Попил молочка, поспал на сеновале, а дальше что? или Как создаются туристические маршруты?

22.01.2012 - Новости

Попил молочка, поспал на сеновале, а дальше что? или Как создаются туристические маршруты?

Бытует мнение, что качественный туризм невозможен без дорогих ресторанов, гостиниц, вышколенной обслуги и мраморных полов. А если риски в отечественном туристическом бизнесе слишком велики для подобной роскоши? Тогда нужно искать другие варианты

Как сообщает «Гомельская правда»:

Бытует мнение, что качественный туризм невозможен без дорогих ресторанов, гостиниц, вышколенной обслуги и мраморных полов. А если риски в отечественном туристическом бизнесе слишком велики для подобной роскоши? Тогда нужно искать другие варианты. Так, Институт леса НАН Беларуси уже несколько лет разрабатывает экологические маршруты для туристов. В большинстве случаев — на базе готовой бытовой инфраструктуры. Причем занимается этим не только в Гомельской области, но и по всей стране.

Заказчиками проектов выступают лесхозы. По нашей области, например, уже разработано шесть таких маршрутов: для Житковичского, Милошевичского, Хойникского, Речицкого, Петриковского и Гомельского лесхозов. На каждый есть своя папка толщиной в сантиметр-полтора, где подробно описано, как работать с туристом, что должен показывать и говорить экскурсовод. Маршруты привязаны к благоустроенным охотничьим домикам, а рекомендациями могут пользоваться как работники лесного хозяйства, так и туроператоры, турагенты.

Изначально задумывалось, чтобы эти маршруты по максимуму охватывали все значимые природные и историко-культурные объекты в районе. Чтобы человек не просто приехал на охоту или шашлык, а смог бы, говоря пафосным языком, еще и культурно просветиться. Описание тура составляется до мельчайших деталей, включая в себя организационные вопросы и экономическую эффективность проекта. Протяженность и насыщенность маршрутов везде разная. Так, например, «Днепровская тропа» в Речицком лесхозе растянулась на 10, а обзорная экскурсия по самым интересным местам Петриковщины — на 60 километров. В последнем случае туристу будет предложен сплав по реке Птичи и автомобильная экскурсия.

В ближайшее время в Институте леса примутся за разработку зимних маршрутов – на лыжах и снегоходах. Будет развиваться еще наблюдение за птицами и зверями в их естественной среде обитания, фотоохота. Кроме того, в Буда-Кошелевском районе будет базироваться летний палаточный лагерь. От Гомеля это всего лишь около 50 километров, поэтому его смело можно назвать маршрутом выходного дня.

О том, какие сложности возникают в процессе разработки туров, я поинтересовался у ведущего научного сотрудника лаборатории лесоведения и управления лесами Владимира Зеленского и научного сотрудника этой же лаборатории Инны Ермониной.

И. Е.: Нужно очень глубоко копать, находить первоисточники, чтобы в текстах экскурсий ссылаться на конкретные факты. Большая часть времени уходит как раз на поиск информации. Неделя на обследование местности, а еще две-три — на полную разработку маршрута. Вот смотрите, один лишь текст экскурсии занимает листов 40—50.

— И сколько нужно времени, чтобы организовать один такой маршрут в действительности, а не на бумаге?

В. З.: Тропа заработает максимум через три месяца после нашего ознакомительного приезда туда. Мы расписываем лесхозам, в какую сумму обойдется все это удовольствие и предоставляем материал, который впоследствии они смогут размещать на различных сайтах в виде рекламы. Когда приезжаем в район, то вплотную работаем с заказчиком, предлагаем ему разные варианты.

— Лесхозы всегда соглашаются с теми суммами, которые требуются для создания туров?

И. Е.: Дело в том, что экологический туризм не влечет за собой больших затрат. В основном это расходы на установку урн, скамеек, информационных щитов, стендов, указателей и других объектов инфраструктуры.

В. З.: Львиная доля денег уйдет на приобретение оборудования для организации отдыха. Например, для сплава по реке нужно купить две вместительные лодки. Но все равно это суммы, несопоставимые с капитальным строительством какого-нибудь туристического объекта. По нашим оценкам при хорошей работе затраты окупятся где-то за год. А на один маршрут потребуется около 30—50 миллионов рублей.

— А кто будет проводить экскурсии?

В. З.: Как правило, сами работники лесхозов, которые готовят экскурсии на основе разработанных нами текстов.

— То есть не специалисты в области туризма?

И. Е.: Туристические объекты своего района эти люди знают не хуже любого специалиста. Мы недавно были в Воложинском лесхозе, и там экскурсию проводил главный охотовед. Думаю, заинтересованность в этом есть, ведь за подобную работу люди получают определенное вознаграждение.

В. З.: В перспективе, конечно, хотелось бы работать и с хозяевами агроусадеб. Там ведь сейчас как… Попил молочка, поспал на сеновале, а дальше что? Надо, чтобы люди поняли: кроме охоты и рыбалки, в каждом районе есть масса интересного. Это мы и хотим им показать. Планируется, что до 2014 года в каждом районе области будут экологические тропы и маршруты. Экологический маршрут — это лицо района. А комфортабельные охотничьи домики есть уже сегодня, и со временем их становится все больше.

— Какова сейчас загруженность охотничьих домиков?

И. Е.: Сейчас не очень большая, потому что спрос зависит от временных рамок охотничьего сезона.

В. З.: В преддверии Нового года там проводятся корпоративы, после чего наступает пауза. Хотя весна — это рай для любого орнитолога. Приезжай, фотографируй перелетных птиц, веди съемку. Причем многие наши гостиницы по уровню комфорта значительно уступают охотничьим домикам. И стоимость размещения недорогая — 40—70 тысяч рублей в сутки.

— И много у нас таких орнитологов-любителей?

В.З.: Не знаю точно, но они есть. Просто эти люди пока не получают предложений. Важно, чтобы нашими маршрутами заинтересовались и горожане, многие из которых даже и не подозревают, что километрах в 40—50 от их домов есть уникальные места.

— А с туркомпаниями вы сотрудничаете?

В. З.: Это уже не наша прямая обязанность. Мы лишь занимаемся проектированием маршрута, который потом передаем в руки будущего хозяина. А он уже пусть думает, как привлекать туристов. Но кто-то больше шевелится в этом отношении, а кто-то уверен, что прибыль появится сама собой, просто упадет с неба. К примеру, Петриковский лесхоз, для которого мы разработали два маршрута, с августа прошлого года уже зарабатывает деньги.

P.S. В этом году Институт леса планирует разработать ряд экологических маршрутов для Ельского, Лельчицкого, Калинковичского, Мозырского, Буда-Кошелевского и Василевичского лесхозов.

Дмитрий Радзивон

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах