<p>Скульптор-гражданин прославил наш город тем, что оживил улицы, площади и скверы своими бронзовыми скульптурами. Это не были монументальные творения, с пафосом передающие героическое прошлое нашей Родины, это были реальные живые люди, с которыми хотелось пообщаться, пожать руку, посидеть рядышком</p>

IMG_1467 

В этот день16 января шел мокрый снег, и я увидела, как появились слезы на глазах  у  «Незнакомки»,  «Прохожего»,  «Девочки с зонтиком», «Фотографа», «Почтальона» и еще у многих-многих скульптур, которые «живут» в  столице и многих других городах Беларуси. Да, это «бронзовый народ» оплакивал своего создателя – большого Мастера городской скульптуры Владимира Жбанова. Он ушел из жизни внезапно, осиротив свою большую семью бронзовых человечков.

Скульптор-гражданин прославил наш город тем, что оживил улицы, площади и скверы своими бронзовыми скульптурами. Это не были монументальные творения, с пафосом передающие героическое прошлое нашей Родины, это были реальные живые люди, с которыми хотелось пообщаться, пожать руку, посидеть рядышком. С «Зодчим» хотелось поговорить об архитектуре столицы, со «Звездочетом» – поразмыслить над тайнами вселенной, с «Незнакомкой» – подумать о прекрасном и светлом чувстве любви.

IMG_7879

IMG_9000

IMG_9014

Прекрасное, изящное, грациозное, а иногда комическое – вот те категории, которые ярко проявились в творениях Мастера. С особой любовью изображаются животные, птицы, собачки, лошади, мамонтенок, бегемот. Если петербургские кони Клодта – порывистые, горячие, вздыбленные, то у Жбанова – это милые, добрые дети природы и помощники человека, которых мы видим на Комаровском рынке и у здания Ратуши. Такую лошадь можно погладить, потянуть за уздечку, просто посидеть на ней, как это делают все дети.

В бурном потоке нашей жизни, полной хаоса, катаклизмов, городские скульптуры Жбанова воспитывают в человеке доброе, прекрасное и благородное. А романтические женские  образы «Дамы с собачкой», «Греческой Богини», «Незнакомки» поднимают женщину на пьедестал совершенства и гармонии.    

IMG_8412

2011-09-02_7220

IMG_1760                                            

Всего 10 дней Владимир Иванович Жбанов не дожил до своего 58-летия. Еще в сентябре 2011-го года  ведущий  хиромант  столицы предсказал ему будущее долгожителя. Мастер! Творец! Он мог вдохнуть жизнь в неживое.  Импульсивный,  взрывной, эмоциональный, не знающий чувства меры, он с остервенением и  одержимостью работал над созданием образа.  И следствие – запущенная  болезнь. Человек,  пожертвовавший здоровьем ради любимого дела. Бог уберег его от смерти  в Афганистане, где он служил в 1979–1980 годах  в личной охране Бабрака Кармаля, уберег, чтобы он смог успеть сделать отмеренное ему на  земле временем дело.

Сколько невоплощенных замыслов, сколько невоплощенных шедевров! В эскизах остались прекрасная «Золушка», «Лидия», «Вакханка», «Охота», «Бегущая  по волнам», «Нестерка», «Пират», «Гедемин», «Веселкин» и «Шура Балаганов». Одна из самых любимых и  великолепных  скульптур «Девушка с ландышами» должна была появиться у  здания  железнодорожного вокзала, однако руководство БелЖД вот уже пять лет  с решением  не спешит.

Неподражаемая манера, подчерк, стиль работ художника полны  своеобразия. Он раскрасил город яркими красками, омолодил, освежил лицо города,  и Минск преобразился, приобрел европейский лоск и шарм.

Жбанов – первопроходец. В конце 90-х годов жанровой эпатажной скульптуры вообще не существовало не только в Минске, но и во всей Беларуси. Но  эпатаж тронул, зацепил за  живое,  и понеслась цепочка разноплановых  колоритных  скульптурных  композиций:  «Незнакомка», «Прикуривающий», «Девочка с зонтиком» в Михайловском сквере. С появлением этих работ город словно проснулся, искусство вырвалось на улицу, и Минск, уставший от огромных 7-9 метровых памятников – обелисков, буквально влюбился в изящные, колоритные  и гармоничные скульптуры. Жбанов  возвратил нам губернский Минск благодаря настоящим скульптурным жемчужинам: «Экипаж», «Дама с собачкой», «Фотограф». С огромной любовью к своему родному Минску создается памятник «Зодчему всех времен» в композиции которого угадываются очертания силуэтов Кафедрального собора,  Большого театра оперы и балета, замковой брамы.  Одна из исключительных работ мастера «Звездочет» установлена в исторической части Могилева. Жанровая скульптура   поднимает настроение,  помогает отвлечься от суеты и проблем. Перед нами разворачивается сюжет, мы погружаемся в историческую среду жизни персонажей. Не случайно его работы заслужили признание сотен тысяч  минчан и гостей столицы. С ними  знакомятся, фотографируются, бросаются  к ним в объятия.  Налицо факт насыщения городской среды высокохудожественными,  полными эстетического вкуса и гармонии  произведениями. Работы Жбанова воспитывают «глаз», формируют художественный вкус. Он запустил машину времени, переносящую и погружающую  нас в ту или иную  историческую  эпоху.

 Владимир Иванович Жбанов был открытым для общения человеком, светлым, лучистым, с зажигательным чувством юмора, в нем не было ни грани высокомерия, снобизма. Он  излучал добрую ауру и положительную энергетику. Его всепоглощающее чувство любви к прекрасному, к музыке, природе, к родному городу, а  главное – к людям,  кристаллизировалось в его «бронзовом  народе». Скульптуры Жбанова манят своим  волшебным магнетизмом, излучая положительные эмоции. Сверхзадача его кипящего творчества – нести людям добро через созданный им художественный образ. В этом  та психотерапевтическая функция, которая восполняется и в процессе экскурсии. Ведь и туристы смотрят на город глазами зодчих. Каким бы серым казался наш Минск на рубеже смены тысячелетий, не подари нам Бог замечательного Мастера с его неподражаемым стилем, безупречного портретиста, эстета с волшебными руками. Его работы живут. Осознаем ли мы то, что потеряли?  Он останется жить в своих героях, т.к. в каждом из его персонажей частичка души художника, его добрая энергетика.

Хочется верить, что ученики Мастера претворят в жизнь эскизы и заготовки его творений.

Пройдет время, и бронза работ художника начнет цвести своим неповторимым цветом, выступит патина и окутает произведения мастера зеленым отливом.  А все экскурсоводы, встречающие турпоезда,  знакомство туристов с Минском начнут со слов: Перед вами изящная и неподражаемая работа скульптора Жбанова – «Девушка с ландышами», встречающая туристов  белорусской столицы.

У входа в театр Белорусской  драматургии, где проходила церемония  прощания,  дежурила рота почетного караула. Чеканя шаг, они отдают последние военные почести герою афганской войны. На  красной атласной подушечке – семь медалей Владимира Жбанова, пять – Министерства  обороны  и две – Союза художников. На церемонии прощания присутствовал мэр города А. Ладутько, скульпторы, художники, архитекторы, певцы, искусствоведы, журналисты, ветераны-афганцы, военные, друзья. Председатель  Белорусского Союза художников Г. Синицин, в своей прощальной речи сказал: «Выставка работ Володи Жбанова открыта каждый день и навсегда, а это завидная доля художника».  Похороны состоялись на Восточном кладбище столицы. Его могила заняла достойное место среди ярчайших деятелей  белорусской литературы, культуры и  искусства, выдающихся политических деятелей.

Тысячи людей пришли проститься с творцом, неся ему миллион алых и белых роз и гвоздик. А у каждой скульптуры Жбанова в Минске появились живые цветы. В прощальной  речи художественный руководитель Театра белорусской  драматургии В. Анисенко пообещал поставить спектакль  «Фонтан жизни», который  будет посвящен жизни и творчеству В. Жбанова.