https://www.traditionrolex.com/8
<p>Брестскому железнодорожному вокзалу не отремонтироваться без историков и археологов. Его засыпанные песком подвалы, вероятно, скрывают вход в туристический рай. Ведь пройти под землей от вокзала в Брестскую крепость – это и туристу о-го-го, и городской казне приятно</p>

Как сообщает «Брестский курьер»:

Нашему желдорвокзалу не отремонтироваться без историков и археологов. Его засыпанные песком подвалы, вероятно, скрывают вход в туристический рай. Ведь пройти под землей от вокзала в Брестскую крепость – это и туристу о-го-го, и городской казне приятно. Сейчас железнодорожный вокзал ремонтируется. Успехи разные, но об этом потом. Главное – в другом. Так давайте сразу о главном.

Слышала собственными ушами

Недавно вернувшаяся в родной город, который покинула девчушкой, Татьяна Николаевна Лазеба вспоминает далекие годы:

– Когда была ребенком лет десяти, слышала от дедушки, что где-то в году так 1949-м они решили посмотреть, куда ведут подземные ходы Бреста. А он до войны работал в Брестской крепости, на строительстве укреплений, местность и окрестности знал хорошо. Углубились они, по его словам, из подвалов Брестского вокзала. Долго шли, потом заплутали. Вышли на поверхность только через три дня… в 15 километрах от города.

Вроде бы шли в восточном направлении, добавляет Татьяна Лазеба. Там форты есть, даже улица Фортечная. Так, может, тот ход и был восточной разводкой по фортам?

– Я это теперь, взрослым разумом, оцениваю как интересное, – говорит Татьяна Николаевна. –Жалею, что не записала подробностей. А тогда ведь как – в одно ухо влетело, в другое…

Мнение специалистов

Комментируя эту историю, сотрудник городского музея Сергей Быцкевич заметил, что «калі казаць пра горад, дык такое малаверагодна, але падземныя фартыфікацыі ў крэпасці не здзівілі б гісторыка».

Научный сотрудник Музея обороны Брестской крепости Елена Грицук показала мне Казематный план крепости 1850 года: подземные ходы не обозначены. «Но ведь это информация, которую было бы уместно утаить, оставив только на отдельном плане, предназначенном для очень узкого круга лиц». Вспомнился научному работнику и разговор с покойным настоятелем православного Свято-Никольского храма. Тот упоминал о возможности пройти под землей с Цитадели в форт Гаврилова. А это ведь под Мухавцем!!!

В самой церкви разговора у меня не получилось. Мол, не мог он такого говорить. Но оставим пока мотивы такой категоричности на уровне догадок.

А вот третье мнение специалиста. Автор буклета о Бресте, историк архитектуры Ирина Лавровская высказала мало оптимизма, что касаемо подземного Бреста. Хотя почти наверняка был только подземный ход от вокзала к гостинице «Буг», отметила Ирина Борисовна. В период между «освобождением» 1939 года и «вероломным нападением» немцев в 1941 году строили очень много фортификаций. В первую очередь старались обезопасить штабы. Все это сопровождалось абсолютной секретностью, которая так характерна тоталитарным режимам. Страх замыкает рты намертво. Поэтому – почему бы и нет? Особенно если такой тоннель был построен еще до большевиков, и его осталось только подновить?

Под вокзалом

Есть музей и в железнодорожном вокзале. Его хранитель Савва Тихонович Шпудейко заинтересовался темой.

Историк-энтузиаст показал две размытые фотографии. «Есть в подвалах две железные трубы. Под уклоном уходят в сторону Брестской крепости. Но обшивка в ветхом состоянии. И они метров через 15 закрыты кладкой».

2

Разговорились о популярных для нас в последние годы подтоплениях. Нет, говорит Савва Тихонович, вокзал если и подтопляет, то это из ветхих водопроводных и прочих труб. Грунтовой воды нет. А почему – показали измерения, проведенные при обустройстве Московской стороны вокзала. Кроме того что нашли царскую стенку – тупичок, куда ставили царский поезд, – путем пробных бурений установили: вокзал покоится на глиняной подушке толщиной 18 метров. В ширину она 10 метров.

Вода здесь была, продолжает знающий музейщик. Гитлеровцы наливали ее в 1941-м, чтобы вытеснить засевших там наших солдат и милиционеров. Ее откачали во время ремонта, который завершили в 1952 году. Проектная документация должна храниться в Киеве в одном из проектных институтов.

Савва Тихонович согласился отреставрировать фотографии уникальных тоннелей. Администрация дала напрокат робу и провожатого. Спецовка и в самом деле понадобилась: под вокзалом узко, пыльно и паутинно. Кроме того, метра на полтора подвал засыпан песком и всякого рода строительным мусором. Вероятно, чтобы окончательно осушить.

Обе интересные гофрированные железные трубы, которые куда-то ведут

1

( на фото), очевидно, послевоенного происхождения. Но успели местами насквозь проржаветь. Так что на что-то большее, чем фото, я не решился. Да и разрешения не было.

Пешком в историю

Теперь вокзал ремонтируют. В инженерной службе сказали, что весь грунт из подвальной части будут извлекать, чтобы освободить место для сферы обслуживания пассажиров. Бары, игровые комнаты…

Археологи и историки здесь уже были. Даже стены простукивали. Нашли чайник и пару ложек.

Но теперь-то шанс больший, особенно в плане открытия подземного движения. Ведь рано или поздно автовокзал перенесут поближе к железнодорожному. Вполне закономерное логистическое решение. А там и тоннель понадобится. И вдруг окажется – он уже есть!

Ничуть не хуже, если трубы из-под вокзала ведут в Брестскую крепость (до нее по прямой какой-то километр). Ведь каково читать жалобы туристов из Москвы: мол, в вечернее время от вокзала до мемориала не добраться! А тут – проходишь, закинув в монетоприемник российские, европейские, американские монеты, – неважно, вопрос технический – и пожалуйте, через километр благоустроенной прогулки с прокатом электрических фонариков, покупкой буклетов, значков, появлением скелета «Потревоженный берестеец» и его трансформацией в экскурсовода – выходим в мемориале! Москвичи могут облачиться в форму и сыграть в войну русских с австрияками, поляков и немцев, поляков и русских, красноармейцев и фашистов… Украинцам можно одеться в форму солдат армии УНР (были интернированы здесь в 1920-е годы). Полешуки могут проследовать до места тюрьмы, где их концентрировали для отправки в ГУЛАГ (из Бреста запланировано было отправить 4 эшелона, успели – один). Тюрьма (построенная еще около 1850 года как пересыльная для отправки в Варшавский Централ – сведения И. Лавровской) стояла на Северном острове, а через речку напротив, в кольцевой казарме жили ее охранники -- батальон войск НКВД.

В общем, кому сахарную косточку, а кому и хрящик, кому войнушку, а кому память. Главное – это будет настоящее путешествие в историю, с развертыванием на месте событий. При профессиональном подходе это сулит городу фантастические деньги.

В плане реализации идеи придумывать ничего нет необходимости. Первый мост через Буг в Берестье в ХVI столетии построил, с разрешения городской рады, еврей Мойша (Кандыбович?). Мост был разводной, с паромной переправой (свидетельство И. Лавровской). Вложив в постройку все сбережения, Мойша получил право взимать мыто. В результате все были довольны.

Но сегодня единственный вариант, когда все будут недовольны, – это если не вернуть историческое свое. Или хотя бы не попробовать.

Так что, за дело, господа-товарищи? 

Евгений БЕЛАСИН (фото автора)

https://www.traditionrolex.com/8