23.07.2009

 - Газета

Автотуризм рулит

Ведущий рубрики "О Беларуси в сети" Олег ПАВЛОВ

Пишет москвич Pawlick...

pavlov Ведущий рубрики "О Беларуси в сети" Олег ПАВЛОВ

Пишет москвич Pawlick:

Я не впервые был в Минске, лет в 10 мы с мамой ездили в Минск, Брест и Хатынь. То путешествие было необычным в том смысле, что это был ж/д-туризм, мы перемещались на поезде и в нем жили эти несколько дней. Честно говоря, почти ничего не помню из самого Минска, кроме разве что юмористического журнала "Вожык". Брест и Хатынь отпечатались в памяти сильнее.

Нынешнее путешествие было первым опытом автотуризма, ранее самое дальнее - Ярославль. Расстояние от Мск до Мнк указывается различными источниками с вилкой до 30 км, в среднем - 720. В тексте много сравнений с московскими реалиями, но не потому, что Москва - это пуп Земли, а просто потому, что я здесь живу.
 
ДОРОГА

Коллеги, проехавшие в этом году пол-Европы, утверждают, что лучшие дороги - именно на белорусской трассе, идущей мимо Минска до Бреста, т.е. фактически через всю страну. Я сам в Европе на машине не был, так что мне судить сложно, но дорожное покрытие я бы оценил на 4+, для уверенной пятерки дорога должна быть ровнее и ход по ней - плавнее. Хорошую дорогу замечаешь только тогда, когда нужно чуть скорректировать положение руля, если дорога уходит в сторону.

Из безусловных плюсов - разрешенная скорость для легковых авто 120 км/ч, при этом не нужно забывать, что допустимый "зазор", принятый по местным ПДД, не более 5 км/ч (в отличие от российских 10). Если же помнить о том, что и спидометр, и прибор у инспектора (хм:) может быть не слишком точным, то лучше во избежание лишних контактов с дорожной полицией держать стабильные 120, особенно если есть круиз-контроль.

Учитывая, что на перегоне граница - Минск встречается один, от силы два населенных пункта, где скорость все же надо сбросить, то можно спокойно пилить на ста двадцати, изредка обгоняя фуры (сразу после пересечения границы машин становится заметно, в разы меньше, чем было в РФ. Куда они деваются, непонятно, такое ощущение, будто, подъехав к пропускному пункту, разворачиваются и удаляются вглубь родины).

Российские трассы существенно хуже белорусских в смысле комфортности езды из-за обилия левых поворотов (лишние полосы, а также машины, пересекающие твою дорогу со встречки) и населенных пунктов, особенно такой протяженности, что и скорость-то до положенных 60 км/ч не успеваешь сбросить, как уже пора снова ее набирать.

Машин в РФ, как я уже сказал, больше, но зато и "спонсоров" больше. Так, километров двести на обратном пути я проехал в два захода, пристроившись по очереди за "крузаками" и держа с ними крейсерские 140 км/ч - очень удобно: и едешь быстро, и гаишников не опасаешься.

Переезд границы - процесс, отнимающий не более 10-15 минут, во всяком случае, в будний день. Фуры стоят в правой полосе и, очевидно, проходят какой-то более строгий досмотр, легковушки проезжают так, изредка у кого-то просят документы, мне только махнули жезлом со светоотражателем, проезжай, мол.

Гаишников на белорусских трассах также меньше, чем на русских, стоять они могут и посреди разделительной полосы, работая в обе стороны (очевидно, сказывается то, что машин не много). Поморгать дальним светом могут, но иногда разделительная слишком высока, чтобы увидеть. Говорят, что местные гаишники взяток не берут, т.к. у них одна из самых высоких зарплат среди бюджетников, что-то около тысячи долларов. Так что в качестве наказания отбирают права и направляют их в местное (районное) отделение дорожной полиции, откуда уже как-то надо доставать. В общем, лучше не попадаться.

Правда, один раз я себе позволил все-таки превысить скорость. Уже на подъезде к Минску, когда оставалось километров 30, мимо меня проезжали два такси с местными номерами. Вместо положенных на том участке 90 они ехали где-то 120 км/ч. Я пристроился за ними третьим, полагая, что двух "спонсоров" мне, если что, хватит. Но километров через десять прямо над нами на табло вдруг появилась надпись "СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ!". Не будучи склонным к метафизическим объяснениям, я ушел в правую полосу и сбавил до положенной сотни.

В самом Минске народ ездит, скажем так, довольно агрессивно: поворот через полосу, перестроение без поворотников, разворот там, где его нету - буквально через перекресток, мне встречались. Ко мне, впрочем, относились довольно терпимо, видя, как я осторожно пробираюсь через полосы к нужному повороту, пропускали беспрепятственно.

Указатели улиц есть почти везде, хотя и довольно небольшие, надо смотреть внимательно. Имея хоть какую-то карту (у меня была), заблудиться сложно. Понятно, что лучшая карта - это GPS-навигатор. В моем не было белорусских карт, но по нему можно было доехать до самой границы, определяя оставшееся расстояние и всегда зная допустимую скорость на данном участке трассы. Мне показалось, что в Минске полосы уже, чем в Москве - возможно, из-за долгой дороги по трассе, хотя спустя день и два такое ощущение снова возникало время от времени. Очень мало "лежачих полицейских", за все время встретилось не больше трех мест, сделаны они, как в Московской области, гуманно: на низкой скорости их можно проехать очень плавно.

Туда доехал за 8 часов, обратно - за 8,5 (перерывы минут на 5-10 я делал каждые полтора часа вне зависимости от проделанного расстояния). При том, что и туда, и обратно успел постоять на московской окружной. Средняя скорость по Белоруссии была 100-120, по России - 100-140 км/ч. Ни с одним гаишником ни в РФ, ни в РБ мне посчастливилось не пообщаться (в самом Минске гаишника вообще, кажется, видел однажды).

На белорусском участке трассы отлично продуманы места отдыха: метрах в ста-двухстах от трассы, со скамейками, беседками, туалетом и мусорным баком, - все, чтобы цивилизованные люди могли цивилизованно отдохнуть. Белорусская трасса платная для всех, кроме граждан РБ (то бишь машин с белорусскими номерами). Мне такое разделение показалось странным, хотя учитывая стоимость - два раза по 22 российских рубля - это вызывает лишь некоторый дискомфорт этического свойства. По совести говоря, будь у нас такие дороги, за них не жалко было бы платить и по рублю за километр.

Еще важный момент: о страховке. Для выезда за пределы России нужно приобретать т.н. грин-карту. По СНГ тариф весьма умеренный и зависит, насколько я понял, только от типа ТС, легковушка или грузовик, то есть не важно, сколько людей и какой квалификации будет сидеть за рулем. Страховка на 3 месяца обошлась мне в 1500 с небольшим рублей (для остальной Европы тот же самый период обошелся бы уже где-то в 7-8 тысяч). Самое меньшее, на сколько можно застраховаться, это три недели, стоит меньше тысячи рублей. Что интересно, сделать ее можно почти в любом пункте страхования еще дома, а не на подъезде к границе. Тариф, насколько я понял, универсален для всех компаний, то есть где его покупать, совершенно не важно. В отличие от наших полисов ОСАГО, с "грин-картой" не дают наклейку "RUS" на заднее стекло или просто задницу машины. Не забудьте приклеить, в автозапчастях стоит 10 рублей.

В Москве литр АИ-92 стоил на июнь 2009-го рублей 18-19, в Минске - около 2 200 бел. руб. (т.е. 24,2 RUR), итого всего на четверть дороже. То есть если бак позволяет, можно заправиться прямо перед границей на "Лукойле" и доехать потом обратно на российском же бензине. Если же, как у меня, расход посерьезнее, то можно спокойно заливаться на том же "Лукойле" в Белоруссии.

ЯЗЫК

На белорусском русском языке принято название государства писать только так, на белорусский манер: "Беларусь", либо "Республика Беларусь" или "РБ" for short. Варианта "Белоруссия" местные жители не приемлют, считая его пережитком советского прошлого (то есть остальные пережитки СССР на территории РБ их не смущают, очевидно). Правда, на мой вопрос, как образовать прилагательное от "Беларусь", ответили не сразу. Но ответили, понятно, "белорусский". Откуда тогда, спрашивается, замена "а" на "о"? Непонятно. Если уж подходить к вопросу фундаментально, то стоит вспомнить, что в России регламентированы оба варианта написания и оба являются узаконенными. Впрочем, ваше дело, говорить ли правильно или говорить так, чтобы вас приятно было слышать местным жителям. Особенного акцента в русском у белорусов я не заметил, чуть тверже "ть" и "дь" (переходящие в "ц" и "дзь" соответственно, но так делают и московские гламурщики), а также иногда чуть больше московской нормы редуцируются предударные гласные.

СЕРВИС

В пафосном, судя по ценам и обстановке, ресторане белорусской кухни, несмотря на то, что в обеденное время выходного дня было занято всего два стола и в наличии были две официантки, внимания гостям уделялось не слишком уж много. Меню довольно небольшое, каждого типа блюд по три вида, четыре максимум, но не все, что можно увидеть на картинке, доступны, чего-то просто нет (цитата из меню: "интерьер эпохи "Возрождения"). За то время, как я подумал, не испить ли чаю и дождался официантку, а потом и самого чаю, в общем, уже можно было выпить не одну чашку. Кроме того, что-то случилось с терминалом и ни одна из трех моих карт не позволяла провести оплату. Было очевидно, что не в порядке терминал, но перегружать его сотрудники ресторана наотрез отказались, сказав, что "никогда этого не делали". Пришлось идти менять деньги, поскольку наличных белорусских рублей у меня с собой почти не было. Так что было вкусно, но сервис в лучшем случае на троечку. Понятно, что при таком подходе о чаевых речи уже быть не могло.

В центральном книжном магазине очень хитрая система продажи: вам отдают ценники с понравившейся литературы, вы идете с этими бумажками в кассу, там вам выбивают чек, после чего с чеком обратно в отдел и там уже забираете покупку. Такое промежуточное решение между советским и цивилизованным, благо хотя бы не заставляют учить цены.

На заправках карточки не принимают, хотя наклейки и висят (рядом с ними объявления, мол, звыняйте, нема), везде, где я заправлялся, было самообслуживание. Когда я, услышав цену за 20 литров и внимательно глядя в имеющиеся у меня купюры, не мог понять, каких и сколько отсчитать, кассир предложил свою помощь. В обменниках документы не требуют, только купюры. Предлагать где-либо русские рубли бессмысленно, далеко не всегда местные вообще знают, как выглядят российские купюры. Если не успеете обменять, то предлагайте доллары, есть вероятность, что получится. Карточки принимают в большинстве мест, обменников не слишком много, но найти можно минут за 10-15, иногда просто внимательно повертев головой в центре города.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Главная - обилие свободного места. Говорят, после войны Минск отстраивали по образцу московско-сталинской архитектуры (Кутузовский, Тверская, Ленинский и т.п.). Действительно похоже - иногда чувствуешь себя как в родном городе, только с одной поправкой: привычные улицы словно растянули, отставив подальше дома от дороги, саму дорогу сделав шире, создав ощущение просторности. Меня не покидало чувство, которое в Москве обычно бывает на площади за главным зданием МГУ: много места, мало людей, кайф! Строек в центре города мне почти не встретилось, никакой тебе "точечной застройки". Нередко мне приходилось слышать снобскую точку зрения: мол, в Минске посмотреть нечего, город - сплошной новодел, скукота и прочее. Не верьте, город очень красивый, здесь есть, где погулять и есть, чем полюбоваться. Я, правда, смог обойти только несколько кварталов, но зато много ездил по улицам и много видел, и то, что успел увидеть, передвигаясь на скорости в среднем не выше 40 км/ч (чем иногда раздражал местных), мне очень понравилось.

Естественно, я был в Главпочтамте. Большой зал с куполом, великолепная акустика (звук отражается три или четыре даже раза), столики со стульями, на которых можно посидеть, подумать над текстом и над тем, кого осчастливить приветом из отсюда. На витрине открыток с местными видами не оказалось, но в закромах нашлось видов пять открыток, из которых вполне можно было выбрать.

Из местной рекламы очень порадовали огромадные щиты с "БелАЗом" и надписью "Добро пожаловать в Беларусь" - пожалуй, РФ стоит выпустить такие же приветствия с "Тополем-М", иностранцы оценят.

"Ворота города", две башни против железнодорожного вокзала, также сделаны в сталинском стиле, но интересно другое: на одной из башен часы, в другой - герб города. Такая круглая тарелка с гербом посередине.

Отдельного упоминания заслуживает Национальная библиотека - безусловный хит, не побоюсь этого слова, современной европейской архитектуры. Расположенное на довольно просторном участке по трассе, которой въезжаешь в город, это здание не может не привлекать внимание. Называется такая фигура, если верить Википедии, "ромбокубооктаэдр", высота его - более 70 метров. Сзади к этому шарику приделано что-то вроде палки, а вся конструкция расположена на основании высотой в несколько этажей. По ночам здание, покрытое сотнями лампочек, светится, мигает, а также призывает граждан платить налоги. Ощущение, словно это гигантский ночной клуб, можно стоять перед ним часами и наблюдать за иллюминацией.

На машине рекомендую также обязательно проехаться по ночному Минску в период, когда включают подсветку на большинстве зданий в центре города. При мне ее включили около 22:20, когда уже совсем стемнело, и выключили после 23. Удовольствие недолгое, но тем оно ярче. Еще в городе очень чисто - при том, что обилия спецлюдей в спецжилетах я не заметил. Либо они слишком хорошо работают по ночам, либо минчане все-таки не мусорят на улицах.

НЕГАТИВЧИК

Ну, совсем без него было бы тоже как-то скучно, согласитесь. Приятель, с которым мы должны были ехать из Москвы (он ранее многажды совершал такие переезды на своем авто), опоздал к месту отправления на 3 часа - проспал. Из-за этого мы приехали на два часа позже расчетного времени и не попали на вечер местной поэзии, где я рассчитывал послушать живой белорусский язык. Увы, не сложилось. Конечно, ехать вдвоем, меняясь, было бы значительно легче.

ВЫВОД

Вывод номер раз: поскольку в Минск на поезде ехать примерно столько же, сколько в Питер или Киев, рекомендую город для посещения "на выходные" тем, кому северная и украинская столица уже наскучили. В смысле погулять и приятно провести время Минск - отличный выбор. Все в Минск, товарищи! Ура!

Вывод номер два: автотуризм рулит, ехать машиной веселее и дешевле, чем поездом, а перемещаться на месте куда проще на своей, чем на такси.

Как и во всех других выпусках данной рубрики, основанной на публикации выдержек из открытых блогов, редакция не гарантирует точность приводимой их авторами информации.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах