В этот день16 января шел мокрый снег, и я увидела, как появились слезы на глазах у «Незнакомки», «Прохожего», «Девочки с зонтиком», «Фотографа», «Почтальона» и еще у многих-многих скульптур, которые «живут» в столице и многих других городах Беларуси. Да, это «бронзовый народ» оплакивал своего создателя – большого Мастера городской скульптуры Владимира Жбанова. Он ушел из жизни внезапно, осиротив свою большую семью бронзовых человечков.
Скульптор-гражданин прославил наш город тем, что оживил улицы, площади и скверы своими бронзовыми скульптурами. Это не были монументальные творения, с пафосом передающие героическое прошлое нашей Родины, это были реальные живые люди, с которыми хотелось пообщаться, пожать руку, посидеть рядышком. С «Зодчим» хотелось поговорить об архитектуре столицы, со «Звездочетом» – поразмыслить над тайнами вселенной, с «Незнакомкой» – подумать о прекрасном и светлом чувстве любви.
Прекрасное, изящное, грациозное, а иногда комическое – вот те категории, которые ярко проявились в творениях Мастера. С особой любовью изображаются животные, птицы, собачки, лошади, мамонтенок, бегемот. Если петербургские кони Клодта – порывистые, горячие, вздыбленные, то у Жбанова – это милые, добрые дети природы и помощники человека, которых мы видим на Комаровском рынке и у здания Ратуши. Такую лошадь можно погладить, потянуть за уздечку, просто посидеть на ней, как это делают все дети.
В бурном потоке нашей жизни, полной хаоса, катаклизмов, городские скульптуры Жбанова воспитывают в человеке доброе, прекрасное и благородное. А романтические женские образы «Дамы с собачкой», «Греческой Богини», «Незнакомки» поднимают женщину на пьедестал совершенства и гармонии.
Всего 10 дней Владимир Иванович Жбанов не дожил до своего 58-летия. Еще в сентябре 2011-го года ведущий хиромант столицы предсказал ему будущее долгожителя. Мастер! Творец! Он мог вдохнуть жизнь в неживое. Импульсивный, взрывной, эмоциональный, не знающий чувства меры, он с остервенением и одержимостью работал над созданием образа. И следствие – запущенная болезнь. Человек, пожертвовавший здоровьем ради любимого дела. Бог уберег его от смерти в Афганистане, где он служил в 1979–1980 годах в личной охране Бабрака Кармаля, уберег, чтобы он смог успеть сделать отмеренное ему на земле временем дело.
Сколько невоплощенных замыслов, сколько невоплощенных шедевров! В эскизах остались прекрасная «Золушка», «Лидия», «Вакханка», «Охота», «Бегущая по волнам», «Нестерка», «Пират», «Гедемин», «Веселкин» и «Шура Балаганов». Одна из самых любимых и великолепных скульптур «Девушка с ландышами» должна была появиться у здания железнодорожного вокзала, однако руководство БелЖД вот уже пять лет с решением не спешит.
Неподражаемая манера, подчерк, стиль работ художника полны своеобразия. Он раскрасил город яркими красками, омолодил, освежил лицо города, и Минск преобразился, приобрел европейский лоск и шарм.
Жбанов – первопроходец. В конце 90-х годов жанровой эпатажной скульптуры вообще не существовало не только в Минске, но и во всей Беларуси. Но эпатаж тронул, зацепил за живое, и понеслась цепочка разноплановых колоритных скульптурных композиций: «Незнакомка», «Прикуривающий», «Девочка с зонтиком» в Михайловском сквере. С появлением этих работ город словно проснулся, искусство вырвалось на улицу, и Минск, уставший от огромных 7-9 метровых памятников – обелисков, буквально влюбился в изящные, колоритные и гармоничные скульптуры. Жбанов возвратил нам губернский Минск благодаря настоящим скульптурным жемчужинам: «Экипаж», «Дама с собачкой», «Фотограф». С огромной любовью к своему родному Минску создается памятник «Зодчему всех времен» в композиции которого угадываются очертания силуэтов Кафедрального собора, Большого театра оперы и балета, замковой брамы. Одна из исключительных работ мастера «Звездочет» установлена в исторической части Могилева. Жанровая скульптура поднимает настроение, помогает отвлечься от суеты и проблем. Перед нами разворачивается сюжет, мы погружаемся в историческую среду жизни персонажей. Не случайно его работы заслужили признание сотен тысяч минчан и гостей столицы. С ними знакомятся, фотографируются, бросаются к ним в объятия. Налицо факт насыщения городской среды высокохудожественными, полными эстетического вкуса и гармонии произведениями. Работы Жбанова воспитывают «глаз», формируют художественный вкус. Он запустил машину времени, переносящую и погружающую нас в ту или иную историческую эпоху.
Владимир Иванович Жбанов был открытым для общения человеком, светлым, лучистым, с зажигательным чувством юмора, в нем не было ни грани высокомерия, снобизма. Он излучал добрую ауру и положительную энергетику. Его всепоглощающее чувство любви к прекрасному, к музыке, природе, к родному городу, а главное – к людям, кристаллизировалось в его «бронзовом народе». Скульптуры Жбанова манят своим волшебным магнетизмом, излучая положительные эмоции. Сверхзадача его кипящего творчества – нести людям добро через созданный им художественный образ. В этом та психотерапевтическая функция, которая восполняется и в процессе экскурсии. Ведь и туристы смотрят на город глазами зодчих. Каким бы серым казался наш Минск на рубеже смены тысячелетий, не подари нам Бог замечательного Мастера с его неподражаемым стилем, безупречного портретиста, эстета с волшебными руками. Его работы живут. Осознаем ли мы то, что потеряли? Он останется жить в своих героях, т.к. в каждом из его персонажей частичка души художника, его добрая энергетика.
Хочется верить, что ученики Мастера претворят в жизнь эскизы и заготовки его творений.
Пройдет время, и бронза работ художника начнет цвести своим неповторимым цветом, выступит патина и окутает произведения мастера зеленым отливом. А все экскурсоводы, встречающие турпоезда, знакомство туристов с Минском начнут со слов: Перед вами изящная и неподражаемая работа скульптора Жбанова – «Девушка с ландышами», встречающая туристов белорусской столицы.
У входа в театр Белорусской драматургии, где проходила церемония прощания, дежурила рота почетного караула. Чеканя шаг, они отдают последние военные почести герою афганской войны. На красной атласной подушечке – семь медалей Владимира Жбанова, пять – Министерства обороны и две – Союза художников. На церемонии прощания присутствовал мэр города А. Ладутько, скульпторы, художники, архитекторы, певцы, искусствоведы, журналисты, ветераны-афганцы, военные, друзья. Председатель Белорусского Союза художников Г. Синицин, в своей прощальной речи сказал: «Выставка работ Володи Жбанова открыта каждый день и навсегда, а это завидная доля художника». Похороны состоялись на Восточном кладбище столицы. Его могила заняла достойное место среди ярчайших деятелей белорусской литературы, культуры и искусства, выдающихся политических деятелей.
Тысячи людей пришли проститься с творцом, неся ему миллион алых и белых роз и гвоздик. А у каждой скульптуры Жбанова в Минске появились живые цветы. В прощальной речи художественный руководитель Театра белорусской драматургии В. Анисенко пообещал поставить спектакль «Фонтан жизни», который будет посвящен жизни и творчеству В. Жбанова.