28.07.2011

 - Газета

Туризму Беларуси необходимы льготы и продвижение

На заседании коллегии Департамента по туризму, которое состоялось на прошлой неделе, обсуждалось два вопроса: «Об итогах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и «О выполнении подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» Государственной программы развития туризма Республики Беларусь на 2011–2015 годы».

Надежда СУСЛОВА

На заседании коллегии Департамента по туризму, которое состоялось на прошлой неделе, обсуждалось два вопроса: «Об итогах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и «О выполнении подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» Государственной программы развития туризма Республики Беларусь на 2011–2015 годы».

С основной информацией выступил заместитель директора Департамента по туризму Андрей Мартынов. Он отметил, что с момента принятия Указа прошло 5 лет, и теперь можно делать выводы о его полезности и влиянии на развитие туристической индустрии. Самым эффективным пунктом документа стало освобождение от НДС фирм, занимающихся организацией путешествий иностранных туристов в пределах Беларуси, а также экскурсионным обслуживанием. За 2007–2010 годы сумма этих льгот составила 32,9 млрд рублей. Гораздо менее эффективным стало освобождение гостиниц от уплаты налогов на прибыль за оказываемые услуги в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности. Такие льготы были предоставлены 41 объекту. Из этого перечня введено в эксплуатацию 25 объектов, строятся 9, а 7 – еще не начинали возводить. Данной льготой воспользовались всего две гостиницы – №4 ГПУ «Нацпарк «Беловежская пуща» и гостиничный комплекс «Турист» в Бобруйске. У остальных просто нет прибыли. Мнения были высказаны различные, в частности – не конкретизировать объекты, которые хотели бы воспользоваться данными льготами, а также исключить из указа пункт о том, что гостиницы не должны заниматься туризмом (!). Заместитель министра Чеслав Шульга предложил увеличить гостиницам срок освобождения от налогов на прибыль до 5 лет, чтобы прибыль у них появилась.

В своем выступлении руководитель туристической компании «Виаполь» Галина Потаева сообщила, что благодаря Указу №371 в первом полугодии за счет льгот фирма сэкономила около 434 млн рублей. Однако это положение Указа сегодня идет вразрез с новой редакцией Закона «О туризме». В законе «прописано», что экскурсия – однодневное мероприятие, а двух-трехдневка – это уже тур, а на туры льготы не распространяются. Вместе с тем, подчеркнула Галина Потаева, в настоящее время появилась определенная тенденция: все больше белорусов выбирает именно двухдневные путешествия по родной стране с ночлегом, несмотря на достаточно высокую стоимость – около 700 тысяч рублей. Галина Потаева остановилась также на такой проблеме: экскурсанты, которые не прочь потратить деньги во время поездки, сталкиваются при этом с большими трудностями, так как во многих местечках и небольших городках нет возможности перекусить или купить сувениры. А в некоторых местах турфирмы и принимающая сторона не находят взаимопонимания в вопросах комплексного обслуживания туристов. К примеру, в программе посещения Гродно и окрестностей запланированы экскурсия и обед в агротуристическом центре «Коробчицы». Однако в последнее время ресторан центра постоянно повышает стоимость обеда, которая сейчас составляет 40 тысяч рублей. Очень дорого стоит обед и в Беловежской пуще. Подобное отсутствие взаимодействия, по мнению руководителя «Виаполя», очень негативно влияет на развитие внутреннего туризма.

Еще одна проблема связана с развитием событийного туризма. Объявленные фестивали и другие мероприятия, на которые собираются туристы, часто отменяются или переносятся. В результате приходится расформировывать группы и извиняться перед туристами.

Начальник главного управления налоговой политики Министерства финансов Дмитрий Кийко считает, что налоги не мешают развитию бизнеса, в том числе и туристического. Если есть достойный конкурентоспособный продукт – то и проблем никаких. Наряду с другими проблемами отечественного туризма на коллегии Департамента по туризму Министерства спорта и туризма обсуждалось введение в нашей стране системы Tax Free. Оказалось, Министерство финансов считает введение в Беларуси этой популярной во всем мире системы очень сложным делом.

Дмитрий Кийко, выступая на коллегии, сказал: «Если бы это было так просто – поменять статью в Налоговом кодексе и объявить, что НДС, уплаченный туристом в Беларуси, возвращается ему на границе». По его словам, если брать мировой опыт, то для системы Tax Free должна быть создана серьезная система администрирования. «Эту функцию может взять на себя государство в лице какого-то крупного транзитного центра, в нашем случае – Национального аэропорта «Минск», – подчеркнул чиновник Минфина. По его мнению, если внедрять систему Tax Free на автомобильных или железнодорожных пунктах пропуска, то могут возникнуть очереди. На это заместитель директора департамента по туризму Минспорта Андрей Мартынов возразил, что возврат НДС иностранному туристу может быть осуществлен и в банке: «Эта система успешно работает во всех странах ЕС, поэтому и у нас проблем возникнуть не должно». «Почему в Вильнюсе, где представлены международные торговые сети, система Tax Free работает, а у нас нет? Почему там внедрение этой системы не является проблемой, а у нас является?» – добавил министр спорта и туризма Олег Качан. Он подчеркнул, что шопинговый туризм развит во всех странах мира, а наша страна теряет эту нишу в связи с неразворотливыми порядками и нормами. «У нас что, купить нечего?» – спросил Олег Качан у присутствующих представителей турфирм, которые заверили, что иностранные туристы всегда с удовольствием покупали в Беларуси трикотаж, изделия из льна, стекла, косметику, белье и многие другие товары.

Резюмировал выступления глава министерства. По его мнению, туристическая отрасль Беларуси должна решить три проблемы: улучшить инфраструктуру, либерализовать условия въезда и расширить информацию о стране для потенциальных клиентов. Безусловно, здесь многое зависит от уровня туристических кадров, или, как выразился Чеслав Шульга, «мотивированных лидеров». Олег Качан считает, что в туризме многое зависит от личной инициативы: «Мы недавно были в Гродненской области и видели, как в Любче один предприниматель, по профессии стоматолог, взялся восстанавливать усадьбу, и все организует по принципу семейного кластера. Получается просто отлично!»

Как заявила начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Юлия Копоть, данная подпрограмма выполняется не так эффективно, как хотелось бы. На реализацию подпрограммы на 2011 год из местных бюджетов выделено почти два с половиной млрд рублей, а на сегодняшний день освоено всего 300 млн.

Вместе с тем мероприятия по продвижению туристического продукта все-таки проводились. В частности, была организована работа единого национального стенда на международных туристических выставках в Израиле и Москве, на национальной выставке в Новосибирске и Межгосударственной выставке «20 лет СНГ» в Москве.

Проводились ознакомительные туры для представителей СМИ из Латвии, Польши и России. Состоялось пять рекламных туров по Брестской области, два – по Витебской и один – по Гродненской. Издавались рекламные материалы о туристическом потенциале Беларуси. Было обеспечено финансирование сайта www.belarustourism.by, ведется работа по его актуализации. Вместе с тем анализ сайтов облисполкомов и райисполкомов показал, что на них практически не содержится информации о туристических возможностях регионов. Удивительно, но ни одна область не создала собственных туристических брендов.

В рамках создания системы туристско-ориентирующей информации в первом полугодии 2011 года на территории Минской области установлено всего 3 туристско-информационных щита. А в Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской областях такая работа не проводилась вовсе. По-прежнему единственной областью, на территории которой установлены щиты с информацией о расположении агроусадеб, остается Гомельская.

Больным местом остается функционирование информационных центров. По указанию Минфина, они не могут финансироваться за счет средств бюджета – только за счет туристических компаний. Министр спорта и туризма Олег Качан рассказал, что существует договоренность с Министерством культуры о создании совместных центров, которые могут называться, к примеру, культурно-туристическими. Однако прямо на коллегии свои возражения против этих договоренностей высказали представители Министерства финансов: по их мнению, туризм и культура – совершенно разные сферы деятельности (!).

Всего за 2011–2015 годы предполагается реализовать 18 мероприятий, направленных на раскрутку отечественного туризма. По информации Юлии Копоть, за первое полугодие уже реализовано 11 мероприятий.

В настоящее время запланирована реализация трех серьезных проектов: проведение маркетинговых исследований запросов иностранных туристов, внедрение электронного бронирования услуг и создание электронной карты Минска.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах