27.08.2009

 - Газета

"Красная книга" туризма

Почему массовые направления оказались на грани выживания?
Нынешний сезон, который с самого начала обещал "горячие" денечки белорусскому турбизнесу, превзошел самые пессимистичные ожидания. Окончательные итоги подводить немного преждевременно, но факты - упрямая вещь, и они свидетельствуют о том, что многие (если не все) направления массового отдыха пережили настоящий, глубокий кризис летом 2009 года.

Почему массовые направления оказались на грани выживания?

Татьяна ЧУДАК

Нынешний сезон, который с самого начала обещал "горячие" денечки белорусскому турбизнесу, превзошел самые пессимистичные ожидания. Окончательные итоги подводить немного преждевременно, но факты - упрямая вещь, и они свидетельствуют о том, что многие (если не все) направления массового отдыха пережили настоящий, глубокий кризис летом 2009 года.

 

Не нужно обладать проницательностью налогового инспектора, чтобы понять, какие массовые и прежде стабильные направления по результатам сезона окажутся не в лучшем виде.

Турция - самое популярное и долгие годы самое устойчивое направление - этим летом не оправдала надежд: увеличение количества чартерных цепочек в Измир обернулось массовым же сворачиванием программ. Экономический кризис? Безусловно. Вот только из реальной причины он, похоже, незаметно превратился в ничего не значащую, удобную отговорку. "Как ни парадоксально, но турецкие бизнесмены утверждают, что у них в стране никакого кризиса нет, - говорит Мария Филиппович, генеральный директор компании "Белинтурист". - Видимо поэтому хотельеры Турции в этом году не уменьшали стоимость проживания и очень неохотно шли даже на небольшие уступки". Сохранение либо даже увеличение объемов  перевозки (на что надеялись операторы?!), прошлогодние цены на гостиницы и в то же время гораздо меньшая зарплата у клиентов - вот причины провала турецкого направления на белорусском рынке, которые лежат на поверхности.

Если копнуть глубже, можно обнаружить и другие слагаемые, мягко говоря, неудачного сезона, но они обусловлены не актуальной социально-экономической ситуацией, а, скажем, сложившимися традициями ведения дел по отдельным направлениям. В случае с лакомым турецким кусочком - это несбалансированность перевозки из-за невозможности договориться всем заинтересованным участникам процесса. Впрочем, на каждом проблемном участке можно найти что-то, что добавляет турфирмам головной боли помимо неадекватного количества самолетов или автобусов, а также соотношения цены на размещение и платежеспособности туристов.

Взять, к примеру, Крым. "Спрос на отдых в Крыму упал на 30-50% - приводит статистику Светлана Волгина ("Одиссея-Тур"). - Я думаю, подобное снижение наблюдается и по другим направлениям. Особенность крымских цепочек заключается в том, что автобусы на 60-70% заполнены теми, кто купил только проезд. Туристы, узнавшие, что на месте приобрести путевку можно дешевле, поступают соответствующим образом".

С другой стороны, Крым был, есть и будет, уверены представители турфирм. Будущее же других направлений покрыто мраком.

С большей долей уверенности специалисты говорят, пожалуй, только о Румынии, которая, по общему мнению, не "переживет" заканчивающийся сезон. Для направления это может означать, что в следующем году количество фирм, отправляющих туристов на румынские курорты, заметно сократится. Не исключено, что результатом станет повышение цен, ведь ограниченное число предложений в отечественных реалиях именно к этому и приводит. К тому же румынские партнеры в нынешнем году наотрез отказывались относиться к белорусским проблемам с пониманием, а чем закончится смена партнера, предугадать практически невозможно: предложением новых интересных отелей, разнообразием программ или, учитывая "специфическую" работу румынских партнеров, чем-то гораздо менее положительным.

Не менее печальная картина складывается и с экскурсионными программами. Основные клиенты недорогих автобусных туров - студенты и интеллигенты зрелого возраста - потуже затянули пояса и отложили путешествия по Европе до лучших времен, несмотря на то, что цены в валютном эквиваленте остались на прежнем уровне. Так, семидневная поездка в Чехию и в прошлом, и в этом году стоит одинаково - около 200 евро. Согласно официальным статистическим данным за первое полугодие 2009 года номинальная среднебелорусская зарплата выросла, но одновременно с ней выросли и потребительские цены, так что реальные доходы белорусов практически не изменились.

На первый взгляд кажется, если цены и зарплаты остались на прежнем уровне, автобусы должны заполняться соответственно. Однако следуют учитывать, что в долларовом эквиваленте за те же полгода зарплаты упали почти на сто долларов США. "Белорусы перестали ездить в Европу не потому, что необходимо оформлять шенгенскую визу или им вдруг стало не интересно, просто у туристов нет денег!" - резюмируют представители турбизнеса. Данное утверждение справедливо и для поездок выходного дня. Профессионалы констатируют, что короткие экскурсионные программы - например, в Санкт-Петербург - в этом сезоне просто не состоялись как направление.

Беглого взгляда достаточно, чтобы понять: в первую очередь в нелегком положении оказались направления бюджетного отдыха. С одной стороны это связано с тем, что белорусским турфирмам так и не удалось адаптироваться к кризисным явлениям, с другой, положение усугубляет катастрофически низкая покупательская способность белорусов. Составить список направлений, ощутивших все "прелести" такого стечения обстоятельств, не составит особого труда: Турция, Чехия, Румыния, Польша, Венгрия, Словакия, Крым, Россия и: Болгария, как ни странно. Первые продажи давали надежду на то, что болгарский сезон сложится более чем удачно. Оптимизм внушали и широкий выбор спецпредложений, и бесплатные визы для детей. Не секрет, что нередко менеджеры предлагали "гибкую" Болгарию вместо "несгибаемой" Турции. Тем не менее, как утверждают специалисты, успех сентябрьских программ под большим вопросом.

Конечно, прогнозировать, как будут обстоять дела на массовых направлениях в следующем сезоне, сейчас абсолютно бесполезно. Интересно, что мнения по этому поводу кардинально отличаются. Кто-то считает кризис надуманным ("кризис - в головах") и верит, что все без исключения направления "останутся в живых"; более того, в следующем году, как и прежде, количество предложений будет только увеличиваться. Кто-то, наоборот, осторожен в высказываниях и думает не о лете 2010 года и не о зимних программах: до сих пор не ясно, что будет осенью, имеет ли смысл участвовать в предстоящей выставке "Турбизнес", объединяться или разъединяться - вопросов к концу сезона накопилось явно больше, чем ответов.

Но и есть и хорошие новости. "Беларусь как направление тоже теряет туристов, но при снижении потока выручка остается на уровне прошлого года, - уверят Мария Филиппович. - Все больше иностранцев узнают о Беларуси и приезжают к нам не только на экскурсии, но и отдыхать, уже есть заявки на осень". Так что определенный оптимизм в отрасли сохраняется. А это уже немало...


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах