17.06.2011

 - Газета

Вокруг Европы за 200 евро

Возможность путешествовать никоим образом не связана с финансовой состоятельностью. Во всяком случае, в этом уверены теоретики и практики автостопа, успешно подтверждающие данный тезис собственным примером. Василий ПРАНОВИЧ объездил автостопом практически всю Европу и делится с читателями «ТиО» своим опытом и впечатлениями.

Возможность путешествовать никоим образом не связана с финансовой состоятельностью. Во всяком случае, в этом уверены теоретики и практики автостопа, успешно подтверждающие данный тезис собственным примером. Василий ПРАНОВИЧ объездил автостопом практически всю Европу и делится с читателями «ТиО» своим опытом и впечатлениями. Впрочем, вопреки расхожему стереотипу, наш собеседник вовсе не бедный студент или убежденный хиппи – он финансовый директор мебельной компании. Что не мешает ему наслаждаться путешествиями автостопом.

стоп 3

– Василий, в прошлом году ты объехал автостопом почти всю Европу. Расскажи, пожалуйста, о своем маршруте.

– Маршрут получился довольно стандартным, хотя и обширным: вдвоем с подругой мы проехали Литву, Польшу, Чехию, Германию, Австрию, затем побывали в Италии и Швейцарии, Люксембурге, Бельгии и Нидерландах, а на обратном пути заехали в Братиславу. В Германии запомнились горы Баварии и великолепный замок Нойшванштайн, а в Швейцарии, на перевале Сен-Готард, где Суворов переходил через Альпы, мы поднялись на трехтысячник – причем из снаряжения у нас была только гитара, на которой мы торжественно сыграли на вершине «Магутны Божа». Но, в общем-то, неоправданно рисковать и совершать такие «восхождения» без подготовки не стоит.

стоп 1

Кстати, перед тем как отправиться в горы, в Сен-Готард, мы зашли в туристический офис, где и сообщили о своих намерениях. Нам вручили две подробные карты, обстоятельно рассказали о маршруте, показали интересные места и даже отвезли на джипе к началу тропинки, которую довольно сложно найти самостоятельно, – и все это совершенно бесплатно. В Швейцарии нас подвозил состоятельный бизнесмен, устроивший, помимо прочего, интересную экскурсию по местным достопримечательностям. Подвозили нас и фуры, хотя их было относительно немного. В Европе, как и у нас, брать двоих пассажиров водителям грузовиков запрещено – но, как и у нас, они нередко игнорируют это правило. Очень понравились нам Бельгия и Нидерланды – в этих странах легкие и приветливые люди, а кроме того, там чувствуешь себя в абсолютной безопасности, что, согласитесь, тоже немаловажно. В Бельгии мы как-то шли по автобану, даже не начиная стопить, – и вдруг рядом с нами остановилась машина, водитель которой предложил нас подвезти. На наших дорогах представить подобное сложно. Кстати, в Италии, Испании и Португалии автостоп запрещен, однако проехать стопом по Италии нам все же удалось – несмотря на то, что по дороге из Милана в сторону Швейцарии мы простояли на трассе пять часов. А при въезде в Италию, напротив, нам удалось остановить машину за 10 минут – причем дело было ночью, на автобане с платным въездом, буквально под табличкой «ноу аутостоп». Тем не менее непредсказуемый итальянский автостоп заставил нас несколько изменить планы – до Рима, например, мы, к сожалению, так и не доехали. Один из водителей, подвозивших нас на итальянских дорогах, оказался не говорящим по-английски дружелюбным полицейским, отчаянно пытавшимся объяснить, что автостоп в его стране запрещен, – ситуация была довольно комичной.

– Где вы ночевали во время путешествия?

– Из тридцати дней десять мы находили жилье по каучсерфингу – системе обмена гостеприимством, остальное время ночевали в палатке, преимущественно в горах. Иногда ехали ночью. Однажды в Италии нас подобрала женщина на кемпере – доме на колесах, пригласившая в гости к своей семье. Они угостили нас завтраком, а после отвезли в Милан – эти радушные люди жили в 40 километрах от города. Итальянская семья – это невероятно колоритно!С каучсерфингом нам очень повезло: когда мы выезжали из Минска, у нас не было ни малейшего представления о том, где мы будем ночевать. У одного из водителей оказался ноутбук с интернетом, и мы нашли проживание в Брюсселе, а дальше из каждого города, где мы останавливались, искали ночлег в следующем пункте маршрута. Так что система обмена гостеприимством действительно работает очень хорошо и оперативно. Все, у кого мы останавливались, оказались удивительными людьми, мы очень по ним скучаем и хотим увидеть снова. В гостях мы готовили пользовавшиеся огромной популярностью драники – перед поездкой я специально приобрел небольшую «дорожную» терку. Ви?тэк, у которого мы останавливались в Праге, наслушавшись наших рассказов, приехал в Беларусь. Мы отвезли его на Браславские озера – наш гость был в полном восторге и собирается приехать снова. Так что в каком-то смысле автостопщики из Беларуси привлекают туристов в нашу страну.

– Многие считают автостоп едва ли не экстремальным занятием…

– Мне непонятно это мнение. Очень странно думать, что владельцы машин выезжают из пункта А в пункт Б с целью убить или ограбить путешественника. Водители нам попадались совершенно замечательные. В поездках по Беларуси или Украине иногда встречаешь людей, с которыми ты просто едешь – без каких-либо эмоций. Но в этом путешествии со всеми, кто нас подвозил, было очень интересно общаться: например, немцы, не говорившие по-английски, умудрились рассказать нам про свой бизнес – они выращивают 60 сортов чеснока. Кстати, на прощание они подарили нам чеснок – по-моему, это очень трогательно. Вообще в поездке нам невероятно везло – каждый день случалось что-нибудь приятное. В самом начале путешествия мы простояли полтора часа под Вильнюсом и уже начали впадать в уныние. А потом нас подвез очень интересный человек – один из организаторов литовского клуба автостопа, научивший нас основным правилам этого вида поездок. Его философия путешествий довольно проста: все нужно делать с позитивным настроением. Если вы устали, чем-то расстроены или недовольны – отдохните, перекусите, настройтесь на более радостную волну, но ни в коем случае не показывайте на трассе свои недовольные лица. Мы руководствовались этим принципом, и все шло как нельзя лучше. Именно так мы встретили, к примеру, эстонского немца Данилу, с которым проехали полторы тысячи километров и расстались лучшими друзьями. Поездка получилась очень душевной. Я и сам люблю подвозить людей, для меня в радость подобрать стопщика на трассе.

стоп 2

– Наверное, читателей удивит тот факт, что человек, имеющий собственный автомобиль, путешествует автостопом…

– На сегодняшний день автостоп для меня – лучший отдых. Я могу позволить себе и путешествия на машине, и перелеты, и, скажем, отпуск в Таиланде, но меня не привлекает такой формат поездок. Последние семь лет я никуда не ездил «общепринятыми» путями, за исключением Лондона, где мы работали. Мне было интересно, к примеру, ходить по горам Кавказа, а этим летом я собираюсь сплавляться на байдарках в Карелии, но перспектива просто лежать на турецком или египетском пляже меня не прельщает. Возможно, со временем мое восприятие изменится, но сейчас только путешествуя автостопом я могу абстрагироваться от напряженной работы и почувствовать себя на отдыхе – даже если простою на трассе два часа без единой остановившейся машины. Прелесть автостопа – в его спонтанности: мы с тобой могли встретиться или перенести интервью на другой день, а во время путешествия стопом у тебя нет такой возможности. Тебя подвозит водитель – и ты едешь, общаешься с ним, видишь абсолютно разных людей – картинки меняются как в калейдоскопе. Только что ты ехал в джипе и беседовал с его владельцем о бизнесе и мировой политике – а через пять минут тебя подвозит водитель ломающегося каждый час «жигулёнка», и вы разговариваете о ценах, семье и жизни в провинции. Это потрясающая смена впечатлений.

– А в денежном эквиваленте сколько стоит эта смена впечатлений? Например, во сколько вам обошлось 30-дневное путешествие по Европе?

– На всю поездку мы потратили по 200 евро на человека, хотя брали с собой несколько больше. Но если вычесть из этой суммы сувениры, кеды и одежду, которые мы там покупали, получится где-то по 50 евро на каждого плюс визы. Когда мы ночевали в палатке, мы готовили кашу и тому подобную походную еду: нас это вполне устраивало, я неприхотлив в этом плане.

– Насколько сложно рассчитать время при путешествии автостопом? Реально ли уложиться в какой-то хотя бы приблизительный график?

– Несмотря на то, что в путешествие мы собрались довольно спонтанно (чем изумляли наших европейских друзей: они привыкли планировать поездки за год), маршрут мы рассчитали буквально по дням – и вполне успешно уложились в наш план. Скорректировать маршрут пришлось только в Италии. Впрочем, в конце путешествия с нами приключилась забавная история: так получилось, что из зоны Шенгена мы выехали за 20 минут до конца последнего дня действия визы. Вокруг Варшавы нет кольца, а развязки там просто ужасны – в итоге из города мы выбирались почти целый день, а после поехали в сторону Августова. Пункт пропуска там только строился, а мы были уверены, что он уже работает, и убеждали удивлявшихся польских водителей, что нам нужно именно в Августов. Один из них, услышав, что мы собираемся переходить границу в Августове, с сочувствием покачал головой и посоветовал нам быть осторожными, рассказав историю о белорусах, пытавшихся перейти границу нелегально. И тут нас осенило, что пункта пропуска в Августове действительно нет! Представьте: до ближайшего погранперехода – 30 километров по глухой дороге через лес, уже вечереет, и заканчивается последний день визы! Нам оставалось только верить, что нам повезет, – и, как ни удивительно, наши надежды оправдались. Когда единственная проезжавшая там машина – старенький «Фольксваген» с белорусскими номерами – остановилась рядом с нами, мы побежали к ней с воплями «ура!». Удивительно, что водитель не принял нас за сумасшедших и не уехал.

– Ты путешествуешь автостопом только по странам Евросоюза?

– В этом году, например, я 10 раз ездил стопом в Украину – в Одессу, Киев, Львов, Каменец-Подольский, Млынки, Луцк, Житомир, Крым. Мне очень нравится украинский автостоп, он ничуть не хуже европейского. Например, по дороге их Житомира мы совершенно случайно заехали во Львов – нас подвозил бизнесмен, предложивший провести экскурсию по городу.

– Как быть с языковым барьером? Достаточно ли знания английского для путешествия по Европе?

– В основном мы общались на английском, но даже с теми, кто не владел этим языком или говорил на нем плохо, мы вполне успешно «беседовали» и понимали друг друга – как, например, в случае с семьей из Милана или с выращивающими чеснок немцами. Порой жестов, улыбки и нескольких слов на том или ином языке вполне достаточно для понимания.

Беседовала Анна БОДЯКО

ЛИКБЕЗ

  • Автостоп – это бесплатное передвижение на попутных машинах. Путешествие автостопом – управляемый процесс: днем по магистральным дорогам автостопщик передвигается со средней скоростью 55 км/час, преодолевая до 1000 км в сутки.
  • Успех автостопщика во многом зависит от выбора места для голосования. Самые плохие позиции – на мосту, в тоннеле, возле знака «остановка запрещена», на крутом подъеме или спуске, в пределах населенного пункта. Не стоит голосовать и на автобусной остановке. Хорошие позиции – за постом ГАИ, светофором, перекрестком или разветвлением дороги, железнодорожным переездом. Информацию о трассах и позициях можно найти на сайте www.avp.travel.ru
  • Выбирайте маршрут по оживленным магистральным дорогам, даже если он будет не самым коротким. Захватите с собой атлас дорог.
  • Для ночного автостопа нужно иметь с собой светоотражающие элементы и фонарик. Лучше выбирать освещенные позиции. Ночью попутчиков берут в первую очередь для того, чтобы интересная беседа не позволила заснуть. Поэтому спать в машине ночью не рекомендуется.
  • О своей автостопной сущности лучше предупреждать водителя заранее, чтобы избежать поездки с таксистом и вытекающих из этого недоразумений.
  • Стопить с табличками с названием населенного пункта – не всегда хорошая идея. Табличка «Ханты-Мансийск» отпугнет водителей, едущих на более близкие расстояния. К тому же в некоторых странах Азии и Африки есть люди, которые вообще не умеют читать, а вы едва ли умеете писать на их языке.
  • Проживание тоже может быть бесплатным – для этого существуют системы обмена гостеприимством, такие как CouchSurfing или Hospitality Club.

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах