В Чижовском зоопарке «прописались» белорусские казаки

18.01.2012 - Новости

В Чижовском зоопарке «прописались» белорусские казаки

Чи­жов­ка — это смесь Бе­ловежс­кой пу­щи, Ко­маровс­ко­го рын­ка и че­буреч­ной. Имен­но в са­мом неп­редс­ка­зу­емом районе сто­лицы про­писал­ся единс­твен­ный минс­кий зо­опарк. Ди­кие жи­вот­ные оби­та­ют здесь в ус­ло­ви­ях веч­ной бе­лорусс­кой строй­ки. А кро­ме аис­тов и ено­тов-по­лос­ку­нов, в зо­опар­ке мож­но встре­тить лю­дей с на­гай­ка­ми — ка­заков

Как сообщает журнал «Большой»:

Чи­жов­ка — это смесь Бе­ловежс­кой пу­щи, Ко­маровс­ко­го рын­ка и че­буреч­ной. Имен­но в са­мом неп­редс­ка­зу­емом районе сто­лицы про­писал­ся единс­твен­ный минс­кий зо­опарк. Ди­кие жи­вот­ные оби­та­ют здесь в ус­ло­ви­ях веч­ной бе­лорусс­кой строй­ки. А кро­ме аис­тов и ено­тов-по­лос­ку­нов, в зо­опар­ке мож­но встре­тить лю­дей с на­гай­ка­ми — ка­заков. Вмес­те с ни­ми кор­респон­денты «Боль­шо­го» и отп­ра­вились на экс­кур­сию по ди­кому ми­ру Чи­жов­ки и уз­на­ли, по­чему жи­вот­ных нель­зя под­карм­ли­вать, как стать ка­заком и что мо­жет выз­вать по­яв­ле­ние ан­тихрис­та.
 
Ка­зачья дру­жина сле­дит за пра­вопо­ряд­ком в чи­жовс­ком зо­опар­ке с 2009 го­да. Все­го в ней че­тыр­надцать че­ловек. Все они вхо­дят в Рес­публи­канс­кое об­щест­вен­ное объеди­нение «Бе­лорусс­кое ка­зачест­во». Ког­да в СМИ по­яви­лась ин­форма­ция, что чи­жовс­кий зо­опарк бу­дут ох­ра­нять ка­заки, мно­гие за­дались воп­ро­сом: за­чем? И во­об­ще, от­ку­да ка­заки в Бе­лару­си? Вспом­ни­ли, как они по­дав­ля­ли на бе­лорусс­кой зем­ле на­род­ные бун­ты, а в 1648 го­ду вой­ско Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го пе­рере­зало поч­ти весь Пинск. Вот и проз­ва­ли сов­ре­мен­ных бе­лорусс­ких ка­заков «ря­жены­ми», ко­торые ни­како­го от­но­шения к ис­то­рии ка­зачест­ва не име­ют. Хра­ня в го­лове все эти не­раз­ре­шен­ные ис­то­ричес­кие воп­ро­сы, мы и отп­ра­вились в Чи­жовс­кий зо­опарк.
*
kazaki_3
*
 За­кон на­гай­ки

 Ко­ман­дир ка­зачьей дру­жины Вла­димир Шур­пач встре­ча­ет нас у вхо­да в оби­тель зве­рей. Вла­димир одет на ка­зачий ма­нер. На го­лове фу­раж­ка, за по­ясом — на­гай­ка. Вмес­те с ко­ман­ди­ром два ка­зака — Дмит­рий и Ни­колай. На по­ясе у Дмит­рия ви­сит ко­бура. Как ока­зыва­ет­ся, в ней ни­чего нет. Прос­то для кра­соты. Иметь при се­бе ору­жие ка­закам-дру­жин­ни­кам зап­ре­щено. На­гай­ка — не в счет. «На­гай­ка у ка­зака, как у мо­ряка кор­тик, — го­ворит Вла­димир. — Ка­зак без на­гай­ки — это что-то не­ре­аль­ное. Мне ее родс­твен­ник с Ку­бани прис­лал. Ес­ли бу­дет ка­кая-ни­будь экс­трен­ная си­ту­ация, то и по но­ге мож­но се­кануть. Но ес­ли в на­гай­ку пу­ля вши­та, это гро­зит увечьем. Она дро­бит кость, плоть раз­ру­ба­ет. Срод­ни уда­ру саб­ли».
Мы идем по зо­опар­ку в воск­рес­ный день. Имен­но по вы­ход­ным и празд­ни­кам ка­зачья дру­жина не­сет в Чи­жов­ке свою служ­бу. В буд­ние дни ка­заки за­няты обыч­ной жизнью. Ра­бота­ют на за­водах и в ав­то­пар­ках. Ве­дут свой биз­нес. 37-лет­ний ко­ман­дир дру­жины Вла­димир Шур­пач рань­ше был пра­пор­щи­ком МВД. Ушел из ор­га­нов «по обс­то­ятель­ствам». В нас­то­ящее вре­мя за­нима­ет­ся до­рож­ны­ми ра­бота­ми. Го­ворит, что внес свой вклад в стро­итель­ство «Минск-Аре­ны». Плит­ку у комп­лек­са зак­ла­дыва­ла его бри­гада. 
*
kazaki_
 
В воск­ре­сенье зо­опарк по­лупус­той. Всем сво­им ви­дом он на­поми­на­ет за­тянув­шу­юся строй­ку. До­рож­ки за­ас­фаль­ти­рова­ны кус­ка­ми. Кое-где по­пада­ют­ся боль­шие мут­ные лу­жи, ко­торые при­ходит­ся об­хо­дить и пе­реп­ры­гивать. Из клет­ки на по­сети­телей смот­рят груст­ные гла­за зуб­ра. Осо­бое уны­ние зо­опар­ку при­да­ют бро­дячие аис­ты, ко­торые не си­дят в клет­ках, а хо­дят сре­ди лю­дей. Пти­ца на длин­ных но­гах, чье опе­ренье при­няло цвет зем­ли, на­поми­на­ет юро­диво­го, жду­щего по­да­яния у церк­ви. 
 
«Мы приш­ли сю­да с од­ной целью — по­мочь зо­опар­ку, — расс­ка­зыва­ет ко­ман­дир о ка­зачьей мис­сии. — По­тому что секьюри­ти со­дер­жать зо­опарк фи­нан­со­во не мо­жет — бюд­жетная ор­га­низа­ция. А мы аб­со­лют­но без­возмезд­но не­сем служ­бу по ох­ра­не об­щест­вен­но­го по­ряд­ка. По­чему имен­но зо­опарк? У  од­но­го на­шего ка­зака здесь суп­ру­га ра­бота­ет. Так вот и по­лучи­лось… При­ехал вер­ховный ата­ман, с ди­рек­то­ром про­вел пе­рего­воры, сос­та­вили до­говор о сот­рудни­чест­ве, сог­ла­сова­ли с РУВД За­водс­ко­го района. У всех у нас есть удос­то­вере­ния доб­ро­воль­ной на­род­ной дру­жины. Это как юри­дичес­кое подк­реп­ле­ние. Что­бы не бы­ло воп­ро­сов, ког­да мы ос­та­нав­ли­ва­ем че­лове­ка, ко­торый идет, по­шаты­ва­ясь, и прих­ле­быва­ет пив­ко».
*
kazaki_2
 *
Ка­зак и ко­за

 По чи­жовс­ко­му зо­опар­ку гу­ля­ют мо­лодые ро­дите­ли с деть­ми. Ро­дите­ли в ос­новном раз­го­вари­ва­ют на тра­сян­ке и гром­ко сме­ют­ся. Их де­ти бе­га­ют за аис­та­ми, ко­торые не про­яв­ля­ют осо­бого ин­те­реса к жиз­ни. Да и дру­гие мох­на­тые и пер­на­тые жи­тели зо­опар­ка ка­жут­ся «за­баль­за­миро­ван­ны­ми». Рысь в вольере ус­та­вилась в од­ну точ­ку, ку­да-то в сто­рону Чи­жовс­ко­го во­дох­ра­нили­ща. Ли­са спря­талась в ко­нуре. И толь­ко морс­кие ко­тики ве­селят по­сети­телей, из­да­вая нет­ри­ви­аль­ные гор­танные зву­ки. А бу­рый мед­ведь по­едает что-то, на­поми­на­ющее слип­ши­еся ма­каро­ны или ман­ную ка­шу. 
«Единс­твен­ная вы­года, ко­торую мы име­ем, — го­ворит Вла­димир, — это то, что в зо­опар­ке нам да­ют по­ез­дить вер­хом на ло­шадях. При­ходишь чуть рань­ше — на час, пол­то­ра — за­сед­лался, про­ехал­ся. А так глав­ная цель — сле­дить за по­ряд­ком. Мы сле­дим, что­бы лю­ди не пи­ли спирт­ное, не ло­вили ры­бу, не кор­ми­ли жи­вот­ных. Мно­гое из то­го, что по­сети­тели про­совы­ва­ют в клет­ку, жи­вот­ным поп­росту нель­зя. Даль­не­вос­точный ле­опард в прош­лом го­ду в прин­ци­пе от это­го и умер. Нес­коль­ко раз мы ока­зыва­ли по­сети­телям пер­вую ме­дицинс­кую по­мощь. Па­ру раз из за­гона вы­бега­ла ко­зоч­ка, и нас про­сили ее пой­мать. По­сети­тели смот­ре­ли дур­ны­ми гла­зами: ка­кие-то ка­заки бе­га­ют, ко­зу ло­вят! По­это­му от та­ких по­имок мы от­ка­зались. Мы сю­да приш­ли за соб­лю­дени­ем по­ряд­ка наблюдать, но ни­как не за ко­зоч­ка­ми гоняться».
*
kazaki_4
*
 Ле­нин и рав­ви­ны 
 
   По сло­вам ка­зака, си­лу про­тив на­руши­телей по­ряд­ка ему при­менять не при­ходи­лось. Конф­лик­тные си­ту­ации ка­заки пы­та­ют­ся ре­шить мир­ным пу­тем. Ког­да не по­луча­ет­ся, вы­зыва­ют ми­лицию. Но за два с по­лови­ной го­да та­ких си­ту­аций бы­ло все­го нес­коль­ко. 
 
«Си­лу при­менять, сла­ва бо­гу, по­ка не при­ходи­лось, — ут­верж­да­ет ка­зачий ко­ман­дир. — И я ду­маю, что не при­дет­ся. Хо­тя, чест­но го­воря, жда­ли. Ког­да прош­ла ин­форма­ция, что на­ше об­щест­вен­ное объеди­нение бу­дет ох­ра­нять зо­опарк, ре­бята на­ши заш­ли на сайт «свя­домых» (сме­ет­ся). Ну, и по­нес­лось… «Вот мы при­дем! Что тут ка­кие-то ка­заки по­яви­лись!» «Свя­домые» да­же на­писа­ли: а ну-ка со­берем­ся, под­по­ясав­шись по­яса­ми слуц­ки­ми, возь­мем па­лаши и шля­хетс­ким вой­ском при­дем, по­гута­рим с ка­зака­ми эти­ми. Ну, че­ловек ска­зал — че­ловек сде­лал. Жда­ли. Не приш­ли. Да­же не­ин­те­рес­но».
 
Вла­димир не счи­та­ет се­бя по­томс­твен­ным ка­заком. Из нас­то­ящих ка­заков в сво­ем ро­ду на­зыва­ет толь­ко пра­деда по ли­нии ма­тери. По ли­нии от­ца все «па­лешу­ки». Тем не ме­нее, он не­году­ет, что бе­лорусс­ких ка­заков на­зыва­ют «ря­жены­ми». 
 
«Ник­то ис­то­рию тол­ком не чи­та­ет, — го­ворит ко­ман­дир. — Не зна­ют, что бы­ли ка­заки и в Ве­ликом кня­жест­ве Ли­товс­ком, и в Ре­чи Пос­по­литой. Про это по­чему-то за­быва­ют. Толь­ко вспо­мина­ют, ког­да па­ру раз сю­да ка­заки при­ез­жа­ли бун­ты ус­ми­рять. Так, прос­ти­те, не од­ни ка­заки ус­ми­ряли! И пос­ле ок­тябрь­ско­го пе­рево­рота 1917 го­да, ког­да к влас­ти приш­ли Троц­кий («нас­то­ящая фа­милия — Бронш­тейн», — от­ме­ча­ет Вла­димир), по­лук­ровка Ле­нин, уж сколь­ко они кро­ви про­лили… Зем­ля про­пита­на бы­ла — ге­ноцид. Ну, из­ви­ните, ник­то на ули­це, встре­тив рав­ви­на, не кри­чит, что он ря­женый, и не плю­ет ему в спи­ну. А рав­ви­ны хо­дят спо­кой­но. По­чему та­кая то­лерант­ность од­но­бокая?»
 
Ти­шина в зо­опар­ке пре­рыва­ет­ся свис­том стро­итель­ных ма­шин. Здесь, как и во всей Бе­лару­си, со всех сто­рон ко­па­ют и бла­го­уст­ра­ивают. Вот не­дав­но отк­ры­ли дель­фи­нарий, и те­перь у чи­жовс­ко­го зо­опар­ка и вов­се, долж­но быть, не бу­дет от­боя от мин­чан и гос­тей сто­лицы. Хра­ня в ду­ше эту ве­ру, мы пы­та­ем­ся уз­нать у Вла­дими­ра, чем же все-та­ки бе­лорусс­кие ка­заки от­ли­ча­ют­ся от рос­сий­ских и ук­ра­инс­ких.
 
«На­вер­ное, единс­твен­ное от­ли­чие, что у нас ка­заки — в боль­шинс­тве сво­ем имен­но бе­лору­сы, ко­торые здесь ро­дились и вы­рос­ли, — объяс­ня­ет ка­зак. — И не от­но­сят­ся предв­зя­то к лю­дям дру­гого куль­тур­но­го, ре­лиги­оз­но­го и на­ци­ональ­но­го слоя. Мы та­кие же граж­да­не Рес­публи­ки Бе­ларусь, как та­тары и по­ляки. Есть же Со­юз по­ляков в Бе­лару­си. По­чему не мо­жет быть Со­юза ка­заков? Ка­заков, ко­торые раз­го­вари­ва­ют на бе­лорусс­ком язы­ке, я не знаю. А вы та­ких мно­го в го­роде встре­ча­ете? Вот. У нас в стра­не два на­ци­ональ­ных язы­ка».
*
kazaki_6
 *
Приз­рак ан­тихрис­та
 
  Как ока­зыва­ет­ся, стать бе­лорусс­ким ка­заком мо­жет аб­со­лют­но лю­бой че­ловек. Единс­твен­ное тре­бова­ние — пра­вос­лавное ве­ро­ис­по­веда­ние. Ког­да про­ходим ми­мо вольера с ор­ла­нами, наш раз­го­вор не­ожи­дан­но при­нима­ет ре­лиги­оз­ную ок­раску.
 
«Ка­заки ис­конно бы­ли пра­вос­лавны­ми и по­зици­они­рова­ли се­бя как во­ины Хрис­то­вы, — объясняет ко­ман­дир, — по­тому что счи­тали: за­щищая пра­вос­лавных хрис­ти­ан от ту­рок, крым­цев, но­гай­цев, они де­ла­ют бла­гое де­ло. За­щища­ют вмес­те с пра­вос­лавны­ми людь­ми ве­ру и цер­ковь. Ес­ли не бу­дет лю­дей, то, са­мо со­бой, не бу­дет и ве­ры». 
Ге­ро­ем бе­лорусс­ко­го ка­зачест­ва ко­ман­дир дру­жины на­зыва­ет Се­вери­на На­ливай­ко. Его от­ца при­нуж­да­ли при­нять уни­атс­тво и, по сло­вам Вла­дими­ра, «конк­рет­но оби­дели». Се­верин об­ра­тил­ся за по­мощью к за­порож­цам, и часть из них сог­ла­силась «по­гулять по Бе­лой Ру­си». Мы ин­те­ресу­ем­ся, оз­на­ча­ет ли это, что ге­рой бе­лорусс­ких ка­заков выс­ту­пал про­тив са­мих бе­лору­сов.
 
«Про­тив ве­ролом­ной по­лити­ки, — го­ворит Вла­димир. — Ведь, ес­ли взгля­нуть в ко­рень это­го сло­ва, «ве­роломс­тво» — это ло­мать ве­ру. Де­ло да­же не в ка­толи­циз­ме. Пус­кай бы они у се­бя мо­лились в кос­те­ле, а пра­вос­лавным да­вали мо­лить­ся в сво­их церк­вях. Но ведь это­го не про­изош­ло. На­саж­да­лась уния ог­нем и ме­чом. В Ви­тебс­ке был епис­коп Кун­це­вич. Пра­вос­лавных, ко­торые не пе­реш­ли в уни­атс­тво, он поп­росту запретил хо­ронить. Их те­ла рва­ли со­баки и кле­вали во­роны. Лю­ди, са­мо со­бой, бун­то­вали. Мно­гие при­мыка­ли к Гар­ку­ше или гет­ма­ну Ло­боде». 
 
На за­меча­ние, что пра­вос­лавная и ка­толи­чес­кая церк­ви всег­да ис­ка­ли точ­ки соп­ри­кос­но­вения, Вла­димир от­ме­ча­ет: «А это шаг к эку­мениз­му. Эку­менизм под­ра­зуме­ва­ет под со­бой встре­чу ан­тихрис­та, ког­да сот­рутся все гра­ни и гра­ницы. Чи­тай­те Свя­тое пи­сание. Ни в ко­ем слу­чае не долж­но быть ни­како­го сме­шения. Ес­ли в свое вре­мя Рим ре­шил, что мо­жет внес­ти из­ме­нения в дог­ма­ты хрис­ти­анс­кие, из­ме­нить Сим­вол ве­ры еди­ной, ко­торый был  ут­верж­ден на Седь­мом Все­ленс­ком со­боре, это его пра­во. Пус­кай так и пос­ту­па­ет. Но ни в ко­ем слу­чае не ле­зет со сво­им ус­та­вом в чу­жой мо­нас­тырь. Пра­вос­лавная ве­ра от­то­го и пра­вос­лавная, что пра­виль­но сла­вит Бо­га. Нуж­но прос­то по­читать пи­сания свя­тых от­цов. Объеди­нение всех гра­ниц, как го­сударс­твен­ных, так ре­лиги­оз­ных и эт­ни­чес­ких, — это се­мимиль­ный шаг к при­ходу ан­тихрис­та, ко­торо­му все на­роды бу­дут пок­ло­нять­ся и его воз­лю­бят». 
*
zoo_1
*
zoo_2
*
zoo_3
*
zoo_4  
 *
Мы на­мота­ли вок­руг вольеров уже не один круг. Чи­жовс­кий зо­опарк — ма­лень­кий. И, как все хо­рошее, быст­ро за­кан­чи­ва­ет­ся. Ока­зав­шись у вы­хода, ин­те­ресу­ем­ся у ко­ман­ди­ра, ка­кими глав­ны­ми ка­чест­ва­ми дол­жен об­ла­дать бе­лорусс­кий ка­зак.
 «Наш вер­ховный ата­ман Ни­колай Дмит­ри­евич Ула­хович все вре­мя пов­то­ря­ет, что не важ­но, ро­довой ты ка­зак или нет. Глав­ное, что у те­бя есть же­лание сде­лать что-то по­лез­ное, ого­нек в серд­це и за­дор в гла­зах», — го­ворит Вла­димир и пе­речис­ля­ет 10 ка­зачьих за­пове­дей. (Дер­жи сло­во. Сло­во ка­зака — креп­ко. Ка­зак — во­ин по ду­ху и пло­ти сво­ей…). На­пос­ле­док он по­казы­ва­ет фо­тог­ра­фию на сво­ем мо­биль­ном те­лефо­не. На фо­тог­ра­фии си­дят двое маль­чи­шек в ка­зачьем об­мунди­рова­нии. Это де­ти Вла­дими­ра, ко­торых он уже вос­пи­тыва­ет по ка­зачьим тра­дици­ям. С ут­ра об­ли­ва­ет хо­лод­ной во­дой, по вы­ход­ным во­дит в воск­рес­ную шко­лу. А стар­шень­кий, ко­торо­му семь лет, уже и сам хо­дит в зо­опарк — учит­ся сед­лать ло­шадей. Сво­их де­тей Вла­димир на­зыва­ет «ка­зача­тами». 
Вячеслав Корсак

Рубрики: Акции В Фокусе

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

18.01.2012 17:13
Anonymous
ответить

это только мне кажется, что это идиотизм???;)
Аватар

18.01.2012 19:22

ответить

Нет Вам не кажется)
Аватар

18.01.2012 19:44
Anonymous
ответить

Если эти православные казаки так на знание истории напирают, то почему такой издевательский тон по отношению к "свядомым"? они такие же казаки, как я пророк мухамед.
Аватар

18.01.2012 19:48
Ха-ха-ха...
ответить

А я убежден, что не только вам и отнюдь не кажется. Эти придурковатого вида мужики, которым, пардон, не хер делать, видно, так надоели и соседям доминошникам, и женам-пушкам-заряженым, что не знают, куда себя воткнуть. Вот приткнулись с нагайками к дельфинам, козлам и буслам... Чем бы дитя ни тешилось, даже если оно давно не дитя...
Аватар

14.05.2013 18:43
Казак Кубани
ответить

Ви мать вашу хуть раз чергували з 9.00 до 01.00 на Храмі (Церкви). Військо Запарожское ніколи не грабувала і не раззаряла Пінськ як рас таки все нааборот його спалили ляхи!!!! Мінська станиця була заснована мінським кошем Війська Запорізького!!!! У РОО БК є і родові кубанці і що від того що він живе Белорусии він ряджений!!! Це тупизм!! і реготати потрібно з вас а не з козаків які добровільно несуть службу!!!!!! А якби козаки Белорусии були рядженими їх би ніде ні брали: ні на Кубані ні на Дону ні в Кримуі і Запарожье!! !!!!!!!! А те що ви історію погано знаєте це вже все давон зрозуміли!!!!
Аватар

14.05.2013 18:47
Казак Кубани
ответить

Білоруське козацтво в ХV-XVII столітті Історично відомими козаки стають в Білорусії (Великому князівстві Литовському, Руському) з 1471 року. У 1489 році під час переслідування татар, які ввірвалися в князівство, сином Короля Казимира IV, Яном Альбрехтом, попереду литовського війська йшли козаки, які добре знали місцевість Побужжя. Документально збереглося свідоцтво про існування козаків зустрічається в 1499 році в статутний грамоті великого князя литовського Олександра. 1503 року стають відомими козаки князя Дмитра, які становили іррегулярне військо у Литві. Вони були організовані для захисту кордонів Литви від набігів татар і підпорядковувалися старостам областей, міст чи замків. 1508 року загін козаків під начальством брацлавського і віленського старости князя Костянтина Івановича Острозького розгромив загін татар, які грабували прикордонні області Литовської Русі, інший загін під командуванням "славного козака Полюса - русака" розбив інший загін татар. У 1512 року козаки під командуванням князя Костянтина Івановича Острозького та кам'янецького старости Предслава Ляндскоронского видворяли за межі Русі вдерлася з півдня Татарську орду. У 1516 року козаки під начальством Ляндскоронского ходили в похід під турецьке місто Білгород де вщент розбили татар і турків, і повернулися додому з великою здобиччю. У 1528 році литовський воєвода Євстафій або Остап Дашкович ставши Черкаська-канівським старостою привернув до себе безліч козаків. Євстафій Дашкович виніс свій проект на сейм про організацію особливої ??козачої варти в 2000 чоловік на одному з островів Дніпра (прообраз Запорізької січі). Козацтво збільшувалося в чисельності та освоювало південні прикордонні землі (Україна). Козаки почали ділитися на городових і низових. Нащадок князів Гедеміновичів, і князь Дмитро Іванович Вішневейкій що народився в православній вірі зробив першим спробу організувати і об'єднати ватаги низових козаків у Січ. Після вдалого походу черкасько-канівських і путивльських козаків на Такар у 1556 році Вишневецький на острові Хортиця влаштував земляний місто. У 1577 року козаки воювали проти Гданська який не хотів визнавати Стефана Баторія своїм королем. У битві під Тщевом козаки розбили гданьщан, 4527 людей вбили, 1000 осіб полонили, взяли шість прапорів і велику здобич. Починаючи з 1579 козаки брали участь у Лівонській війні з Москвою на стороні Польщі. Вони брали участь у взятті Полоцька, замку Червоного, Великолуцького, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нісцерда. Отаманами у них були Франциск Сука, Микита, Бірулі. Ходили козаки походами до Веліжа у Двіни і особливо відзначилися у Стародуба. Повернувшись з ливонских походів козаки знову звернули свою увагу на Крим, який постійно тріпотів за всю історію козацтва. У 1583 році реформу короля Стефана Баторія козаки були розділені на реєстрових і нереєстрових козаків. Перший виступ козаків у Білорусії сталося у 1590 році, загін під командою Матюші, поповнений місцевими селянами і городянами, розоряв двори магнатів Хоткевичів і навіть взяв Бихів. Повстання під керівництвом Криштофа Косинського (1591-1593 рр..) Теж знайшло відгук в Білорусії, переважно в Могильовському і Мінськом воєводствах. У 1595 році в Білорусію прийшов козацький загін Северина Наливайка, який швидко виріс за рахунок припливу білоруського населення. Повстанці взяли Петриков, Слуцьк, Могилів, Давид-Городок, Турів, Лахві, Пінськ. У 1595 році відбулася Буйнічская битва, де дві тисячі козаків не дали себе здолати вісімнадцятитисячним війську литовських феодалів. Виданий у липні 1596 зрадниками С. Наливайка, після важких тортур був страчений у Варшаві. З повсталими відійшло на Запорізьку січ більше 1000 козаків-білорусів. У 1596 році в Білорусії на чолі з запорожцем Матвієм Шаули діяли загони козаків з місцевого населення, які нападали на маєтки, знищували документи, забирали у панів захоплені ними у селян землі. У 1602 році в Білорусії діяв загін під керівництвом Дубини. Козаки неодноразово приходили в Білорусію і в наступні роки, сприяючи активізації селянської боротьби. Відомі козачі виступу в 1613 році на Пінщині і в інших східних волостях. Виникненню їх сприяло перебування тут козацьких загонів. На селянські виступи, підтримані козаками, скаржилася шляхта на литовських сеймиках в 1615-1617 рр.. На початку 1615 загін козаків, поповнений селянами і швидкими солдатами на чолі з Челяткой, Коробкою і Каменовскім, діяв у Слонімі і його околиці. Влітку 1648 року в Білорусії з'явився значний загін козаків під командою Головацького. На півдні Білорусії одночасно з загонами козака Небаби діяли козацькі загони під керівництвом Михненко, Непаліча, Кривошапко та інших. Козацькі загони постійно прибували до Білорусі протягом 1648-1649 рр.. Їх нерідко очолювали популярні народні ватажки: Кривоніс (син), Сохненко, Голота та інші. 10-тисячний козацький загін Голоти за Весною 1649 року зріс у 30-тисячний. Лоєв, Гомель, Брагін і інші міста самі відкрили ворота повсталим. Місцеве населення активно вливалося в козацькі загони. Міщани Пінська, Мозиря, Бобруйська, Бреста та інших міст разом з козаками і селянами мужньо захищалися від шляхетських військ. Основну масу повстанців складало місцеве білоруське населення, яке вступало в козацькі полки. Про це свідчить канцлер литовський Альбрехт Радзивілл: "Не тільки козаки підняли бунт, але і всі наші кріпаки на Русі до них приєдналися і військо козакам збільшили". У повідомленні про взяття Радзівіллом міста Чечерського говориться, що він, розправляючись з козаками, перебив їх дружин і дітей. Цілком природно, що козаками, що мали при собі дітей, могли бути лише місцеві люди. Козацький рух в Білорусії було настільки сильним, що зірвало план нанесення удару Хмельницькому з півночі військами Радзивілла. Козацький загін під командою Поддубський, який захищав на горищах баштах і стінах Бобруйськ, віддав перевагу загинути в полум'ї, ніж здатися. Літописець повідомляє, що в битві під Зборовом брав участь Могилевський полк. У 1648 році сподвижник Б. Хмельницького полковник Філон (Ілля) Гаркуша із загоном козаків прийшов до Білорусії. Родом він був з Бихова. Переможний марш по Білорусії він почав з розгрому польсько-литовського загону стражника Мирського на переправі через річку Березину біля містечка Горваль. У грудні 1648 осадив Бихів. У 1651 року з 15 тисячний загін бився в районі Прип'яті. Розгромив послані проти нього війська полковника полеглих. У березні-квітні 1654 року було послом Б. Хмельницького в Москві. При всьому своєму розмаху визвольний рух в Білорусії зберігало основні недоліки: стихійність, неорганізованість, локальність. Не було єдиного керівництва, єдиного плану дій. Зборівський договір Хмельницького з урядом Речі Посполитої (1649г.) призвів до тимчасового ослаблення козацького руху в Білорусії. Однак хоча козацькі війська у зв'язку з цим були відкликані з Білорусії, а вздовж лівого берега Прип'яті розставлені загороджувальні загони Радзивілла, білоруси не склали зброї і продовжували боротися проти своїх гнобителів. Численні загони не розходилися по домівках. Київський воєвода Кисіль, який проїжджав по Білорусі 16 жовтня 1649, писав коронному канцлеру: «Плебей (простий народ) продовжує залишатися в загонах і додому панів не пускає». У квітні 1650 той же Кисіль повідомив королю, що народ обурений і не бажає визнавати владу своїх панів. Не маючи сил терпіти тиранію, він пішов за Дніпро, на Лівобережну Україну і в Росію. Навесні 1651 в Білорусії піднялася хвиля козацьких заворушень, у зв'язку з тим, що Хмельницький відновив військові дії проти Речі Посполитої. Нове пожвавлення козачого руху почалося під час війни між Річчю Посполитою і Росією в 1654 році. У цій війні білоруський фронт мав величезне значення. Стратегічний план Росії і України полягав у тому, щоб змусити Річ Посполиту воювати за багато сотень кілометрів від своїх основних баз, на території, що горить у вогні повстань, підставивши свій розтягнутий фланг і тил під удари. Богдан Хмельницький направив частину своїх полків у Білорусію для спільних військових дій. Наказним гетьманом в Білорусії був призначений полковник Ніжинського полку Іван Миколайович Золоторенко, який очолював двадцятитисячним козацьке військо. При облозі Бихова він був поранений і помер. Новим командувачем був призначений Іван Нечай. У 1655 році документи він підписував як полковник Чаусскій і Новобиховскій, а також полковником Білоруським, Могильовської і Гомельської. У 1658 році він змінив інтересам козацтва і перейшов на бік поляків (Гданський договір), воював проти російських військ, розгромлений під Могилевом, висланий до Тобольська. Крім Білоруського (Чауского) полку (1654-1659 рр..) На території Білорусії в порядку відбруньковування виникли хоча і на короткий час, самостійні козацькі білоруські загони, іменовані іноді "полицями". Прикладом може бути загін Дениса Мурашки. В 1656 мінський воєвода у своєму донесенні величає Дениса полковником який на чолі козацького загону обіймав село ігуменом, що належить виленскому єпископу, і збирав хліб для полку. У ігуменом Мурашко дислокувався на протязі року, потім створив собі другий центр Камінь. Козацьким рухом були охоплені Мінський, Могилевський, Віленський, Борисовський і Новогрудського повіти. На території Білорусі для вирішення бойових завдань входили і дислокувалися Ніжинський, Чернігівський, Київський, Стародубський козачі полки війська Запорізького. Білоруські селяни і міська біднота бачили в козацькому полковому адміністративному устрої на Україні і в козаках своєрідне втілення того, до чого прагнули. Білоруське козацтво було закономірним явищем у житті білоруського народу. Воно було проявом відбулися в країні в XV-XVII ст. змін у виробничих відносинах. Чимало людей, йшли з рідних місць у пошуках засобів до життя. Поживши вільним життям, «показаковав» кілька років і навчившись володіти зброєю, вони були виконані гарячого бажання допомогти своїм землякам у боротьбі з місцевими та польсько-литовськими феодалами. Вектор розвитку козацтва мав спочатку південний напрямок, потім з урахуванням розширення Російської держави до південного вектору додався східний та північно-східний вектор. Козаки вихідці з білоруських земель дійшли до Аляски розширюючи і охороняючи кордони держави. Козаки взяли на себе роль захисників віри й батьківщини, вони зробилися в очах своїх одноплемінників рицарями православної церкви, правди і честі, стали безсмертними в очах багатьох поколінь і з цим ім'ям вийшли на сторінки слов'янської чи взагалі світової історії. Белорусское казачество в ХV-XVII веке Исторически известными казаки становятся в Белоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471 года. В 1489 году во время преследования татар, ворвавшихся в княжество, сыном Короля Казимира IV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельство о существовании казаков встречается в 1499 году в уставной грамоте великого князя литовского Александра. В 1503 году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско в Литве. Они были организованы для защиты границ Литвы от набегов татар и подчинялись старостам областей, городов или замков. В 1508 году отряд казаков под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием "славного казака Полюса – русака" разбил другой загон татар. В 1512 году казаки под командованием князя Константина Ивановича Острожского и каменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли за пределы Руси ворвавшуюся с юга Татарскую орду. В 1516 году казаки под начальством Ляндскоронского ходили в поход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар и турок, и вернулись домой с большой добычей. В 1528 году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек к себе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект на сейм об организации особой казачьей стражи в 2000 человек на одном из островов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось в численности и осваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться на городовых и низовых. Потомок князей Гедеминовичей, и князь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся в православной вере сделал первым попытку организовать и объединить ватаги низовых казаков в Сечь. После удачного похода черкасско-каневских и путивльских казаков на Такар в 1556 году Вишневецкий на острове Хортица устроил земляной город. В 1577 году казаки воевали против Гданьска который не хотел признавать Стефана Батория своим королем. В битве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527 человек убили, 1000 человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу. Начиная с 1579 года казаки участвовали в Ливонской войне с Москвой на стороне Польши. Они участвовали во взятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами у них были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами к Велижу у Двины и особенно отличились у Стародуба. Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание на Крым, который постоянно трепетал за всю историю казачества. В 1583 году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены на реестровых и нереестровых казаков. Первое выступление казаков в Белоруссии произошло в 1590 году, отряд под командой Матюши, пополненный местными кре­стьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей и даже взял Быхов. Восстание под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг.) тоже нашло отклик в Белоруссии, преимущественно в Могилевском и Минском воеводствах. В 1595 году в Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос за счет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В 1595 году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков не дали себя одолеть 18 тысячному войску литовских феодалов. Выданный в июле 1596 года предателями С. Наливайко, после тяжелых пыток был казнен в Варшаве. С восставшими отошло на Запорожскую сечь более 1000 казаков-белорусов. В 1596 году в Белоруссии во главе с запорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков из местного населения, которые напа­дали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захвачен­ные ими у крестьян земли. В 1602 году в Белоруссии действовал отряд под руководством Дубины. Казаки неоднократно приходили в Белоруссию и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в 1613 году на Пинщине и в других восточных волостях. Возникновению их содействовало пребывание здесь казацких отрядов. На крестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615—1617 гг. В начале 1615 года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским, действовал в Слониме и его окрестности. Летом 1648 года в Белоруссии появился значительный отряд каза­ков под командой Головацкого. На юге Белоруссии одновременно с отрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других. Казацкие отряды постоянно прибывали в Белоруссию в течение 1648—1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты за весну 1649 года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин и другие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вли­валось в казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Боб­руйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск. Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало в ка­зацкие полки. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: "Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казакам увеличили". В сообщении о взятии Радзивиллом города Чечерска говорится, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди. Казацкое движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивилла. Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший на горящих башнях и стенах Бобруйск, предпочел по­гибнуть в пламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что в сражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк. В 1648 году сподвижник Б. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел в Белоруссию. Родом он был с Быхова. Победный марш по Белоруссии он начал с разгрома польско-литовского отряда стражника Мирского на переправе через реку Березину около местечка Горваль. В декабре 1648 года осадил Быхов. В 1651 году с 15 тысячным отрядом сражался в районе Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. В марте-апреле 1654 года был послом Б. Хмельницкого в Москве. При всем своем размахе освободительное движение в Белоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий. Зборовский договор Хмельницкого с правительством Речи Поспо­литой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения в Белоруссии. Однако хотя казацкие войска в связи с этим были отозваны из Бело­руссии, а вдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы не сложили оружия и продолжали бороться против своих угнетателей. Многочисленные отряды не расходились по домам. Киевский воевода Кисель, проезжавший по Белоруссии 16 октября 1649 году, писал ко­ронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться в отрядах и домой панов не пускает». В апреле 1650 года тот же Кисель сообщил королю, что народ возмущен и не желает признавать власть своих панов. Не имея сил терпеть тиранию, он уходит за Днепр, на Левобережную Украину и в Россию. Весной 1651 года в Белоруссии поднялась волна казацких волнений, в связи с тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой. Новое оживление казачьего движения началось во время войны между Речью Посполитой и Россией в 1654 году. В этой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России и Украи­ны заключался в том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать за много сот километров от своих основных баз, на территории, горящей в огне восстаний, подставив свой растянутый фланг и тыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков в Белоруссию для общих военных действий. Наказным гетманом в Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20 тысячное казачье войско. При осаде Быхова он был ранен и умер. Новым командующим был назначен Иван Нечай. В 1655 году документы он подписывал как полковник Чаусский и Новобыховский, а также полковником Белорусским, Могилевским и Гомельским. В 1658 году он изменил интересам казачества и перешел на сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан в Тобольск. Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654-1659 гг.) на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса полковником который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка. В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень. Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы. На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского. Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках свое­образное воплощение того, к чему стремились. Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV—XVII вв. изменений в производствен­ных отношениях. Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами. Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы. Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще мировой истории.
Аватар

14.05.2013 18:55
Казак Кубани
ответить

Казаки мы! Они с детства воспитывались патриотами своей Родины. Эти главные ценности старшие передают молодым и сейчас . В НАЧАЛЕ второго тысячелетия в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, междоусобной борьбы между ними обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало последних искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с магнатами-шляхтой, владевшими землей и привилегиями в Польском королевстве и Великом Княжестве Литовском, мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука — в широкие днепровские степи (в том числе к его притокам — Сожу и Припяти), где находились казаки — особый этнос, ведущий свое начало от скифов, кайсахов, половцев и черкасов. Там беглый становился вольным человеком, казаком. И это был один из путей увеличения казацкого народа. С течением времени все больше людей искало спасения от преследований, и в ХIV веке в степях бассейна Днепра собралось много казаков. Как утверждают источники, 25 процентов из них были выходцами из земель современной Беларуси, 10 — представителями земли современной России и 65 процентов — нынешней Украины. Это воинство составило Днепровское, или Запорожское, казачество, то есть находящееся «за порогами Днепра». Размещаясь по окраинам государства, казаки защищали страну от извечного южного врага — турков и татар. Эта функция на них возлагалась государством. Наши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории современной Беларуси. Об этом свидетельствуют сохранившиеся названия населенных пунктов — Казачьи Балсуны, Казачья Протока, Черкасы, Атаманское, Казаки и др. Анализ исторических документов подтверждает факт нахождения на территории современной Беларуси формирований Днепровского казачества. Более того, источники свидетельствуют о чисто белорусских казачьих формированиях. Так, в 1654 году по указу российского царя Алексея Михайловича на территории Могилевщины был создан Белорусский казачий полк под руководством православного шляхтича полковника Константина Поклонского. А земли сегодняшней Гомельщины, включая Полесье, входили в состав Черниговского и Стародубского казачьих полков. Таким образом, 1654 год можно считать годом рождения белорусского казачества. В разное время в Беларуси создавались и иные казачьи формирования. В конце ХVIII века Запорожское казачество вместе с белорусскими казаками было реорганизовано в Черноморское с центром в Анапе и участвовало в борьбе против турок и присоединении к Российской империи земель Новороссии (ныне входящих в состав Украины). В дальнейшем днепровские казаки вошли в состав Кубанского казачьего войска. Наши братья-кубанцы хорошо знают свою историю и не забывают о своих белорусских корнях. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Человек служилый, он всегда готов с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. «За веру, за царя и Отечество» — в этом лозунге вся идеология казачьего служения. Естественно, с поправками в терминологии на время. В нашей стране живут потомки тех «далеких» белорусских казаков, знающие свое происхождение и несущие в душе верность белорусскому государству, его руководству и казачьим традициям. После увольнения с воинской службы у нас остались также и казаки — выходцы из казачьих регионов братских России и Украины. На этой основе в 1995 году и было создано Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество», которое все эти пятнадцать лет возглавляет верховный атаман казачий генерал Николай Улахович. Главная цель объединения — возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. «Белорусское казачество» объединяет в своих рядах граждан, которые являются потомственными казаками (по происхождению, т. е. родовыми), а в случае утраты исторических корней — считающих себя казаками (по убеждению, т. е. приписными). Казаки живут среди нас. Они служат народу и Родине, как это делали всегда. Деятельность членов объединения определяется законодательством Республики Беларусь, уставом и программой, принятыми третьим Большим кругом. Вся работа проводится в тесном контакте с государственными структурами и Православной церковью. Духовным воспитанием казаков руководит казачий духовник протоиерей отец Игорь (Коростылев), назначенный Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом, который благословил белорусских казаков на служение своей Отчизне. По благословлению владыки Филарета при приходе церкви иконы «Всех скорбящих радость» в городе Минске для казаков организован постоянно действующий семинар «Казачество и православие». Совместно с духовными лицами церкви в Минске и других городах казаки торжественно отмечают православные праздники, в том числе православный традиционно казачий праздник Покрова Святой Богородицы. Одной из главных целей организации является военно-патриотическое воспитание молодежи. При общеобразовательных школах в различных городах действуют казачьи кадетские классы, работают две конноспортивные школы, ведется работа по созданию республиканского детско-юношеского казачьего центра, учебной пограничной заставы, а также казачьих кадетских классов в разных городах Беларуси. Казаки с честью проходят службу в пограничных войсках и других силовых структурах, являются частыми гостями в воинских частях и в Минском суворовском военном училище. Большая работа проводится с казаками — участниками Великой Отечественной войны. 28 июня 2003 г. у деревни Бережной Кореличского района установлен мемориальный знак Первому особому казачьему партизанскому отряду, действовавшему в годы Великой Отечественной войны. Ветераны этого отряда являются почетными членами нашего объединения. РОО «Белорусское казачество» тесно взаимодействует с государственным реестровым казачеством России, Союзом казачьих объединений Украины. При нашем объединении действует Посольская станица Всевеликого Войска Донского. Белорусские казаки активно участвуют в общественной жизни Беларуси, способствуют укреплению основ независимого государства. Нас не оставляет чувство высокой ответственности за судьбу своей Отчизны. Сергей НИКОЛАЕНКО НА СНИМКАХ: во время празднования 15-летия РОО «Белорусское казачество». Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН» Об авторе Сергей Николаенко — потомственный казак. Ветеран Вооруженных Сил, полковник юстиции в отставке, казачий генерал. Живет в Минске.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах