дят интерактивные инструменты привлечения посетителей. И все это направлено на сохранение истори­ко-культурного наследия Беларуси и его пропаганду. Но журналистов ин­тересовали не столько стратегиче­ские задачи, сколько вопросы вполне конкретные: почему в «Ночь музеев» музеи работают все-таки не ночью, а вход в них остается платным?

Ответы оказались предсказуе­мы. Принимать гостей ночью слиш­ком сложно, и перед Мемориальным музеем-мастерской З.Азгура - един­ственным, кто предложил програм­му до 6.30 - коллеги «снимают шля­пу». Что же касается платы за вход, то «Ночь музеев» - дело, во-первых, затратное, а во-вторых, требующее определенного фильтра. Таким филь­тром выступает небольшая стоимость посещения - иначе люди идут тол­пой, с пивом, жвачкой и т.д. Приходят и остаются, общаясь, в ожидании кон­цертов, шоу - в общем, «тусят», не ин­тересуясь при этом самим музеем.

musei2

Напомним, что международная концепция состоит именно в том, что «Ночь» должна быть ночью, когда две­ри музеев и галерей оказываются от­крытыми. Представим, что в эту ночь создается мировая ментальная общ­ность людей искусства - профессио­налов и любителей. Гипотетически та­кая возможность существует.

Все остальное - костюмирован­ные перфомансы, фотографирование, конкурсы - прекрасно и как празд­ник музеев имеет право на жизнь, но при чем тут «Ночь музеев»? Оставим эту спорную тему тем, кто непосред­ственно занимается организацией акции; в конце концов специалисты адаптируют любые концепции к на­шим условиям и, возможно, найдут- таки собственную «чистоту жанра». А возможно, и нет, если придут к об­щепринятым стандартам: допустим, символическая плата или бесплатный вход всю ночь - и никаких аттракций, только качественное музейное содер­жание и фейс-контроль.

Пока же традиционно музей З.Азгура остается самым интересным местом в ночь с 14 на 15 мая. Труд­но сказать, почему организаторов вдохновила африканская тема, но гостей она собрала так много, что биле­ты были проданы практически сразу. Красивый лозунг «Искусство вместо сна» настраивал на увлекательную ночь: после 22.00 перед музеем и во внутреннем дворике звенели бараба­ны со сложными названиями, афри­канцы в золотых шапочках и народ­ных костюмах пели, танцевали, давали мастер-классы желающим освоить эт­нические инструменты. Данью класси­ческому (скульптурному) происхожде­нию музея стали небольшие выставки Кобина Ньярко (Гана), Вероники Гор- былевой и Валентина Борздого (Бела­русь). В программе приняли участие целая череда музыкальных и теа­тральных групп во главе с «Нагуаль» и «Хортицей». Отважился ли кто-то из гостей на ритуальные тату, как прошел фестиваль масок - сказать не берусь: это было уж совсем поздно.

Интересно, что по этому пути - да­леких ассоциаций или произволь­ных интересов, никак не связанных с профессиональной специализаци­ей - пошли многие музеи. Например, Музей Я.Купалы углубился в историю рекламы от начала XX века до тепе­решних «Каннских львов». В поле ин­тересов белорусских музейщиков оказались культура Японии, Польши и Швеции, история городов и книг, про­изводство льна, сувениры советского времени, экспонаты частных коллек­ций и граффити. Чтобы быть честны­ми, отметим, что проходят эти тема­тические программы в музеях страны вплоть до 22 мая.

15 мая Музей истории Отечествен­ной войны пригласил всех желающих в «Партизанский лагерь». Эта и еще несколько военных реконструкций (разных веков) состоялись на площад­ках Центра экологического туризма «Станьково» Дзержинского района.

Любопытно - что получилось у Ли­тературного музея им. Богдановича? В программе «120 признаний поэту» должны были прозвучать 120 стихот­ворений, 120 песен, а станцевать го­сти должны были 120 танцев! Увы, посмотреть в эту ночь всё было не­возможно.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах