<p>В отличие от России и Казахстана, которые давно провели либерализацию валютного рынка, Беларусь не спешит отказываться от весьма специфических инструментов регулирования, один из которых – обязательная продажа 30% валютной выручки</p>

В соответствии с принципами формирования Единого экономического пространства Беларусь приняла на себя обязательства унифицировать систему регулирования валютного рынка с Россией и Казахстаном. Однако белорусским чиновникам удалось получить отсрочку по введению отдельных положений, в том числе – сохранить особые условия валютного регулирования.

В отличие от России и Казахстана, которые давно провели либерализацию валютного рынка, Беларусь не спешит отказываться от весьма специфических инструментов регулирования, один из которых – обязательная продажа 30% валютной выручки. Более того, компании будут обязаны продавать государству часть заработанной валюты как минимум в течение ближайших пяти лет. «Что касается обязательной продажи валютной выручки, то от нее будем уходить не ранее 1 января 2017 года», – сообщил журналистам заместитель премьер-министра Беларуси, председатель Совета Евразийской экономической комиссии Сергей Румас.

Ранее белорусские чиновники неоднократно отмечали, что для Беларуси обязательная продажа части валютной выручки является «самой чувствительной» позицией в переговорах о согласовании принципов валютной политики в рамках Единого экономического пространства. «Такого понятия, как обязательная продажа, нет в России и Казахстане, – цитирует БелТА выступление Сергея Румаса на заседании Палаты представителей в ноябре 2011 года. – Но, учитывая структуру нашей экономики и зависимость от поставок сырья, необходимость практически ежедневной конвертации валюты на эти цели, наши партнеры согласились с нашими аргументами, и мы взяли для себя мораторий до 2017 года. После мы должны будем принять решение о ликвидации такого понятия, как обязательная продажа части валютной выручки».

Положение о продаже в «добровольно-принудительном порядке» части валютной выручки касается в том числе и туристических компаний, в первую очередь – специализирующихся на въездном туризме. Однако пока эксперты не видят особых проблем. «Когда существует единый курс валют, для компаний, которые занимаются приемом туристов, обязательная продажа не играет никакой роли, – объясняет Геннадий Левшин, директор компании «БеларусТурСервис». – Фактически мы ничего не покупаем за границей, поэтому у нас нет необходимости продавать, а затем снова покупать валюту, теряя на разнице курсов и банковской комиссии. Прежде всего нам нужны белорусские рубли, поэтому практически сразу мы переводим в них всю выручку, оставляя таким образом в государстве 100% иностранной валюты. Важно, чтобы не повторялась ситуация множественности курсов, только при таких условиях обязательная продажа для нас не критична».

Критичная, мягко говоря, ситуация сложилась в белорусском въездном туризме в середине 2011 года, когда существовало два только официальных курса валют. Открытие дополнительной сессии на валютно-фондовой бирже привело к тому, что компаниям, занимающимся экспортом туристических услуг, стало невыгодно ввозить валюту в страну. По оценкам экспертов, из-за разницы основного и дополнительного курсов потери туристических компаний достигали 18–20%. С учетом того, что маржа в туристическом бизнесе не превышает 10–15%, несложно представить масштабы проблемы, с которой столкнулись фирмы, обязанные продавать часть валютной выручки и принимающие туристов в Беларуси в подобных условиях. «В то время мы пытались всеми доступными способами минимизировать валютные поступления, и от тех партнеров, кто имел такую возможность, принимали оплату в белорусских рублях. Между тем туризм – это малозатратный и самый эффективный способ привлечения иностранной валюты в страну, – резюмирует Геннадий Левшин, – это уже давно поняли во всем мире».