https://www.traditionrolex.com/8
<p>В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения известного художника родом из Рогачева Анатолия Каплана. Его персональные выставки проходили в Великобритании, Израиле, Германии, Италии, Америке. В Беларуси же о Каплане заговорили только в начале века. Как в юбилейный для художника год разговор поддерживается на его родине, узнавал корреспондент TIO.BY</p>

В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения известного художника родом из Рогачева Анатолия Каплана. Его персональные выставки проходили в Великобритании, Израиле, Германии, Италии, Америке. В Беларуси же о Каплане заговорили только в начале века. Как в юбилейный для художника год разговор поддерживается на его родине, узнавал корреспондент TIO.BY.

Подобно именам Хаима Сутина и Роберта Генина, имя Анатолия Каплана в Беларуси было известно узкому кругу почитателей еврейской культуры. Родом из Рогачева, художник большую часть жизни прожил в Санкт-Петербурге, однако на своих полотнах, подобно Шагалу, часто возвращался в родной город, изображая культуру и быт еврейского местечка.

Анатолий Каплан родился в многодетной семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте в Петрограде-Ленинграде, а в родные места приезжал искать следы традиционного еврейского быта и культуры. Художник прославился живописью, графикой, скульптурой. Одними из его наиболее знаменитых работ признаны иллюстрации к произведениям классика еврейской литературы, переведенные на многие языки мира, Шолом-Алейхема – «Заколдованный портной», «Стемпенью», «Тевье-молочник» и другие. Персональные выставки Каплана проходили в Лондоне, Иерусалиме, Тель-Авиве, Падуе, Вероне, Дрездене, Лейпциге, Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе, Москве, Санкт-Петербурге. Его имя знают во всем мире. В Беларуси первая выставка работ художника, состоящая из офортов и литографий из собрания немецких коллекционеров Рудольфа Майера и Аннализе Майнчель, прошла только в 2006 году в Национальном художественном музее в Минске. После закрытия экспозиции все 334 работы художника были переданы музею в дар.

Рогачев: юбилейная выставка работ Каплана откроется в декабре
Спустя четыре года к личности Каплана вернулись на традиционных Шагаловских чтениях, которые посетили коллекционеры из Петербурга супруги Исаак и Людмила Кушнир, посвятившие сбору произведений художника более 20 лет. Проявляя интерес к малой родине Каплана, они передают в Рогачевский музей народной славы 14 графических работ Анатолия Каплана. До этого в музейных фондах хранился единственный переданный Художественным музеем офорт Каплана «Сапожник». Эти работы выставлялись в Рогачеве однажды – в день I Международных Каплановских чтений, состоявшихся 30 апреля прошлого года. В завершение чтений с легкой руки семьи Кушнир музей становится обладателем еще 24 рисунков Анатолия Каплана, коллекции афиш выставок художника, книг и альбомов о его творчестве.   
В год 110-летия Каплана в Рогачеве готовят юбилейную выставку, где, вероятнее всего, будут показаны все 39 работ художника, большинство из которых посвящено Рогачеву. «Выставку работ Каплана мы планируем приурочить ко дню рождения художника, который у него в декабре (Каплан родился 28 декабря 1902 года по старому стилю, по новому – день рождения художника выпадает на 10 января 1903 года. – Я.Ш.), – рассказал корреспонденту TIO.BY директор Рогачевского музея народной славы Михаил Ларичков. – Она будет работать не меньше месяца». Если выставка будет иметь успех, ее работу продлят на еще больший срок. А посмотреть будет на что, ведь большинство работ представят публике впервые, а в течение года они находятся в закрытых от глаз посетителей фондах музея. «Мы не можем выставлять произведения Каплана круглогодично, – говорит Михаил Ларичков. – Выставочный зал у нас открылся совсем недавно и до конца еще не оборудован. А в музее действует постоянная экспозиция, и, естественно, мы ее завешивать не будем».  
Чтобы наследие художника было доступно для горожан и туристов круглый год, в Рогачеве, подобно Музею Марка Шагала в Витебске или Хаима Сутина в Смиловичах, должен появиться музей Каплана. В случае его создания Исаак Кушнир готов передать в дар Рогачеву большую музейную экспозицию работ Каплана. По словам директора рогачевского музея, работа в этом направлении ведется, но без особого успеха. Идея создать его в каком-нибудь сохранившемся дореволюционном доме не нашла отклика: найти здание в нормальном состоянии и договориться с жильцами на переезд оказалось делом не их легких. «Поэтому остановились на том, что в 2013 году, когда в Рогачеве будут проходить республиканские «Дожинки», к существующему музею сделают двухэтажную пристройку, – делится планами Михаил Ларичков. – Там мы планируем разместить посвященный Анатолию Каплану «музей в музее». Местное руководство идею поддержало, поэтому ждем «Дожинок».
В целом же в регионе не забывают именитого художника. В местной школе искусств преподаватели знакомят своих воспитанников с творчеством Каплана. Исследуют его жизнь и местные краеведы, у которых теперь есть возможность поделиться сделанными открытиями на Каплановских чтениях. Что касается туристов, то у музейных сотрудников на этот счет свои наблюдения. «У нас рядом санаторий (санаторий «Приднепровский» в 12 км от Рогачева. – Я.Ш.), поэтому россиян в городе хватает, – рассказывает директор музея народной славы. – У них более приземленные потребности: их больше интересуют сувениры или продукты местного производства, чем изобразительное искусство. Но когда в городе будет отдельный музей Каплана, мы начнем плотно работать по привлечению в Рогачев туристов и наших соотечественников из других регионов».  

Витебск: выставка работ Каплана уже идет
В год 110-летия Каплана в Витебске в Арт-центре Марка Шагала проходит выставка «Памяти Анатолия Каплана». Это вторая выставка работ художника, первая – «Я родом из Рогачева…» – состоялась в стенах музея в январе-феврале прошлого года: супруги Кушнир привезли в Витебск живопись, гуаши, пастели, рисунки, литографии, офорты и керамику художника. В этом году на выставке представлено 65 работ Анатолия Каплана – в основном это новые поступления в фонды музея, которые до этого не экспонировались. Так, отдельный зал отведен для иллюстраций Каплана к произведению Менделя Мойхер-Сфорима «Фишка Хромой» 1976 года, самой впечатляющей из которой является, пожалуй, «Свадьба на кладбище». Экспозицию выставки составляют работы Каплана начиная с 30-х и заканчивая 76-м годом. На литографиях изображен Ленинград, а несколько живописных работ посвящено родному Рогачеву.
Теперь в фондах Музея Марка Шагала хранится более 100 работ Анатолия Каплана. Часть из них была передана в Витебск Национальным художественным музеем, 62 работы Каплана и 4 блокнота для эскизов были подарены музею супругами Кушнир.  На выставке, по мнению музейных сотрудников, представлены самые интересные работы. Часть нынешней выставки будет показана в Гомеле, но уже в сентябре – осенью в Гомельском дворцово-парковом ансамбле пройдет посвященная Каплану выставка. Экспозицию дополнят работы из собраний Национального художественного музея, музея народной славы в Рогачеве, а также гомельского музея, где хранится 15 работ художника. Живопись Каплана, предполагают сотрудники музея, на выставку привезет Исаак Кушнир. На сентябрь запланированы и II Международные Каплановские чтения, которые на этот раз также пройдут в Гомеле.
«Каплан попадает в плеяду тех художников начала ХХ века, имена которых, наряду с Шагалом, мы стремимся возвращать в Беларусь, – рассказывает об Анатолии Каплане директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая. – Те, кто занимается этими художниками, имеют одинаковые проблемы. Как правило, это большое художественное наследие, оторванное от родины: картины находятся за пределами Беларуси – либо в Европе, либо в Америке. Так, например, коллекция работ художника Лейбы Шульмана находится в Техасе. В случае с Капланом – в Санкт-Петербурге.  Но пришло время собирать камни. И наш музей готов делиться опытом, контактами, наработками. Мы даже проводили «круглый стол», куда приглашали коллег из питерского фонда Дягилева, из Даугавпилса, которые рассказывали, как они возвращают имя Марка Ротко. И неважно, кто будет возвращать эти имена – рогачевский музей, или музей в Климовичах, или Национальный художественный. Главное – наметить места в Беларуси, где об этих художниках можно что-то рассказывать и показывать. 20 лет назад в Витебске тоже не было ни одной работы Шагала. Тем не менее город стал точкой на карте, с которой постепенно начали работать. И теперь у нас в год 25 тысяч посетителей. И цифра эта растет».

https://www.traditionrolex.com/8