29.09.2011

 - Газета

Чеслав Шульга: «В перспективе ставка будет сделана на экологический и событийный туризм»

В преддверии профессионального праздника занятых в туристической сфере и тех, кто любит и умеет отдыхать, – Всемирного дня туризма – «ТиО» традиционно обратилась к заместителю министра спорта и туризма Чеславу Шульге с просьбой ответить на несколько вопросов.

В преддверии профессионального праздника занятых в туристической сфере и тех, кто любит и умеет отдыхать, – Всемирного дня туризма – «ТиО» традиционно обратилась к заместителю министра спорта и туризма Чеславу Шульге с просьбой ответить на несколько вопросов.

Чеслав_Шульга_МСИТ-(1) Чеслав Казимирович, чем для отечественного туризма был характерен период, прошедший с 27 сентября прошлого года?

– Прежде всего, пользуясь случаем, хочу поздравить работников сферы туризма с замечательным праздником – Всемирным днем туризма – и пожелать успехов на профессиональном поприще, а также, конечно, здоровья и хорошего настроения.  Пока у нас нет национального дня туризма, но мы с удовольствием отмечаем день, который обозначила Всемирная туристcкая организация, тем самым консолидируясь со всей международной туристической общественностью.

Нужно отметить, что год прошел очень быстро и, как и любой, имел свои плюсы и минусы. Поговорим об основных. На первом месте, конечно, находились экономические факторы. Недавно я вычитал в каком-то издании, что слово «кризис» в переводе с китайского языка имеет двоякий смысл: с одной стороны – оно означает «страх» или «ужас», а с другой – «шанс». И действительно, сложная экономическая ситуация дала шанс экспортерам туристических услуг мобилизовать свои ресурсы. Благодаря трудностям появились новые формы работы, до сих пор  нам не известные. К примеру, стала активнее внедряться  кластерная система. Пример показали агроусадьбы, которые начали сплачивать вокруг себя предприятия и организации различной формы собственности и работать, оказывая поддержку и помогая друг другу. Такие кластеры уже созданы в Гомельской области, на Воложинщине, а недавно мы своими глазами увидели, как работает подобное объединение на Гродненщине. Один предприниматель решил воссоздать усадьбу Тызенгауза и сплотил вокруг себя единомышленников. И теперь, как говорится, на выходе мы имеем серьезный туристический комплекс, который в течение года сможет принимать не менее 100 тысяч туристов. И это не будут кратковременные посещения, потому что в «союз» вошли и «Гарадзенскі маёнтак» в Коробчицах, и Августовский канал, то есть получился достойный полноценный турпродукт.

Что еще характерно: за прошедший год стала усиливаться тенденция создания комплексов, рассчитанных на более долговременное пребывание туристов, в том числе и зарубежных. В прошлые годы статистика нам показывала, что туристы остаются в Беларуси всего на 3–4 дня. Да и жители Беларуси тоже выбирали кратковременный отдых в собственной стране. Сегодня предпочтения меняются, что не может не радовать. Взять, к примеру, отдых на воде. У туристов есть возможность не только сплавиться на байдарках или плотах, пожить в палатках, пользуясь специально подготовленными бивачными полянами, но и преодолеть  какой-то участок дороги на джипах, совершить экскурсию по памятным местам и т.д.

Дальнейшее развитие в стране получил агротуризм. Этому во многом способствовали  внесенные по нашей инициативе изменения в Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма». В результате за первое полугодие 2011 года количество субъектов агротуризма увеличилось к прошлогоднему уровню на 20%. Нас вполне устраивает такой темп, даже, честно говоря, столь быстрый рост нас несколько удивил. В июне при Департаменте по туризму был создан Общественный совет по развитию агроэкотуризма. По-прежнему хозяева усадеб берут льготные кредиты и увеличивают вместимость своих усадеб, кое-где превращая их в мини-гостиницы. Причем нельзя сказать, что мы гонимся за количеством, нет, важна качественная составляющая. Приятно, что во многих районах агроусадьбы работают в тесном контакте с местными властями, санаториями, музеями, создают экологические тропы и зеленые маршруты, что также позволяет продлить пребывание туристов на сельских усадьбах. На длительный срок приезжают к нам туристы, чтобы оздоровиться в санаториях, тем самым неустанно пополняя туристическую копилку.

В последнее время мы много говорим об инвестициях в отечественный туризм. Эти инвестиции реально существуют или мы выдаем желаемое за действительное?

–  Инвестиции есть. Иначе в Беларуси не возводились бы новые комплексы, средства размещения… Скажем, только в  Гродно появилось несколько новых частных гостиниц, в Бресте скоро сдается пятизвездочная гостиница, есть отели хорошего уровня в Могилеве. С 1 ноября прямо перед Министерством спорта и туризма будет начато строительство нового отеля, на пересечении улиц Ульяновской и Свердлова тоже возведут отель… Начато строительство гостиниц «Пекин» и Hyatt. Невзирая на кризис, понемногу средства в развитие инфраструктуры все-таки вкладываются. Конечно, нам бы хотелось, чтобы этих объектов стало еще больше… 16–17 ноября нынешнего года в Бресте впервые пройдет инвестиционный форум по туризму, где для инвесторов будут представлены интересные предложения.

А может ли ситуация сложиться следующим образом: в Беларуси построят множество отелей, а количество туристов не увеличится? Тогда гостиницы будут пустовать?

– Вот как раз этого бояться совершенно не нужно, эти волнения не обоснованы. Во-первых, мы надеемся, что с увеличением количества мест размещения цены станут более конкурентоспособными. Во-вторых, с новыми гостиницами приходят и новые технологии. Если отель представляет ту или иную цепочку, то и привлекать клиентов станет в рамках своих возможностей. Гостиница сегодня, приходя на рынок, сразу же имеет собственную программу продвижения и является не просто средством размещения, а консолидатором услуг. Кстати, есть хороший пример. Как только построили гостиницу «Европа», все говорили, что при таких ценах она не будет загружена, а получилось наоборот: сегодня в этом отеле довольно сложно забронировать номер.

Хорошо, конечно, если  отели будут загружены. Но не факт, что в них станут останавливаться именно  туристы, а не бизнесмены или спортсмены... Какие усилия прикладываются, чтобы привлечь в Беларусь зарубежных гостей? Пока большинство туристов из-за рубежа – это наши соседи-россияне…

– Действительно, наши санатории и базы отдыха сегодня чрезвычайно востребованы соседями из России. И это совсем неплохо. Недавно  мне попалась на глаза такая статистика: если китайский турист в среднем тратит за рубежом 800 долларов, то россиянин – 2 200 долларов. Так что в качестве туристов россияне отечественному туризму очень выгодны. Российский рубль на сегодняшний день – полновесная валюта. Другое дело – было бы на что эти деньги потратить!

И здесь мы видим хорошую перспективу в развитии событийного туризма. Если посмотреть на календарь, то каждые выходные в различных уголках страны проводится какой-либо фестиваль или фольклорный праздник. И такие мероприятия собирают от 15 до 40 тысяч человек. Появляются возможности потратить деньги. Последние 4–5 лет инфраструктура туризма была рассчитана на среднего туриста. А теперь у нас, наконец, появились места отдыха, где может отдохнуть и состоятельный человек: загородные клубы, spa-центры. Качество предлагаемых услуг начинает дифференцироваться в зависимости от количества средств, которые клиент готов потратить на отдых. А если подытожить все, что сделано в направлении укрепления материальной базы отечественного туризма, то за первое полугодие нынешнего года введен в эксплуатацию 21 объект туриндустрии, в том числе 3 гостиницы, два объекта досуга, один туристический комплекс и два объекта показа. Освоено 80 млрд рублей.

Еще год назад отечественный туризм не мог себе представить существования без ваучера и лицензии. Теперь нет ни того, ни другого. Когда отменяли лицензию, было множество опасений, мол, начнут заниматься туризмом все подряд, вырастет количество жалоб и так далее. А как ситуация выглядит на самом деле?

– Ничего страшного не произошло, и большинство опасений не оправдалось. Зато есть плюсы: без ваучера турфирмы могут более гибко строить свои отношения с клиентами, более детально прописывать обязательства в договоре. В результате количество жалоб в министерство уменьшилось. Сторонним организациям стала более понятна нормативная база, изложенная в новом варианте закона «О туризме», и к нам меньше стало поступать запросов, чтобы мы разъяснили ту или иную позицию. Новая нормативная база стала основой для расширения сети туристско-информационных центров. Что касается создания новых туристических фирм, то резкого увеличения не произошло: по информации Министерства по налогам и сборам, за первое полугодие о своей туристической деятельности отчиталось порядка 340 компаний. Дело в том, что многие фирмы, имевшие лицензию на туристическую деятельность, в сложных экономических условиях либо приостановили свою работу, либо «спрятались» в тени основной деятельности фирмы-основателя.

Существуют ли сегодня проекты, которые могут стать хорошей перспективой?

– Да, безусловно. К примеру, 26 мая нынешнего года принят Указ Президента Республики Беларусь «О создании специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». На мой взгляд, очень перспективный проект, потому что для резидентов этого парка на треть снижена налоговая нагрузка (до 70%), в том числе предусмотрено освобождение от налога на прибыль на 5 лет, налога на недвижимость, НДС, ввозных таможенных пошлин и ряда иных платежей. Эти преференции позволят привлечь серьезных инвесторов. Если проект «заработает», то мы можем создать аналогичные «свободные экономические зоны» для развития туризма и в других регионах страны.

В перспективных планах – открытие информационных центров за рубежом. Сейчас такой центр работает в Варшаве, есть центры в Армении, Калининграде, Берлине, Москве и Пскове. Пока они работают на базе каких-либо организаций и предприятий. В будущем году планируем открыть подобные центры в Израиле, ОАЭ, Китае. Существует договоренность с «Белавиа», что на базе представительства авиакомпании мы сможем открыть центры во многих странах Европы.

Планируется также усовершенствовать наши интернет-ресурсы и перевести информацию о туристических возможностях Беларуси на литовский, польский и другие иностранные языки.

Несмотря на то, что по экономическим причинам от участия во многих туристических выставках нам пришлось отказаться, эта работа не будет прекращена. Продолжится также издание рекламной литературы о достопримечательностях нашей страны, причем в основном на условиях софинансирования.

Если говорить о приоритетах, то максимальное внимание будет обращаться на организацию отдыха на озерах. На сегодня из 20 000 озер, которые есть в Беларуси, обустроено всего 3%. В этой связи мы собираемся обратиться в Минприроды с просьбой разрешить строить объекты туризма не за 300–500 метров от водоема, а гораздо ближе. По этому пути уже пошли многие европейские страны. Отечественные инвесторы готовы сразу же приступить к строительству, если эта норма будет изменена.

В ближайшем году планируется поработать над увеличением эффективности использования природных ресурсов в туристических целях, созданием экологических троп и зеленых маршрутов, тематических парков.

Беседовала Надежда СУСЛОВА


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах