Автоматы с кофе, с газетами и телевизор в каждом вагоне. Именно так через пару лет может выглядеть обычный белорусский пассажирский поезд. В республике планируют приблизиться к европейскому формату перевозок пассажиров. Уже сделан первый шаг – закуплены новые швейцарские электропоезда для региональных маршрутов.
Их преимущества оценил корреспондент
Ирина с дочерью приехали в Минск из глубинки посмотреть столичные достопримечательности. Но главная ожидает их уже по дороге домой. Вместо обычного поезда – чудо-электричка с мягкими сиденьями. «Очень комфортабельно, удобно и главное – доступно по цене», – говорит пассажирка Тамара Иванова.
Здесь и комфортный салон, и бортовые мониторы, на которых указана температура, скорость и расстояние до следующей остановки.
Сейчас в Беларуси купить билет на новую электричку так же трудно, как на кинопремьеру. Если на будние дни билеты еще остаются, то, например, чтобы купить заветный квиток на воскресенье, в кассу нужно прийти минимум за неделю.
Первые швейцарские электрички появились на белорусских рельсах еще летом. Раньше они работали только в Минске, сейчас поехали в глубинку. К 2015 году белорусские железнодорожники планируют обеспечить новыми поездами все региональные и некоторые международные маршруты. «Поезда хорошо показали себя в эксплуатации. Это и более выгодное энергопотребление, и меньшая нагрузка на путь, и экологичность», – объясняет заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Белостоцкий.
Речь идет не просто об обновлении составов, а о новом формате работы железной дороги. Все маршруты теперь разделены на пять классов. Например, самыми комфортными будут поезда международного сообщения. В них прямо в салоне установят кофейные автоматы и газетные киоски.
Пока новые электрички для Белорусской железной дороги закупают за границей. Но, возможно, уже скоро их сборка начнется и в Беларуси. Сейчас работники швейцарской компании обучают белорусских специалистов работать с новой техникой. Ведь разница между старыми электричками и новыми – огромная.
«Она настолько плавно идет, что люди ее просто не слышат. Когда идет рижская электричка, она так гремит, что люди, которые работают и живут вдоль путей, их постоянно слышат», – рассказывает инженер компании «Штадлер» Дмитрий Логашин.
Реформа пассажирских перевозок должна сделать железнодорожное сообщение не только более комфортным, но и быстрым. Максимальная скорость новых поездов на белорусских путях – 140 километров в час. То есть путь в 200 километров, например, от Минска до Орши занимает чуть больше двух часов. Причем билет на такой поезд будет стоить не более евро.