04.02.2010

 - Газета

Вена, Давос и плановый мазохизм

От редактора
В конце января в Вене прошла международная выставка actb-2010, собравшая профессионалов турбизнеса из центрально-европейских стран. Приблизительно в те же сроки в Давосе состоялся международный экономический форум, на который съехалась мировая финансовая и политическая элита.

Лилия КОБЗИК

glav-red В конце января в Вене прошла международная выставка actb-2010, собравшая профессионалов турбизнеса из центрально-европейских стран. Приблизительно в те же сроки в Давосе состоялся международный экономический форум, на который съехалась мировая финансовая и политическая элита.

И если в Австрии специалисты пытались искать ответ на вопрос -- что делать с туризмом в условиях продолжающегося кризиса, то в Швейцарии господа Саркози, Сорос и другие более всего были озабочены поисками того, кто в этом кризисе виноват. В компьютерных играх подобные сложные задачи называются «квест». Впрочем, наш общий реальный «квест», похоже, уже решился. Во всем, как в жесткой форме было сказано в Давосе, виноваты банкиры и финансисты, которые возомнили себя гениями, звездами и небожителями и расправились с мировой экономикой, как Иван Сусанин с несчастными поляками.

Тут мне лично вспоминается самая знаменитая фраза Альфреда Хичкока, который как-то по случаю грубо и оригинально высказался применительно к кино (однако подходит ко всем сферам): «Я всегда говорил, что звезды – это скот!». Саркози  -- не Хичкок, конечно, но, может быть, если бы вспомнил эту дефиницию, то прямо воспользовался бы ею в Давосе. Вполне в его духе.

А что же туризм?

Форум в Вене продемонстрировал две главные тенденции.

Во-первых, кризис, вопреки надеждам, еще не прошел. Об этом можно судить хотя бы по тому, как жарко обнимались на стендах представители TUI с российскими операторами, чего в прежние, сытые для западного туризма годы, не могло быть в принципе. Добавим, что наших операторов в Вене просто не было – все-таки 350 евро на пакет для участия в австрийской выставке да на агентской комиссии – поди заработай! – а то бы, не исключено, и наш турбизнес был прилюдно обласкан монстрами мировой туриндустрии. Но раз уж TUI так сильно продвинулся на Восток, значит, кризис действительно прижал и не отпускает.

Во-вторых, вся туристическая Европа – скопом и по отдельности – ищет, как было сказано на форуме «коридор» из кризиса. Этот мировой «мессидж» вряд ли толком добрался до нашего рынка (да и до российского, откровенно говоря, тоже), а вот Европа, и в частности – Австрия, озабочены не на шутку. Внутренний австрийский туристический продукт безумно сегментирован: от «скромных» мишленовских ресторанов в Зальцбурге до «роскошных» наблюдений за глухарями и лошадью Пржевальского в нацпарках Бургенланда. Теперь вопрос: как создать дружелюбную навигацию по всем этим туристическим прелестям в условиях явной нехватки средств у населения? Или, грубо говоря (и это уже проблема, поставленная не только в Вене, но и в Давосе): как заставить граждан не откладывать деньги в ожидании худшего, а тратить: на отдых, на машины, на рестораны, на птички? Вот задачка, отдельные пункты которой вскоре должны будут решить и наши белорусские туроператоры.

Особое влияние на туризм этим летом, безусловно, окажет Греция, которой и в Давосе было уделено немало времени. Развитые страны еврозоны дрожат от мысли, что им придется платить по огромным греческим долгам, и с опаской поглядывают в сторону Испании и Португалии, которые стоят на пороге аналогичной ситуации. Европейские же туроператоры предвидят некий новый расклад на направлениях -- возможно, уменьшение цен на турпакеты, что не может не радовать потребителей.

Возвращаясь на землю, то есть в Беларусь, и к третьей части заголовка данной заметки, скажу, что, по-моему, наш главный «мессидж» -- это планы. Тут ничего не изменилось. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать по итогам коллегии, которая состоялась в Министерстве спорта и туризма тоже на прошлой неделе. Туристической отрасли вновь досталось за невыполнение планов по оказанию населению услуг. И, поскольку прошлые цифры турбизнес в тандеме с местной администрацией не осилил, ему, в соответствии с некой, только одному государству известной логикой, были доведены новые – еще большие. Просто какой-то плановый мазохизм. Ведь не выполнят же! Однако потом будет за что друг друга постегать…

А в целом, вспоминая знаковое событие начавшегося года в белорусском туризме – я имею в виду повышение стоимости виз для иностранцев, которое произошло с подачи налоговых служб (как и абсолютное большинство других нововведений), – можно заметить, что туризмом у нас давно рулят отнюдь не чиновники турадминистрации, а фискалы.

Поэтому ближайших новостей нам следует ждать именно из этих «краев», а не из Давоса и Вены…


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах