22.10.2009

 - Газета

Что немцу хорошо, то белорусу?..

3 октября в Германии с размахом отметили 20-летний юбилей объединения страны, и мне довелось побывать на этом празднике. Две недели я провел в Восточной Германии (бывшей ГДР) и хочу поделиться своими впечатлениями. Рассказа о том, как Германия шагнула далеко вперед и сильно обогнала нас в развитии, на этот раз не будет - я пойду другим путем и укажу на то, чего бы я не хотел видеть в Беларуси.

Александр ТОЛСТИК

n1 3 октября в Германии с размахом отметили 20-летний юбилей объединения страны, и мне довелось побывать на этом празднике. Две недели я провел в Восточной Германии (бывшей ГДР) и хочу поделиться своими впечатлениями. Рассказа о том, как Германия шагнула далеко вперед и сильно обогнала нас в развитии, на этот раз не будет - я пойду другим путем и укажу на то, чего бы я не хотел видеть в Беларуси.
 
Начну с того, что жил я в сельской местности - в небольшой деревеньке с населением 70 человек. Наверное, банально говорить о том, что деревенские дома - сплошь особняки, а кругом - асфальт и бетонированные дорожки, но так и есть - никаких деревенских ощущений - собаки не лают, петухи не поют и ни одной коровы. Наша деревня, в принципе, была маленькая, но, как я узнал, и в других деревеньках - то же самое. В приличном белорусском селе коровы по утрам вальяжно выходят из дворов на пастбища, порой - по главной улице, пастухам - работа. А вечером у хозяек - дойка, парное молочко, свои маслице и творожок... В Германии все это уже забыто - молоко в супермаркете, а за забором деревни - поле для гольфа. И даже если ты фермер и у тебя молочное хозяйство - то оно далеко от деревни: санитарные нормы. А на ферме - доильные аппараты, машины, все - по трубочкам в цистерны и сразу - молоковозом на производство - парного молочка не попьешь! Так что немец-фермер, у которого может быть 500 коров, себе молоко для утреннего кофе покупает в магазине! Ну, и что это за деревня, где вместо домашней ряженки поглощаешь йогурт "Данон", привезенный из Польши?

Свиней и овец в своем сарае в деревне держать еще можно - но и тут засада: их нельзя самому зарезать! На дворе - "не гуманные условия для забоя животных и не соблюдены санитарные нормы". Выращенную свинку положено отвезти на бойню и отдать в руки специалисту. После этого разделанное на части животное вам все-таки отдают, но при этом снимают с вашего счета до 2,5 евро за кг мяса. Вот так - чтобы съесть 100 кг своей же собственной свинки, нужно заплатить 250 евро! Хотя, учитывая, что 1 кг хорошей баранины в супермаркете стоит 16 евро, два с половиной за свинину - не так страшно.

Хотя дело, конечно, не в деньгах, а в традициях и навыках! Для нашего сельского жителя заколоть по осени кабанчика - почти сакральное действо, к которому активно примазывается городская родня - тянется к истокам и свеженине. А товарищам гуманистам и вегетарианцам напоминаю: ":Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным..." - Бытие: глава 1.28.

Куры по немецким деревенским улицам тоже не гуляют, если у кого и остались - в клетках или вольерах сидят - на комбикорме; яйца, соответственно, с белыми желтками, что омрачает радость от утренней яичницы. Огородов, понятно, тоже никаких - а если и есть, то только - для души и цветов, а не для пропитания. Все продукты - в супермаркете! - вот и выходит, что дети не знают, откуда берутся булочки и боятся босиком по траве ходить. Оторвались немцы от земли, от всего натурального, и не только в городе, но и в деревне. Да и как тут не оторвешься - вот, допустим, хочу я на зимней рыбалке костер развести, ноги озябшие погреть - развожу в ближайших прибрежных кустах и греюсь. А в Германии, для того чтобы развести костер в неустановленном месте (я уж не говорю про пожароопасный период - в любое время), нужно согласовывать место с пожарными службами и каждый раз за разведение костра платить 8 евро. Кстати, платить надо даже за костер на задворках своего деревенского дома! Я не хочу жить в стране, где я не могу на своем дворе развести огонь - и дело не в 8 евро, которых, в общем-то и не жалко - просто я считаю, что это ущемление прав, в свое время переданных нам Прометеем.

Зато с правами сексуальных меньшинств у них там все нормально. Время моего пребывания в Германии совпало с выборами в этой стране, в одной из правящих партий гей встал у руля - и все в порядке, а костер на своем дворе почему-то нельзя...

Впрочем, как выяснилось позже, костер и у нас нельзя - только в Беларуси об этом никто не знает, а немцы - они закодированные по инструкции: сказали 8 евро - будут платить 8 евро. Стоят в Германии мусорки в ряд - одни для пищевых отходов, другие - для пластика: немцы будут выковыривать йогурт в одну мусорку, а стаканчики бросать в другую.

Без инструкций они жить не умеют. У нас на фасаде дома рос зеленый виноград - не крупный, но сладкий, а немцы нам подавали на стол магазинный - свой бы так и пропал, если бы я его две недели не объедал. Правда, потом нам сказали, что этот виноград декоративный, а по мне так ничего, приятный и, главное, свой и бесплатный. Сок мы тоже из маленьких пакетиков пили, при этом в своем саду было полно яблок и груш. А по соседству вообще имелся большой сад неубранных слив - выяснилось, что закупочные цены низкие - немецкий рынок наводнили дешевыми и качественными сливами восточные соседи, а для того чтобы "по-немецки" собрать эти и отвести на рынок, затрат не оберешься.

Еще про инструкции. Стояли у нас в сарае велосипеды - взяли мы их покататься и решили махнуть в соседнюю деревню. Немцы потом долго в шоке были: "Куда вы без шлемов и техосмотра со двора выехали?!" Оказывается, в их деревнях велосипедам тоже техосмотр нужен!

В это же время в Баварии проходил фестиваль пива. У нас немцы известны своим пристрастием к этому напитку, и я, будучи в Тюрингии, решил, что не попробовать немецкого пива - кощунство. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что там не пьют пива на улице, нет привычных ларьков с заставленными пивом витринами, никто не пьет на ходу, на остановке или у подъезда, все употребляют хмельной напиток культурно - в баре, после работы. А я гулял по городу в обеденное время, и все вокруг пили только кофе. Сидеть в баре мне не хотелось, я купил бутылку пива в супермаркете, а потом не знал, где с ней пристроиться: пить на улице не принято. В конце концов, присел на какой- то скамеечке у реки: Все на меня смотрели, как на врага народа, но это правильно. Тут я за немцев двумя руками. К тому же на улице пить пиво вдвое дороже. Купил я бутылку пива за 70 центов, и потом еще два раза пришлось отдавать по 50 центов на туалет. Вот такое удовольствие!

Зато вход в замок Вартбург, где жил Мартин Лютер, бесплатный, вход в Петерсберг, который проектировал Петр Первый, тоже бесплатный, и уж тем более не нужно платить за вход на территорию Бухенвальда, где в удобном бесплатном кинотеатре показывают фильмы о жертвах нацизма.

...И все-таки немножко о том, что меня действительно удивило в плане прогресса и создания условий для жизни. Аквапарк в деревне! И не захудалый какой-нибудь, а целый водный комплекс с большими горками, горячими джакузи, подводными течениями, гидромассажем, спортивным плавательным бассейном и плюс "бонус" - совместная сауна для "М" и "Ж", где все парятся голыми... И это в Восточной Германии, где всего 20 лет назад был советский режим! И после этого западные немцы еще говорят, что восточные немцы за 20 лет так и не стали "просто немцами"?

И в заключение, риторический вопрос: интересно, сколько времени после окончательного отсоединения от России нам понадобится, чтобы быть в Германии БЕЛОРУСАМИ, а не "Вайсруссланд"?!


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах