15.10.2009

 - Газета

Государство - турфирмам: а за госпланы ответите!

С повышением объема туристско-экскурсионных услуг на 135% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом не справляется вся республика. За январь-июль нынешнего года показатель был выполнен на 90,2%. Несмотря на то, что время у турфирм еще остается, в условиях кризиса вытянуть такую значительную цифру они не смогут. Тем не менее, маловероятно, что плановые показатели будут скорректированы в сторону уменьшения. А это значит, за их невыполнение кому-то придется отвечать.

Ирина ШПАКОВСКАЯ

135 С повышением объема туристско-экскурсионных услуг на 135% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом не справляется вся республика. За январь-июль нынешнего года показатель был выполнен на 90,2%. Несмотря на то, что время у турфирм еще остается, в условиях кризиса вытянуть такую значительную цифру они не смогут. Тем не менее, маловероятно, что плановые показатели будут скорректированы в сторону уменьшения. А это значит, за их невыполнение кому-то придется отвечать.

Планка в 135% роста - одна из самых высоких по стране. Во всяком случае, была таковою до последнего повышения Советом Министров прогнозных показателей по оказанию некоторых видов платных услуг. Согласно постановлению №1201 повысились плановые показатели для банков, страховых компаний, транспортников и некоторых других сфер. Эти изменения не коснулись сферы туристско-экскурсионных услуг, но, учитывая хроническое отставание отрасли от необходимых темпов наращивания объема, Совмин определил задания для регионов. Местные власти должны обеспечить рост туристско-экскурсионных услуг на 33-40% в зависимости от региона. Для туристической сферы это может означать два варианта развития событий: либо общими усилиями объем удастся довести до нужной цифры, либо круг ответственных за его невыполнение значительно расширится. В постановлении №1201 последним пунктом предписывается контроль за выполнением установленных показателей по развитию сферы услуг, при этом руководители организаций, не обеспечившие это выполнение, будут привлекаться к ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей.

Сразу необходимо отметить: права на освобождение от должности директора частного предприятия государству еще никто не давал. Но для директоров государственных турфирм последний пункт - перспектива достаточно реальная, а потому неприятная. Ведь, несмотря на все бывшие заслуги и объективные причины в виде финансового кризиса, со сферы туризма спросят по той же строгости, что и всех остальных.

Может возникнуть резонный вопрос: зачем устанавливать такие непомерные планки для туристических фирм? Ведь сопоставимые цены означают, что денежные массы, которые поступают на счет фирмы, должны увеличиваться с учетом инфляции. В турбизнесе еще не забыли прогнозные показатели на уровне 120% роста - такое задание было установлено, например, в 2006 году. Ирония судьбы заключается в том, что прогнозную планку в Беларуси поднимает сама отрасль: постановление №1201 - яркое тому подтверждение. Казалось бы, для чего повышать прогнозные показатели для банков, страховщиков или транспортников? Но все просто - дело в том, что эти отрасли за январь - июнь перевыполнили свои задания! Банки обеспечили рост не на 130%, а фактически на 156,6% - и получили новую планку в 160%. Медики оказали платных услуг не на 116%, а на 121% больше - и получили планку в 122%. Тот же принцип справедлив и для остальных отраслей - ударников транспортников и страховщиков.

Но вернемся к туристической отрасли и попробуем проследить, откуда взялась цифра 135% роста в сопоставимых ценах. Не забываем при этом принцип: план перевыполнен, план нужно повысить. Итак, успехи отрасли за последние годы. Естественно, в сопоставимых ценах. 2006 год: планка - 119-120%, реальный рост - 126,2%. 2007 год: планка  - 121-122%, реальный рост - 134,3%. Обратите внимание, стоило туристической отрасли взять планку с более значительным запасом (12,3% против прошлогодних 6,2%), как задание повысилось не на 2%, а сразу на 6%. Итак, 2008 год: задание 128%. И что делает отрасль? Отрасль переживает один из лучших в своей истории период, обеспечивая беспрецедентный рост показателей - на 156,2%! Так что планка в 135% - это не более чем еще одно повышение задания на 6% на фоне грандиозного успеха. Вот только действует это повышение уже в другой экономической реальности.

На самом деле, один из самых простых способ выполнить план - это провалить его в прошлом году. Заслуги всех турфирм к началу года обнуляются - остается только прошлогодний базовый уровень, который нужно поднять на установленную высоту. Некоторые из турфирм в нынешнем году не могут выполнить план просто потому, что сильно перевыполнили его в прошлом. Представьте, что в 2008 году отдельные предприятия перевыполнили план в 128%, повысив свои объемы туристско-экскурсионных услуг до 200%. В нынешнем году они получили изначально высокий базовый уровень и задание прибавить к нему 135% роста в сопоставимых ценах. Естественно, что в условиях кризиса и высокой конкуренции это практически нереально.

О высокой конкуренции было сказано не случайно. В комплексной программе по развитию сферы услуг в части, посвященной туризму, стоит любопытная цифра - 609 единиц до 2010 года. Именно столько турфирм, как предполагалось, должно было появиться в стране. Сейчас в Министерстве спорта и туризма говорят о цифре в 928 зарегистрированных туристических организаций, из которых 400 работает в столице. Итого первоначальная цифра перевыполнена на 319 фирм. Проблема отрасли в том, что обеспечить количественный рост в такой "скученности" довольно непросто. Проблема государства в том, что качественный рост, который также наблюдается в отрасли, не оценивается.

Для того чтобы оценить работу руководителя в условиях административной экономики, ему нужно установить показатель. И желательно максимально простой. Вот, например, показатель качества - как его оценивать, если сами критерии оценки многочисленны и довольно расплывчаты? Другое дело - показатель объема, который можно легко измерить. Почему-то в Беларуси увеличение именно этого показателя принято считать свидетельством эффективности экономической системы. Кстати, перед туристической сферой стоит еще один показатель - 5%. Именно такую часть она должна занимать в общей сфере платных услуг. И этот, запланированный еще в 2006 году показатель, нужно срочно выполнить в 2010-м. Учитывая, что сейчас туристско-экскурсионные услуги в общем объеме составляют 2,9% (в 2008 году этот показатель был равен 2,6%), остается надеяться либо на чудесный рост, либо на провал показателей других отраслей.

Надежды на чудо мало. В комплексной программе развития сферы услуг населению на 2006-2010 годы, туризму посвящена довольно любопытная часть. Поставленная в ней задача - сформировать эффективный и конкурентоспособный туристический комплекс - должна была решиться за счет ряда реализованных мероприятий. Например, за счет "создания современной инфраструктуры туризма с соответствующим рекламно-информационным обеспечением, в том числе вдоль основных транспортных коридоров и магистралей". Больной вопрос туризма в 2006 году, он останется таковым и в 2010-м. А "развитие смежных отраслей, связанных с индустрией туризма, включая модернизацию гостиничного комплекса, повышение качества гостиничных услуг"? На этом фоне пункт "создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма" уже не настолько принципиален - выполнить бы для начала первые два. Нарастить количественные показатели турфирмы еще как-то смогли бы - но не в пустом же поле. Впрочем, проблемы въездного туризма нашим изданием поднимались не раз. Вернемся к плановым показателям.

Одна из последних озвученных цифр в сфере платных услуг - это объем в 191 млрд белорусских рублей за 9 месяцев текущего года. В прошлом году этот показатель составлял 169 млрд. Казалось бы, можно порадоваться росту. Но, увы, не все так просто, если учесть, что цены на туристические услуги в городе возросли на 26,9%. Простой математический расчет показывает, что с учетом этого роста, турфирмы должны были бы в этом году заработать примерно 214,5 миллиарда, если бы выполнили по объему столько же, сколько в прошлом году. Возможно, это довольно грубый подсчет и нельзя повышение цен на туристические услуги в Минске проецировать на всю страну. Но ошибочно полагать, что в регионах цены более замороженные, чем в столице, где существует жесткая конкуренция. Всем тем, кого подобный подсчет не удовлетворил, можно напомнить соотношение: январь - июнь 2009 года - 90,2%, установленный показатель - 135%.

То, что туристическая отрасль не справится с планами, чиновники поняли давно. Отвечать за экономический кризис и падение платежеспособности населения, за плохую погоду в странах, на которых специализируются турфирмы, и даже за постановление Нацбанка №165, попортившее крови белорусскому турбизнесу, придется, скорее всего, представителям государства, у которых-то и рычагов влияния на турфирмы остается с каждым годом меньше. С 1 января 2010 года отменят лицензирование турфирм, и фактически с местной властью их будет связывать разве что аренда помещения под офис. Остается надеяться, что итоговый разбор полетов пройдет не по принципу "наказание невиновных, награждение непричастных", а показатели частным структурам рано или поздно начнут устанавливать с учетом рыночных реалий.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах