03.09.2009

 - Газета

Немецкие краны и "кусочек" СССР

Находясь в 700 километрах от Минска, в другой стране, мне удалось побывать в индустриальной зоне, которая имеет большой успех у туристов. Что интересно, место это напоминает столичный район Шабаны.

Дарья Гуштын, Феррополис-Минск

Находясь в 700 километрах от Минска, в другой стране, мне удалось побывать в индустриальной зоне, которая имеет большой успех у туристов. Что интересно, место это напоминает столичный район Шабаны.

Из груды железа сделали туристический объект

kran1 Феррополис - город, чье название ассоциируется с курортом, на самом деле переводится, как "город железа". Находится он в двух часах езды от Берлина и принадлежит федеральной земле Саксония-Анхальт. Это уникальный памятник, напоминающий о разработках бурого угля в Центральной Германии на протяжении 150 лет.  Но когда запасы закончились, возник вопрос: что делать со всеми машинами? Уже тогда в Феррополис приезжали экскурсии. Жителей ГДР притягивала расхваленная на всю страну техника, каждый сам хотел увидеть гигантские краны. Именно тогда одному из студентов, побывавших здесь на экскурсии, пришла в голову следующая мысль: оставить машины на своих местах для потомков, которым наверняка будет интересно, чем занимались их предшественники. Идея владельцам кранов понравилась. Нужно сказать, что к процессу редизайна этих территорий были подключены молодые специалисты баухаусовской архитектурной мастерской - надо же было избавиться от мрачного наследия гэдээровской промышленности не только эффективно, но еще и максимально эстетично. Дело в том, что речь шла не только о рекультивации территорий, надо было куда-то девать оставшуюся от горнодобывающей промышленности технику. Конечно, можно было пустить ее в металлолом, с некоторыми агрегатами так и поступили, но нашлось и другое решение - остроумное и изящное. Техника, имевшая нулевую ценность с точки зрения экономической эффективности в условиях нежданно нагрянувшего капитализма, приобретала совершенно другие ценностные характеристики в современной жизни. На месте промышленной зоны была сделана концертная площадка, где главная роль отводилась огромным железным машинам. Произведенные во второй половине 50-х годов ХХ века, до начала 90-х они продолжали функционировать, согласно своему основному предназначению. Пять гигантских экскаваторов стоят в ряд на полуострове в центре озера Гремминер-Зее (Gremminer See). Эти пять машин являются одновременно техническими памятниками и своеобразным музеем промышленной культуры. kran2 Даже когда они неподвижны, производят совершенно фантастическое впечатление. Сложно себе представить, как это все выглядело, когда они двигались! Гусеницы выше человеческого роста, огромные колеса размером с трехэтажный дом, сами машины по тридцать-сорок метров высотой. И все это никак не испорчено никаким попытками сделать "красиво". Появившаяся ржавчина только придает еще большую брутальность объектам. Машины напоминают скелеты каких-то фантастических ящеров или насекомых.

В общем, интерьер как нельзя кстати подходит для проведения массовых музыкальных мероприятий. Краны просто обеспечили системой безопасности и немного подкрасили. Получилось дешево и сердито.

Теперь Феррополис - место встречи единомышленников в музыке. Сюда с концертами приезжают Deep Purple, Linking Рark, Scorpions и другие знаменитые рок-группы. Проводятся и национальные музыкальные фестивали. Площадка вмещает 25 тысяч зрителей. И все концерты проходят с большим успехом.

Освещение, сцену размещают на самих кранах. И вся эта брутальная техника сама по себе ассоциируется с хеви-металом и панк-роком.

Кроме того, в Феррополис ежедневно приезжает около 100 туристов. Краны оборудованы системой безопасности, поэтому каждый желающий может подняться на высоту двадцатиэтажного дома. Экскурсовод Манфред, бывший геолог, рассказывает о процессе добычи угля, о том, что стало с рабочими, когда запасы в этих местах закончилась, и о современном применении кранов в интерьере для рок-концертов.

В 70-х при подъеме угля здесь обнаружили скелет мамонта. Оригинал сейчас находится в музее. Музей, к слову, сделали на диспетчерской станции. Здесь же любители авангарда могут заключить брак - на станции работает загс.

Манфред, проработавший здесь более 40 лет, рад, что на месте добычи угля  все еще продолжается жизнь. Правда, после рок-фестивалей в Феррополисе зрители оставляют горы мусора. Это самая большая проблема индустриально-экскурсионной зоны, но администрация старается ее решить.


Старые краны на некошеной траве

kran3 В Минске есть похожее место. Заброшенное поле, где находятся отслужившие свое краны, располагается примерно в 15 километрах от центра города. Это район Шабаны, известный своей преступностью в 90-х и сегодняшней индустриальной зоной.

Здесь все заросло травой, кое-где проглядывают ромашки, стрекочут кузнечики. Кладбище кранов - достопримечательность народная. О ней не пишут в туристических буклетах, не проводят там специальных экскурсий, да и вход сюда в любое время всегда свободный.

Башенные краны в Шабанах принадлежат управлению механизации №79. Зайти на кладбище кранов очень просто: одна из стен забора всегда открыта. Машины здесь в основном лежат, поэтому похожи скорее на груду металлолома, чем на агрегаты строительства. Два крана стоят, гордо возвышаясь над остальными. Судя по тому, что с них не сняли бетонные плиты, на некоторых из них даже написано "контрольный запас", видно, что краны отвозили и оставляли без отбора. По принципу "отслужил - на свалку". Говорят, что постепенно машины разбирают на металлолом.

Место это популярно среди экстремальной молодежи. Здесь постоянно проходят ролевые игры, на некоторых кранах стоят отметки команд "Схватки". Схватка - это игра на выживание, где каждый сможет испытать свою силу, смелость и знания. Бесстрашные и азартные ребята лазают по заброшенным местам в основном ночью. Их задача - правильно ответить на вопросы и раздобыть "ключ".

На кладбище кранов обитает много бездомных собак. Встречаем даже две "группировки": трое рыжих отчаянно лают на белых соперников. Бегают они тут совершенно спокойно, ощущая себя хозяевами. Их, наверное, так много здесь еще и потому, что санитарные службы просто не доезжают до этой окраины города.

Когда находишься близко-близко к кранам, охватывает ужас и страх, что они либо сейчас заведутся и поедут прямо на тебя, либо обвалятся, потому как  машины снизу засыпаны землей или привинчены к рельсам, но сверху никто не заботился о завинчивании деталей для безопасности.

И хотя кладбища кранов действительно нет среди туристических объектов, рекомендованных для просмотра, эта индустриальная зона может быть весьма интересна туристам. Во-первых, сам экстремальный дух, который притягивает. Во-вторых, индустриальная зона заинтересует современных туристов, желающих увидеть "кусочек СССР". В-третьих, здесь на самом деле можно было бы организовать открытую площадку для проведения концертов и фестивалей.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах