16.07.2009

 - Газета

Союз "Меча и гламура"

Краткий экскурс в историю средневековой анимации

В ожидании того светлого дня, когда серьезные фестивали средневековой культуры снова начнут триумфальное шествие по стране семимильными шагами, у туристов пока есть возможность если не окунуться с головой в повседневную жизнь Средневековья, то хотя бы прикоснуться к эпохе.

Краткий экскурс в историю средневековой анимации

r1 В ожидании того светлого дня, когда серьезные фестивали средневековой культуры снова начнут триумфальное шествие по стране семимильными шагами, у туристов пока есть возможность если не окунуться с головой в повседневную жизнь Средневековья, то хотя бы прикоснуться к эпохе. Безусловно, и в анимационных программах, которые едва ли не с академической тщательностью разрабатывают белорусские турфирмы, все серьезно. Точность исторических фактов, достоверные костюмы аниматоров и лучшие декорации в виде Замкового пояса Беларуси делают путешествие "по местам боевой славы" белорусского рыцарства не менее увлекательными и зрелищными, чем иные фестивали. Пожалуй, принципиальное отличие экскурсий "в Средние века" - их камерность: количество зрителей ограничено количеством мест в автобусе, а рыцарей можно пересчитать по пальцам. С другой стороны, такой мини-формат ничуть не отражается на содержательной стороне программы, которая может включать, например, пеший турнир или состязание лучников, т.е. представляет собой этакий фестиваль средневековой культуры в миниа-тюре. Весьма недурственная, надо признать, замена, тем более что значительный отрезок экскурсионного времени отведен развлекательной программе с застольем в средневековом духе, песнями и танцами, шуточными соревнованиями на меткость и ловкость, фаер-шоу и прочими атрибутами, вписывающимися в общий антураж и способными увлечь взыскательную туристическую публику.

Так совпало, что первые экскурсионно-анимационные программы появились как раз в тот период, когда достигнув пика, фестивальное рыцарское движение пошло на убыль. Три года назад был основан фонд "Краiна Замкаў", который не только активно начал восстанавливать старинные усадьбы, но и едва ли не впервые предложил необычный туристиче-ский продукт. Решение добавить наглядности стандартной экскурсии оказалось насколько простым, настолько и эффективным: вот уже третий сезон экскурсии-анимации "Путь короля Миндовга" или "Путешествие в Средневековье" с обязательным посещением усадьбы "Бенюны", где и разворачиваются основные анимационно-средневековые действа, пользуются устойчивым спросом. Что абсолютно закономерно в условиях, когда подобными программами практически никто не занимается.

Наречием "практически" в данном случае можно было бы и пренебречь, поскольку конкурент у "Краiны Замкаў" всего лишь один - лидская фирма "Святовит", которая проводит театрализованные экскурсии в самом что ни на есть средневековом месте - Лидском замке. Анимации "Суд Кейстута" и особенно расхваливаемая на все лады всеми туристами "Вяселле Ягайлы" - действительно уникальные программы, что даже официально подтверждено Министерством спорта и туризма. Более того, двумя программами пионеры белорусского анимационного движения ограничиваться не собираются, работая над новыми экскурсиями для обновленного замка, что всячески приветствуется профессионалами и любителями, ведь заполнить вакуум, образовавшийся после отмены многих фестивалей, двум турфирмам явно не под силу, поэтому любое их движение по расширению ассортимента принимается целевой аудиторией на ура.

Коллективный портрет деловых людей, сумевших удачно совместить современную коммерцию и средневековую культуру, был бы неполным без упоминания творческого агентства "Ligas", которое начало работать на рынке около трех лет назад. Ассортиментный перечень молодого агентства, которое занимается организацией корпоративных праздников, вполне соответствует заявленному профилю и ничем не выделялся бы из ряда подобных, если бы не уклон в средневековую тематику. Внушительный список клиентов, среди которых солидные белорусские компании, недвусмысленно указывает на востребованность подобных услуг и потенциальную прибыльность предприятия. Хотя и в этом секторе коммерциализации Средневековья "наследил" экономический кризис: даже "столпы" отечественного бизнеса отказываются от обычных летних корпоративных слетов, не говоря уже о том, чтобы дополнительно тратить деньги на стилизованные под средневековые ристалища бои на гигантских ватных палочках.

Кстати, отношение к коммерче-ским проектам, эксплуатирующим "светлый образ" Средневековья, в среде рыцарей неоднозначное. С одной стороны, сами военно-исторические клубы оказывают услуги населению, становясь в некотором роде коллегами по цеху с турфирмами и праздничными агентствами. К примеру, "Уния Меча и Ворона" предлагает "эксклюзив" вроде посвящения в рыцари по всем правилам Средневековья или торжественного поздравления с днем рождения, не считая таких "мелочей", как бои на специальных безопасных мечах со зрителями или угадывание названий и назначений вещей эпохи Средневековья. С другой стороны, оставляя за собой право самого компетентного мнения в вопросах реконструкции, рыцари свысока поглядывают в сторону аниматоров, которые выдерживают всего лишь стиль своих программ, а значит не выдерживают критики. Стороннему наблюдателю сложно понять, что на самом деле лежит в основе скрытого противостояния "настоящих" и "стилизованных" рыцарей. По большому счету, туристу не так важно, выполнен "боевой" меч из стали или дюраля. Обратить внимание следовало бы вот на что. И фестивали средневековой культуры, которые предполагают точную реконструкцию Средневековья, и анимационные программы, которые часто ограничиваются общим сход-ством, в конечном итоге решают одну сверхзадачу - привлекают внимание к культуре, на протяжения нескольких столетий доминировавшей на территории нынешней Беларуси.

Для внутреннего и въездного туризма было бы полезно взглянуть на реконструкцию именно с такого ракурса. Сельские усадьбы и музеи народной культуры и быта - это замечательно, но ведь на белорусских землях существовала не только крестьянская культура. Рыцари и рыцарская культура, культура белорусского средневекового города обладают не меньшим туристическим потенциалом, чем "домик в деревне". А ведь всего только и надо, что поддержать на государственном уровне пару-тройку тематических фестивалей. Все остальное обеспечат сами участники, включая внушительный поток иностранных гостей. Если бы рыцарскому движению чиновники предоставили хотя бы половину тех преференций, которые достаются сегодня агроэкотуризму, положительный эффект не заставил бы себя долго ждать. Ну, по крайней мере, тогда, когда закончится тот, кого уже надоело называть.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах