01.10.2009

 - Газета

Штрихи к портрету турбизнеса

Накануне профессионального праздника руководители фирм, с появлением которых в Беларуси стал складываться рынок туристических услуг, делятся воспоминаниями о том, как все начиналось...

Накануне профессионального праздника руководители фирм, с появлением которых в Беларуси стал складываться рынок туристических услуг, делятся воспоминаниями о том, как все начиналось...

b1 "Туссон Вояж", 17 лет на рынке
Людмила Сыркина: "Нам интересно все!"


- До 90-х годов единственное, что меня связывало с туризмом, - туристические группы, которые я как представитель профкома завода им. Орджоникидзе возила в Ленинград и Финляндию. А через несколько лет один из тех туристов открывал собственную фирму и решил пригласить меня. К тому моменту я перешла на работу в "Киновидеопрокат". Условия (по сравнению с заводом) казались просто идеальными, так что учредителю "Туссон Вояж" пришлось "ухаживать" за мной почти семь месяцев. В итоге я решила попробовать. Приключения, которые с нами случались в первой поездке сплошь и рядом, - отдельная история. Впрочем, по возвращении я все же отважилась связать свою судьбу с туризмом, несмотря на то, что ни о каких SGL, DBL, HB и BB на тот момент понятия не имела, как и все, кто пришел в туризм в начале 90-х годов. Сразу же начались шоп-туры в Польшу, в первом из которых я ощутила всю "прелесть" туризма. Группу, которую я сопровождала, нужно было срочно размещать на ночлег, но чем ближе к Варшаве, тем меньше шансов найти подходящий вариант. Туристы пока молчат, но я уже чувствую волну гнева, неприязни и раздражения. Без всякой надежды на успех обрисовываю ситуацию администратору последней на нашем пути трехзвездочной гостиницы. Она говорит, что в наличии только 12 номеров. Цены при этом - заоблачные, но я уже твердо решила: продам с себя все, но группу заселю. Спрашиваю, можно ли разместиться по три человека в номере. Она отвечает: "Я дам вам 12 номеров, пакуйтесь, как хотите". Это слово - пакуйтесь - помню до сих пор. Я быстро прикинула: все номера с удобствами, внизу ресторанчик, но самое главное, если мы по четыре, а то и по пять "запакуемся", то ночлег будет стоить три копейки. Эта группа потом со мной ездила еще шесть лет.

Во второй половине 90-х годов, когда закончилась эпоха "дикого" капитализма, начался "цивилизованный" период. В 1996 году в фирме был открыт Центр образовательного туризма. В 2000 году мы стали официальным представителем сети "Магазин Горящих Путевок", а в 2001-м - авторизованным агентом Международной Ассоциации Авиаперевозчиков IATA. Затем, в 2004-м, "Туссон Вояж" стал официальным партнером Белорусской теннисной ассоциации и впервые организовал выезд теннисных болельщиков на матчи Кубка Дэвиса в Америку, Канаду и Румынию. А в 2007 году мы открыли еще один офис. Несмотря на кризис, будем продолжать заниматься корпоративным, выставочным, событийным туризмом - масса направлений, которыми хотелось бы заниматься. Для этого нужны грамотные менеджеры, которые, к счастью, у нас есть. Когда мы начинали, у нас не было современных технических средств, зато были увлеченность, азарт и доля здорового авантюризма. И сегодня хотелось бы пожелать молодому поколению чуть больше энтузиазма и творческого подхода к профессии.

К турбизнесу я приросла, но с удовольствием расширила бы сферу деятельности. Мне все интересно: от выращивания туи и можжевельника до продажи кровельного ондулина. Может быть, это не совсем творческая работа, хотя, на мой взгляд, творческая работа директора - создать условия для менеджеров, чтобы они работали и зарабатывали деньги. И еще важно не только принимать решения, но и брать на себя ответственность за их исполнение.  Особенно в туризме.

b2 "Экстратур", 18 лет на рынке
Лада Крукович: "В нашем бизнесе нет конкурентов"


- Ни для кого не секрет, что наша фирма существует благодаря стараниям Раисы Зарифовны Крукович. Направления, подаренные белорусскому туристу ее творческим отношением к профессии, подсказывала сама жизнь. Начальный этап, когда все занимались исключительно организацией шоп-туров, сменился временем интеллигентного отдыха: туристам стало интересно открывать и познавать новые страны. На первых порах это была обычная Турция, потом захотелось нестандартных вариантов, которыми тогда оказались Мармарис, Акчай, Кушадасы. Когда наскучили турецкие курорты, наши партнеры в Польше предложили отправлять туристов в: Тунис. С польскими визами проблем не было, и мы делали туры с вылетом из Варшавы. Позже появились собственно польские программы. Когда я впервые приехала в Миколайки и увидела отель Golebiewski, сказала: "Мама, это будущее нашего бизнеса". Так и случилось. Для белорусских туристов сам аквапарк, не говоря уже о возможности жить "при аквапарке", - стал настоящим откровением. Подобные туры вполне соответствовали запросам времени: недорого и недолго, при этом можно совмещать разные виды отдыха в одном путешествии. В 2000 году мы "открыли" Агадир, опять же с вылетом из Варшавы. Удивившись заявлению марокканских партнеров, сами потом удивляли наших клиентов антистереотипным утверждением: "Если хотите прохлады в августе, поезжайте в Марокко". Очень приятно было получать письма, где марокканские партнеры благодарили нас за туристов, с которыми не возникало никаких проблем. Туристы в свою очередь благодарили за то, что были самыми информированными.

Остров Бали - крутая экзотика и еще одно редкое направление, куда мы начали отправлять туристов в числе первых.

Сегодня мы занимаемся всем. У нас остались "свои" Польша и Тунис, но мы всегда помогаем коллегам и по другим странам. Этому меня научила Раиса Зарифовна: в нашей работе конкурентов нет, только друзья и партнеры - мы все в одной лодке. Я думаю, в этом особенность белорусского турбизнеса, где сложилась прекрасная атмосфера взаимовыгодного сотрудничества и дружеских отношений.

b3"Виаполь", 17 лет на рынке
: "Беларусь - единственное место, где от нас реально многое зависит"


- Сомнений в том, какую сферу деятельности выбрать, не было никогда. У меня и образование профильное - туристическое. Идея зарегистрировать фирму возникла в 1992 году, когда у потенциальных туристов появился интерес к Беларуси. Казалось, что он никогда не иссякнет. Примером для нас была Польша, куда стали активно приезжать туристы, после того как страна перестала быть частью социалистического лагеря. К тому же в тот момент к нам обратилась чикагская компания Falcon Travel с предложением организовать прием для выходцев из Западной Беларуси, так что одним из инициаторов создания туркомпании "Виаполь", по сути, была американская фирма. Мы вполне успешно приняли две группы, а потом произошли известные события в Вильнюсе и Тбилиси. Образ Беларуси оказался в тени негативных ассоциаций с бывшими республиками СССР, и белорусы из США больше приезжать не решались. Но мы все равно продолжили работать, ведь Беларусь - единственное место в мире, где от нас реально многое зависит, где мы действительно в состоянии повлиять на развитие туризма. Когда мы отправляем наших туристов за границу, их принимает и обслуживает иностранная компания, и только организовывая путешествия по Беларуси, мы можем проявить творческий подход. Название тоже постарались обыграть творчески. "Виа" с латинского языка переводится как путь, дорога, а "поль" - это "часть" Польши, вдохновившей нас на прием туристов. Главные требования к названию, как известно, заключаются в том, что оно должно быть красивым и легко воспроизводимым на русском и английском языках. Кстати, среди почти ста названий, которые мы обсуждали, было и еще одно, претендовавшее на то, чтобы стать нашим брендом, - "Полянка". Дело в том, что и мою, и дочь другого учредителя зовут Яной. Несмотря на победу названия "Виаполь", связь нашей семьи с туризмом буквально родственная. Мой муж отмечает день рождения в Международный День туризма, а мой внук, которому 27 сентября исполнится ровно год, уже успел побывать в 10 странах. Поэтому наступающий праздник для нас не только профессиональный, но и семейный, и отмечать мы его будем всей семьей, каждый член которой, независимо от возраста, - фанат туризма.

b4 "Экотур-6", 18 лет на рынке
Мира Баран: "Нет легких путей к вершинам мастерства"


- Мы начинали тяжело, и это неудивительно - не было опыта. Первые два года, как и многие, занимались шоп-турами в Польшу и Россию, а в 1993 году повезли первую группу бизнесменов в Чехию в город Кутна Гора. Участвуя в московских выставках, я познакомилась с Володей Зубовым, который вместе со своей женой - гражданкой Чехии - открыл в Кутной Горе туристическую фирму. Сегодня Володя - знаменитый художник в Чехии, а его жена Алина - член чешского правительства. А в те годы мы все были увлеченными новичками. Выездной туризм только-только начинался, белорусы практически нигде за границей не бывали, соответственно, было огромное желание посмотреть заграницу. А Чехия - близко, Прага сразу становится родным городом, тем более никаких виз не требовалось. Главное, чтобы были связи, приличные отели, хорошие экскурсоводы. Постепенно направление стало неплохо прибавлять в объемах, и в итоге мы пришли к шестидневной программе, которая больше тринадцати лет стартует каждое воскресенье с марта 1996 года. К слову, выезжать мы стали по воскресеньям, потому что на границе в Бресте этот день был нерабочим, но с разрешения пограничников наши автобусы проходили границу в гордом одиночестве. С тех пор мы традиционно выезжаем в Прагу по воскресеньям.

Потом появилась красивая семидневная программа Прага - Будапешт, затем - "Сиреневый Париж". Сиреневый - потому что если вечером подняться на второй уровень Эйфелевой башни и взглянуть на город, то легко заметить над Парижем сиреневую дымку. Новые программы появлялись почти каждый год: сначала Чехия, Франция, Италия, Литва, позже - более сложные направления: Скандинавия, Израиль, прием в Беларуси.

"Жизнь" направления сильно зависит от менеджера, который ведет это направление, и когда сильный менеджер уходит из фирмы, оно замирает. В нашей практике были случаи, когда отличных менеджеров, воспитанных в "Экотур-6", переманивали крупные фирмы. Что делать? Срочно искать ошибки в работе своей фирмы и исправлять их. Грамотные менеджеры по туризму всегда очень востребованы, естественно, солидные фирмы стараются приобрести знающих специалистов. Это не тайна, а обычный процесс для туристической сферы. Мы же воспитали целую плеяду специалистов высокого класса, которые, став на ноги и почувствовав свою значимость, открывали собственное дело. Сегодня у нас наряду с опытными "аксакалами" работают молодые специалисты: Аня Скобелева, Алена Муравицкая, Игорь Баран, Женя Савицкая. Их мы стараемся научить тому, что туризм - очень сложное поле деятельности, где обязательно надо чувствовать меру ответственности перед туристом и осознавать, что нет легких путей к вершинам мастерства. Здесь нужно быть очень гибким, мобильным, демократичным человеком, не распыляться на мелочные обиды. Надо любить и уважать не только туристов, но и своих партнеров.

Сейчас в туристической сфере работать сложнее, изобретать новые маршруты, открывать неизвестные направления очень проблематично - все мыслимые и немыслимые варианты путешествия предлагаются клиентам в большом количестве. Тем не менее мы предлагаем новые маршруты и новые направления благодаря знаниям и опыту нашего дружного коллектива. Я лично благодарна туризму за то, что в этой жизни у меня много прекрасных друзей, надежных партнеров и вообще замечательных людей, с которыми я встретилась, общаюсь и дружу благодаря туризму.

Записала Татьяна ЧУДАК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах