https://www.traditionrolex.com/8
<p>В уникальном обряде «Колядные цари», который проводится в деревне  Семежево Копыльского района Минской области с 13 на 14 января и который  внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, мне  посчастливилось принимать участие во второй раз. Поэтому слегка  снисходительно рассказываю неофитам (а их собралось человек пятьдесят),  кто есть кто и как проходит обряд</p>

В уникальном обряде «Колядные цари», который проводится в деревне Семежево Копыльского района Минской области с 13 на 14 января и который внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, мне посчастливилось принимать участие во второй раз. Поэтому слегка снисходительно рассказываю неофитам (а их собралось человек пятьдесят), кто есть кто и как проходит обряд.
Как и в прошлом году, прибывших гостеприимно встречают народные ансамбли, и под веселые песни в их исполнении ноги сами идут в пляс.

IMG_0141-2

IMG_0168-2

А поплясать совсем нелишне: к вечеру небо проясняется, примораживает, а на синеющем небосклоне появляются такие яркие и сияющие звезды, которых не бывает и в августе. Чудеса, да и только! Впрочем, время проведения обряда выбрано не случайно, ведь именно в Старый Новый год на территории Беларуси отмечали так называемый «Шчадрэц» (Шчодрык) – по имени языческого бога веселья – или «шчодры вечар». «Шчадрэц» подразумевал активное общение между односельчанами и, разумеется, колядование, одаривание друг друга различными вкусными вещами и, конечно, разные гадания и всяческие чудеса. Нынешние звезды в небе – из их разряда.  Перед началом обряда гости развлекаются: кто-то пробует местные вкусности, кто-то подогревается медовухой, кто-то пробует горячий чаек на травах, кто-то любуется на образцы ткачества, которым славится Семежево. 

IMG_0164-2

IMG_0156-2

IMG_0159-2

IMG_0151-2

А мы отправляемся  гадать. Сначала симпатичный петух должен определить судьбу, а для этого поклевать проса из определенной тарелки. Но петушок, наверное, сыт, а может быть, испугался большого количества людей и клевать зерно не желает. Расстроенные претендентки на счастье уходят со словами: «Козел ты, петя!»

IMG_0146-2

Потом мы швыряем через плетень мужской башмак, а гадальщицы говорят, откуда будет суженый-ряженый. Мне нагадали жениха из Америки, ну и неплохо было бы!
Затем гостей приглашают осмотреть местный Центр ткачества. Здесь создана уникальная экспозиция, состоящая из образцов так называемого закладного ткачества.

IMG_0175-2

Три станка действует, и за ними сидят мастерицы. Одна из них – девочка Даша – ловко перебирает пальцами, утверждая, что научилась быстро. Для того чтобы мастерство не было утрачено и передавалось из поколения в поколение, в Семежево создана школа ткачества. Сейчас в ней обучаются 14 школьников – из них два мальчика.

IMG_0171-2

Во время экскурсии нам рассказывают, что деревня (раньше это было большое местечко с 4 тысячами жителей) славилась с XVI века оригинальным «брендом»: здесь существовал так называемый «союз жабракоў» – крепкое сообщество людей, промышлявших милостыней. Говорят, что это была своеобразная мафия, и ее членами становились как бедняки, так и богатеи.

Сумерки постепенно сгущались, и вот появились герои сегодняшнего вечера – сами «Колядные Цари»: молодые ребята, участники художественной самодеятельности самых разных специальностей. Все оживились и бросились фотографировать живописных артистов.

IMG_0190-2

А вот и сюрприз: с другой улицы появляются…еще одни «Цари»! Оказалось, учитывая, что народу собралось много, организаторы собрали вторую команду, в которую вошли совсем молодые ребята. Участники обряда выстраиваются по росту. Впереди идет главный «Царь» – самый веселый и красивый парень. Последним идет барабанщик. Командиром обрядного строя является лекарь. И забава началась!

IMG_0201-2
История этой традиции такова. В XVIII веке в Семежево стояли регулярные российские войска. Долгими зимними вечерами делать солдатам было нечего, а уж в праздники, да еще зимой, и подавно. Вот они от скуки и придумали себе развлечение: наряжались в костюмы, ходили по хатам, пели и плясали, разыгрывали представления. За это жители одаривали их разными вкусными вещами. Удивительное дело: солдаты уехали, а традиция осталась – уж больно пришлась по душе сельчанам. За три века здесь вырастили не одну сотню «царей». Особого внимания заслуживает форма, похожая на гусарскую, только с некоторыми коррективами: белую рубаху перевязывают тремя семежевскими поясами с традиционным орнаментом, а шею украшает яркий женский платок. На голову надеваются высокие бумажные колпаки, причудливо украшенные цветной аппликацией и лентами. Кстати, на сегодняшнем празднике сфотографироваться в костюме «царя» может каждый желающий. По традиции «цари» посещают только те дома, куда их приглашают, или те, где есть молодые девушки.
Помимо семи царей, в обряде принимают участие Мамай и нечистая сила – Дед и Баба. Деда одевают в старую одежду, а лицо, по традиции, измазывают сажей, у Бабы в руках – метла. Маршируя, «цари» приговаривают:
– А што там відаць?
– Дом!
– Чый ён?
– Гаспадароў!
– Рады нам там?
– Рады!
– Шагам марш!
Само представление длится около 15 минут, но за это время в доме хозяев разворачиваются батальные сцены и раскрываются секреты врачевания. Текст в каждом доме произносится один и тот же. Затем на  сцену выходит лекарь, большой «знаток» всяких хворей. «Цари» жалуются ему по очереди на свои болезни, а лекарь назначает весьма оригинальное «лечение».

SAM_2089-2

IMG_0196-2
Завершение представления – колядование. Для всяких вкусностей припасен большой мешок.

SAM_2093-2

Сначала рассказывается про волхвов, которые «приходили и дары Богу приносили». Затем от намеков переходят к прямым просьбам: «Поздравления примите в честь торжественного дня, и при силах одарите, если можете, меня!» Впрочем, иногда доходит и до угроз: «Дай, баба, колбасу, а то кошелек растрясу!» «Цари» добиваются своего и получают или  колечко колбасы, или бутылку водки и много чего еще. Довольные «цари», маршируя под песню «Посею лебеду на берегу», отправляются дальше собирать аппетитную «дань».
Ночью шествие выглядит особенно завораживающе, потому что «цари» освещают себе путь факелами. В старину этот обряд длился всю ночь.

IMG_0211-2
В нашей программе – посещение вместе с «царями» восьми домов. Однако народу столько, что в каждой хате нужно как следует поработать локтями, чтобы что-то увидеть.

IMG_0220-2
Пройдя таким образом по деревне и нагуляв зверский аппетит, партиями отправляемся по домам местных жителей на «калядную вячэру». Чего только нет на столах! И колдуны, и драники, и сало, и огурчики, и капуста, и грибочки… Хозяева постарались на славу! А какая вечеринка без песен? Поем про «шчодры вечар» и другие песни, а потом прощаемся и благодарим хозяев – до следующих «Царей»!
…Кстати, о чудесах. По дороге к месту нашего ночлега – агроусадьбе «Веселая хата» – набегают тучи, скрывают яркие звезды, и начинается такой снегопад!

https://www.traditionrolex.com/8