https://www.traditionrolex.com/8
<p>18 января в Лондоне состоялось награждение победителей престижного международного конкурса European Hotel Awards. В конкурсе приняло участие около 100 гостиниц Европы и несколько сотен отелей всего мира. Первую премию в номинации «Лучший новый отель и интерьер» получил 4-звездочный отель Krasicki в Лидзбарке Варминском (Польша).</p>

18 января в Лондоне состоялось награждение победителей престижного международного конкурса European Hotel Awards. В конкурсе приняло участие около 100 гостиниц Европы и несколько сотен отелей всего мира. Первую премию в номинации «Лучший новый отель и интерьер» получил 4-звездочный отель Krasicki в Лидзбарке Варминском (Польша). 

Гостиница Krasicki**** оборудована в стенах памятника архитектуры XIV века, имеет 124 гостевых номера, spa, бассейн. Гостиница действует с мая 2011 года. Инвестиции в объект – 60 млн злотых ($18,5 млн), еще 15 млн злотых ($4,6 млн) составило дофинансирование объекта из региональной программы.

Авторы проекта реновации и оборудования отеля  Krasicki – ольштынские архитекторы Катажина и Гжегож Джус. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с архитекторами, опубликованное еженедельником Rzeczpospolita.

архитекторы

«Мы перенесли историю в XXI век. Сохраняя исторические особенности объекта, мы создали современный интерьер», – говорят архитекторы Катажина и Гжегож Джусы, авторы проекта отеля в Лидзбарке Варминском (Польша), который был признан лучшим в Европе и мире в конкурсе European Hotel Awards. 

замок-отель  

– Самый известный отельер в Вармии и Мазурах предложил вам запроектировать отель в средневековом здании рядом с замком варминских епископов. Как вы отнеслись к этому предложению?

– Как к огромному профессиональному вызову. Само предложение не было для нас чем-то неожиданным, поскольку с этим инвестором мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет. Но инвестиция в это здание была чем-то особенным, ведь замок в Лидзбарке Варминском и пристройки к нему принадлежат к наиболее ценным памятникам в Польше, являются символом «польскости» Вармии. Нас дополнительно мотивировал кредит доверия со стороны инвестора, который практически предоставил нам свободу действий, начиная с этапа создания концепции и заканчивая деталями дизайна интерьера.

– Инвестор не сообщил, как представляет себе свой будущий отель?

– Отметил, что он должен быть необычным. Мы получили от инвестора точный список объектов, которые обязательно должны быть в отеле: по меньшей мере 120 номеров, spa, бассейн, ресторан. Уже на этом этапе возникла первая крупная проблема. Оказалось, что кубатура здания, которое он приобрел, в отношении требований вполовину меньше! А поскольку мы имели дело с объектами XIV века, то с точки зрения требований, предъявляемых к реставрации таких зданий, их расширение было невозможно. Поэтому мы убедили инвестора, что, раз уж нам не хватает поверхности, то мы вынуждены спуститься под землю и там построить помещения, не требующие дневного света: конференц-зал, spa, бассейн.

бассейн

конференц-зал коперник

конференц-зал кромер

– А это вызвало протесты со стороны музейщиков и реставраторов?

– Некоторые утверждали, что воплощение нашей идеи не представляется возможным. Дело рассматривалось даже генеральным консерватором памятников и его экспертами из Кракова. В итоге было все-таки установлено, что мы можем вести строительные работы под землей.

Брусчатку, которой был выложен внутренний двор здания, подняли, а собранные камни инвентаризировали, чтобы потом положить точно так же, как они лежали ранее. Во внутреннем дворе выкопали ямы глубиной 6 м. Несмотря на то, что исследовательские работы, в том числе археологические, проводившиеся ранее на этом месте, продолжались два года, мы обнаружили множество сюрпризов: то замурованная еще в Средневековье комната, то скелет, то ложечка с гербом одного из самых знаменитых обитателей лидзбарского замка – Красицкого.

Археологи нашли также фрагменты раннесредневековой пристани и ладьи. Поскольку сейчас здесь находится бассейн, мы сделали в нем бухточку для отдыха – она имеет форму ладьи, там есть информация, что ладью обнаружили именно в этом месте, а на потолке размещается подсвеченная фотография самого средневекового судна. Мы подходили к работе с величайшим уважением к истории этого места. Для нас было чрезвычайно важно, чтобы отельная функция здания не заслонила его исторических и образовательных особенностей. И в то же время, чтобы здесь возник современный интерьер, чтобы сразу было видно, что объект модернизирован в XXI веке.

библиотека

– А как выглядело здание, когда вы впервые его увидели?

– Оно было разрушено вандалами. В готической части находились заброшенные склады. Вода лилась с крыши на первый этаж, внутри все было растащено, не сохранились потолок и штукатурка. В 90-е годы в здании произошло два пожара, так что разрушение шло быстрыми темпами. Работа на объекте – это не только проектирование, столь же важным является и авторский надзор за исполнением. Достаточно сказать, что в готической части не сохранилось даже ни одного оконного проема. Чтобы их отреставрировать, мы воссоздавали одно окно на основании нескольких сохранившихся элементов в разных местах здания… Мы, как паззл, складывали целое из разрозненных элементов.

Следствием некоторых открытий становились изменения функционального уклада целого крыла здания. Иногда одну вещь проектировали по четыре-пять раз, потому что очередные этапы строительных работ открывали перед нами новые неизвестные элементы, которые необходимо было принимать во внимание.

– Создание интерьеров наверняка оказалось более простой задачей.

– Все без исключения становилось предметом споров и баталий, мы боролись с многочисленными проблемами, например, к нам не могли приплыть заказанные нами камни, потому что бастовали морские порты. На протяжении нескольких месяцев мы сражались за соответствующее качество укладки, были проблемы и с цветовой гаммой.

Объекты при замке, которые дошли до нашего времени, выполнены в двух стилях – готическом и барочном. Мы решили, что дизайн, несмотря на современный характер, должен вызывать в памяти дух этих эпох. Поэтому в готическом крыле мы запроектировали в номерах ковровое покрытие, которое является портретом другого знаменитого обитателя лидзбарского замка – Коперника. Когда инвестор увидел это, то ужаснулся. Как это, ходить по Копернику?! Мы переубедили его, аргументируя тем, что это не будет никаким надругательством над историческим персонажем, хоронили же умерших в костелах в склепах под полом, и это никому не мешало ходить по храму.    

– Однако отель – это не костел.          

– Портрет был художественно обработан. Потом мы несколько раз были вынуждены объяснять фабрике в Германии, как необходимо выполнить это покрытие. Когда нам присылали образцы, то какой-нибудь цвет всегда был не таким, как нужно. На фабрике не переставали удивляться тому, что мы не желаем воспользоваться готовыми образцами, ведь у них такой богатый каталог продукции!

Кроме того, необходимо было так установить мебель, чтобы ни в коем случае не поставить кровать на нос или глаз Коперника.

номер

Мы в самом деле корпели и тряслись над каждой деталью, но оно того стоило. Необходимо помнить, что изменение мелкого элемента влечет за собой лавину корректировок, например, перемещая фрагмент рисунка, мы изменяем расстановку мебели, а если мы установим кровать в одном месте, то вынуждены перенести и лампу, а это в свою очередь связано с другим способом подводки кабеля и т.д.     

– Отель обустроен на сто процентов в соответствии с вашими намерениями?

– Мы смогли реализовать 70% ожиданий, но довольны конечным результатом. Мы слышали позитивные отклики как от гостей, которым нравится отель, так и от коллег по отрасли – они поздравляют нас с реализацией такого проекта. Работая над ним, мы хотели, чтобы наш труд смог защитить себя и сейчас, и в будущем.

От редакции

Возможно, читатель удивлен появлению этого материала на белорусском туристическом портале. Вот если бы речь шла о белорусском отеле, построенном в стенах исторического здания, тогда другое дело, разочарованно протянет скептик... Пожалуй, ради этого «если бы» мы и публикуем материал. Не просто информационную заметку о победе польского отеля в престижном международном конкурсе, а интервью с архитекторами, которые любовно и бережно работали в исторических стенах, чтобы результат удовлетворил не только требовательного заказчика-отельера, не только взыскательных, привыкших к роскоши и комфорту VIP-постояльцев, но и почитателей старины, любителей истории, реставраторов и всех, кто по долгу службы или по велению сердца занимается охраной памятников истории и архитектуры.

Так почему же высокую награду не получил белорусский отель? Почему на месте Krasicki**** не оказался, к примеру, наш Мирский замок? За чем дело стало? Памятники истории, немые свидетели средневековой эпохи – есть они и у нас. Многие, причем, находятся примерно в таком же состоянии, в котором находилось здание при замке в Лидзбарке Варминском непосредственно перед реставрацией. То есть совершенно ясно, что давно пора что-то с ними делать. Но вот что именно – ответ на этот вопрос даст хороший грамотный реставратор. Нет талантливых грамотных реставраторов? Ни за что не поверю! Нет средств на такую реставрацию, которую могут позволить себе поляки?

Как бы там ни было, движение вперед – налицо. Еще несколько лет назад наша страна не могла похвастаться ни одной «звездной» гостиницей, а сегодня в Беларуси уже две 5-звездочные гостиницы – столичные «Европа» и «Кроун Плаза» и три 4-звездочные: «Минск» и «Виктория» в Минске и «Лучеса» в Витебске. С каждым годом появляются вполне комфортные, хоть и не крупные, гостиницы в областных и районных центрах. Отель в стенах Мирского замка – пока без звезд, но это не мешает его популярности: ведь пока это первый белорусский отель, действующий в средневековых стенах. Скоро гостеприимно распахнет навстречу туристам и резиденция Радзивиллов в Несвиже, где наряду с музеем будет и гостиница.

А пока для сравнения мы предлагаем вашему вниманию интерьеры отеля в Мирском замке.      

коридор отеля

Коридор отеля в стенах Мирского замка и лестница

237Q1252

Панно в коридоре

237Q1117

ресторан2

Ресторан под сводами замка

номер

президентский люкс

2011-07-19_1132 

Интерьер президентского «люкса»...

... и двухуровневого номера

237Q0901

237Q1745

Как видим, есть все основания говорить об определенном белорусском опыте обустройства гостиницы в средневековых интерьерах. Впрочем, зачастую результат деятельности белорусских реставраторов не вызывает энтузиазма ни у отечественных любителей истории, ни у зарубежных туристов, побывавших в разных странах мира и повидавших на своем веку множество отстроенных замков. Согласитесь, обидно, когда о нашей «чароўнай кветцы Сярэднявечча», кстати, памятнике, внесенном в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, читаешь, например, такое: «Мирский замок разочаровал. Это помесь Леголенда снаружи с  hi-tech’ом на входе и гипсокартонным ремонтом. Новодел на 90%, и новодел дешевый. Пластиковые окна, железные балки, плитка на входе и лифт с дверями из нержавейки, кружки из дешевой палатки с сувенирами, и так далее…  Грустно» (цитата из Живого Журнала москвича с ником Рыжий Папа).

Так есть ли надежда, что когда-нибудь название нашей страны гордо прозвучит на престижном конкурсе European Hotel Awards?

https://www.traditionrolex.com/8