01.10.2009

 - Газета

Анимация в санаториях: от сказок до песочной терапии

Ненавязчивость и незаметность анимации в белорусских санаториях широко известна. Причин у сложившейся ситуации много, но одна из главных - отсутствие культорганизаторов, подготовленных именно для этой сферы. До недавних пор этим не занимался ни один отечественный вуз.

Ненавязчивость и незаметность анимации в белорусских санаториях широко известна. Причин у сложившейся ситуации много, но одна из главных - отсутствие культорганизаторов, подготовленных именно для этой сферы. До недавних пор этим не занимался ни один отечественный вуз.

Но, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки: на факультете культурологии и социокультурной деятельности Белорусского университета культуры начата подготовка студентов со специализацией "Организация и методика социально-культурной деятельности в санаторно-оздоровительных и туристско-спортивных организациях". Об изменениях, которые могут произойти в туристической отрасли с появлением этих кадров, рассуждают заведующая кафедрой педагогики социокультурной деятельности, профессор Людмила Ивановна Козловская и старший преподаватель, кандидат педагогических наук, автор диссертации по проблемам педагогики туристско-экскурсионной деятельности Елена Викторовна Рябова.

san1 Л.Козловская
: Еще до того, как открылась новая специализация, наших студентов, выпускавшихся по специальности "социальный работник", охотно брали на практику в санатории и оздоровительные центры. Выпускники нередко шли работать в детские оздоровительные центры, вместе со студентами мы делали большой социокультурный проект для санатория "Юность". В прошлом году на кафедре защищена диссертация "Воспитательный потенциал туристско-экскурсионной деятельности подростков: теоретико-методический аспект", давшая научное обоснование необходимости специалистов нашего профиля в санаториях и туризме.

Однако прямой запрос на целенаправленную подготовку специалистов прозвучал не от самих санаториев, а от нашего учредителя, Министерства культуры. Прежде факультет поставлял социальных педагогов и социальных работников в школы, но наши учредители рассудили, что нецелесообразно дублировать вузы Министерства образования. Поэтому и начат набор на дневное отделение по специальностям "Социально-культурная деятельность" со специализациями "Организация и методика социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и отдыха", "Организация и методика социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях" и "Организация и методика социально-культурной деятельности в санаторно-оздоровительных и туристско-спортивных учреждениях". На курс набрано 39 человек: 20 на бюджетные места и 19 на платное обучение. Если предположить, что набор разделится по специализациям равномерно, то через пять лет в санатории и туристические организации пойдут работать первые 13 человек, подготовленные именно для этой сферы. Пока что интерес у абитуриентов к специализации достаточно высокий, а те студенты, что побывали на практике в санаториях и оздоровительных центрах, говорят, что столь разнообразный опыт ни в одном Доме культуры не получишь.

- А готовы ли санатории принять к себе не только практикантов, но и постоянных работников?

san2 Е.Рябова
:  Мы установили, сколько свободного времени остается у отдыхающего в санатории от обязательных занятий - приема пищи, сна, медицинских процедур. Оказалось, в разные дни - от двух до пяти часов. И это время невозможно занять только прогулками по лесу и танцами "для всех". Необходима именно анимация, целенаправленное вовлечение в досуговую деятельность.

Аниматор отличается от традиционного массовика-затейника как раз знанием психологии: умением выяснить, что за человек перед ним, чего он хочет от отдыха. Его запросы нужно выявить за короткий срок и предложить что-то подходящее - формы работы, ориентированные и на массовое участие, и на малые группы, и, возможно, даже на индивидуальные занятия.

Лучшие из руководителей здравниц это понимают. Да, сейчас санатории в летний период заполнены и без анимации, но нужно думать о перспективе, о том, чтобы человек вернулся именно в этот санаторий через год, когда у него появится больше выбора.

- А чем специалист, подготовленный для работы в туризме, отличается от культорганизатора широкого профиля?


Л.Козловская:  Если речь идет о санатории, то прежде всего знанием специфики контингента, особенностей отдыха в нем, форм работы, которые хорошо совмещаются с оздоровительными программами. Руководство санатория "Юность" однажды предложило нашим студентам подумать над формами работы, которые могли бы задействовать лечебную базу здравницы. Студенты нашли множество вариантов - сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, терапия игрой. Все это может помочь общению отдыхающих, гармонизировать их эмоциональное состояние.

Во-вторых, в санаториях и в туристической деятельности вообще важно уметь использовать окружающую среду, придавать ей некий смысл в программе отдыха. Почему эта тропинка идет именно так, что здесь за деревья, что с ними связано, как обыграть стоящую на пригорке беседку? Это хорошо умеют западные аниматоры, а наши культорганизаторы - не всегда.

Е.Рябова: Важно и то, что отдых в санатории и в турпоездке происходит во временном коллективе. Это не совершенно случайные люди, но и не постоянное сообщество. У такой группы тоже есть свои законы развития, которые наш специалист будет понимать и учитывать.

- Ждете ли вы какого-то встречного движения от руководителей турфирм и здравниц?

Л.Козловская
: Прежде всего нам нужна база для практики наших студентов. Во-вторых, хотелось бы побывать на семинарах для директоров санаториев, чтобы услышать об их запросах и возможностях из первых уст. И сами мы могли бы выехать на какие-то базы отдыха, провести там семинар и подробнее познакомиться с инфраструктурой, предполагаемыми обязанностями наших специалистов. Это было бы полезно обеим сторонам.

- Недавних выпускников вузов часто отказываются брать на работу, считая, что с ними там работают теоретики, которые практическим аспектам работы научить не могут. Собираетесь ли вы привлекать практиков туристической отрасли к учебному процессу?

Л.Козловская
: Все наши преподаватели имеют большой практический опыт именно в сфере своей специализации - иначе со студентами найти контакт невозможно. Сотрудники кафедры во время летних каникул работают в оздоровительных центрах, сотрудничают с турфирмами, организуют корпоративный отдых и массовые праздники. Так что сил для организации самого учебного процесса у нас достаточно, ну а для практики у студентов есть специальное время. График, кстати, достаточно гибкий, студенты имеют возможность пройти практику не только летом. И некоторые повторно выезжают на практику уже по персональным заявкам принимающей стороны.

Беседовала Марина Куновская


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах