<p>Как минимум с 1912  года в Гродно осуществлялись перевозки пассажиров на  такси автомобильным  обществом из Сувалок. А стоянка такси находилась на  Парадной  (Советской) площади рядом со сквером, прилегающим к дому  Муравьева.  Пассажиров обслуживали водитель и кондуктор в каждом из двух   автомобилей</p>

Как сообщает «Перспектива»:

История такси начиналась тогда, когда автомобилей еще не было, а были ямщики и извозчики. В далеком XVIII веке один очень предприимчивый француз организовал постоялый двор конных экипажей недалеко от церкви Святого Фиакра, покровительствующего садоводам. Эти экипажи и получили такое своеобразное название – «фиакры». Они стали первыми в мире общественными экипажами. Кареты не в счет, так как это была привилегия исключительно вельмож и знатных особ.

Автомобильный клуб Франции еще в 1896 году заявил, что столица мира должна обладать фиакрами с моторами – без лошадей. Мотивировали это на тот момент исключительно соображениями эстетики. Были сняты оглобли, рядом с сиденьем извозчика установили рычаги управления и руль, а сзади установили бензиновый двигатель. На первых порах успеха эта идея не имела, поскольку не знали, по какому тарифу оплачивать труд шофера. Счетчик, изобретенный в 1905 году, решил все проблемы. Назывался он  «таксометр» и в дальнейшем породил новый вид транспорта – таксомоторы, или такси.

1

Устройство таксомоторов отличалось от обычных автомобилей: водитель сидел отдельно от пассажиров – в открытой передней части, а сами пассажиры располагались в закрытой, «каретной» части. Это делалось для того, чтобы не мешать пассажирам, а также для более удобного обзора улицы водителем и общения с пешеходами и полицейскими. Облик водителя тоже изменился: он был одет в длинное непромокаемое пальто и фуражку военного образца.

В Российской империи история такси начиналась около ста лет назад. В Москве один из немногих тогда владельцев автомобилей разместил на крыше своего авто рекламный плакат с надписью «Извозчик. Такса по соглашению», что ознаменовало собой новый этап в развитии индустрии перевозок.

2

Первые такси в Гродно появились в 1912 году. 2 апреля 1913 года городской голова Э. Листовский обращается к гродненскому полицмейстеру: «Ввиду неуплаты Сувальским Обществом автомобильного сообщения установленного в пользу города сбора за 1912 и 1913 гг. за два пассажирских автомобиля, Городская Управа покорнейше просит Ваше Высокоблагородие сделать немедленное распоряжение о воспрещении названному Обществу впредь, до уплаты указанного сбора и разрешения Управы, производить по городским улицам движение и стоянку у городского сквера (бульвара) двух пассажирских автомобилей, принадлежащих упомянутому обществу». (Здесь и далее с сохранением стиля и орфографии. – Прим. В. С.)

Из документа следует, что как минимум с 1912 года в Гродно осуществлялись перевозки пассажиров на такси автомобильным обществом из Сувалок. А стоянка такси находилась на Парадной (Советской) площади рядом со сквером, прилегающим к дому Муравьева. Пассажиров обслуживали водитель и кондуктор в каждом из двух автомобилей. Водителем автомобиля под № 1 был Владислав Муравский. Получается, что он стал первым гродненским таксистом.

Первые же гродненские автомобили начали перевозку пассажиров в 1913 году. 29 июня братья Антон и Александр Боровские подали прошение в городскую управу с просьбой разрешить перевозку пассажиров по городу на автомобиле: «Имеем честь просить Управу разрешить нам перевозку пассажиров по улицам гор. Гродно на 4-местном автомобиле в 12 лошадиных сил. О чем нам выдать номера и свидетельство». На их заявлении сделана запись: «Выдано и сбор уплачен». 16 августа 1913 года с просьбой «выдать право постановки в г. Гродно таксо-мотора» обращается в управу шофер-механик Бронислав Городко, который получил соответствующее удостоверение и автомобильный номер 6 на свой двухцилиндровый 8-сильный автомобиль «Gaggeman». Номер 5 был выдан на четырехцилиндровый автомобиль «La Buire» владельцам фирмы «Братья Боровские» Петру и Александру, которые держали механические мастерские в Гродно по ул. Муравьевской (ныне Ожешко) в доме Рефеса.

3

Автомобили в начале XX века так же, как и сейчас, проходили техосмотр. Осуществляла его… городская электростанция, которая выдавала владельцам на руки «Акт освидетельствования автомобиля», заверенный заведующим электростанцией М. Маркевичем. Чтобы получить права на управление автомобилем, необходимо было пройти соответствующее обучение.

Так, Б. Городко приложил к документам на прохождение техосмотра свидетельство «Школы шоферов в Петербурге» о полном окончании курса. 

4

Тарифы такси в 1913 году:


С вокзала на Занеманский форштадт
На ж/д вокзал и на судоходную пристань
с багажом
С вокзала и пристани в город с багажом
В Вятские казармы
Из Вятских казарм в город
Езда по часам с остановками    
1-й разряд
50 коп.

40 коп.
40 коп.
25 коп.
25 коп.
50 коп.
  2-й разряд
40 коп.

30 коп.
30 коп.
20 коп.
20 коп.
35 коп.

Виктор САЯПИН

Фото из архива Ф. Ворошильского и В. Саяпина