Наболело: почему экскурсоводы не довольны работой транспортников?

06.02.2012 - Новости

Наболело: почему экскурсоводы не довольны работой транспортников?

Успешная экскурсия во многом зависит не только от турфирмы и гида, но и от транспорта – особенно, если это автобусный тур и «на колесах» приходится проводить достаточно долгое время. Транспортные расходы иногда занимают 70% от всей стоимости тура. Поэтому совершенно справедливыми являются требования как экскурсоводов, так и туристов по поводу качества транспортных услуг. TIO.by решил разобраться, какие претензии есть у гидов, и что на это могут ответить транспортники

Успешная экскурсия во многом зависит не только от турфирмы и гида, но и от транспорта – особенно если это автобусный тур и «на колесах» приходится проводить достаточно долгое время. Транспортные расходы иногда занимают 70% от всей стоимости тура. Поэтому совершенно справедливыми являются требования как экскурсоводов, так и туристов по поводу качества транспортных услуг. TIO.by решил разобраться, какие претензии есть у гидов, и что на это могут ответить транспортники.

Когда один из экскурсоводов рассказал, что водители зачастую не знают, как правильно проехать в Мир или Несвиж, я сначала даже не поверила в это. Ведь маршрут Минск–Несвиж–Мир – один из самых популярных среди туристов, да и дороги с указателями в Беларуси сделаны качественно. Но претензии подтвердила подруга, когда рассказала о своем путешествии в Вильнюс. «На протяжении всей дороги чувствовалось, насколько водитель неуверенно едет, боясь проехать нужный поворот. Поскольку в автобусе было много туристов, которые не первый раз едут в Вильнюс, уже на выезде из Минска мы начали спрашивать: куда нас везут? Почему мы едем не по гродненской трассе? Водитель не хотел ничего слушать и повез нас через Молодечно и Сморгонь. Круг мы сделали немалый. В самом Вильнюсе мы также постоянно проезжали мимо нужных объектов, а разворачиваться и возвращаться в городе, где достаточно узкие улицы, сложно. На обратном пути ко всему прочему мы около часа ждали, пока таможенники разберутся с грузом водителя: он купил слишком много товаров, нужно было платить пошлину. Но самое нелепое, что в Минск мы возвращались по той же самой дороге через Молодечно. Мы пытались показать водителю карту, уговаривали его ехать через Воложин, как все нормальные люди. Но он сказал, что лучше все знает. В результате в Минск мы приехали значительно позже запланированного времени, и путешествие было испорчено».

Экскурсовод Людмила КОСТЮКОВИЧ считает, что в транспортных компаниях – серьезные проблемы с кадрами: «Водителей берут на работу, но видимо, не объясняют им, как следует вести себя с туристами и экскурсоводами. У меня лично были случаи, когда водители встревали в разговор с туристами, мол, все не так, как я говорю. Либо комментируют рассказ своими ироническими высказываниями. Или еще один пример.  Я объявляю на весь автобус, что через час будет остановка и перерыв на чай и кофе. В это время водитель автобуса начинает кричать, что никакого чая не будет, его об это никто не предупреждал. А предупредить об этом нужно чуть ли не за три дня до выезда. Притом, что и чайники, и кофеварки стоят в большинстве автобусов. Отдельный вопрос – внешний вид водителя. Некоторые белорусские транспортные компании требуют, чтобы их сотрудники выглядели опрятно. Но, как говорится, наши люди найдут лазейку в "дресс-коде" – водитель надевает белую рубашку, но при этом на ногах у него сланцы, надетые на носок».

Глава Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай ЧИРСКИЙ говорит, что проблема это давняя. «Есть хорошие водители, но хватает и откровенных хамов. Их никто не учит, им не объясняют, как надо вести себя с клиентами. Часто бывают случаи, когда турист просит остановиться, ему нужно выйти. Водитель начинает кричать, что ему здесь неудобно останавливаться, при этом вы же знаете, какие у нас проблемы с санитарными остановками – благоустроенные туалеты можно по пальцам пересчитать. В этой ситуации уже экскурсовод должен как-то надавить на водителя, хотя он сам должен все без лишних разговоров понимать. Нужно входить в положение туристов, мы работаем с людьми, и важно, какие у них останутся впечатления от поездки».

Экскурсовод компании «Виаполь» Анатолий ВАРАВВА в свою очередь говорит, что у него за все время работы возникало всего несколько конфликтных ситуаций с водителями. «Нужно уметь найти компромисс и договориться. Если я буду видеть, что водитель позволяет себе лишнее, я отведу его в сторонку, объясню, в чем он не прав. И если он свое поведение не поменяет, мы просто не будем дальше работать с ним. Выбор и водителей, и машин существует». При этом Анатолий Георгиевич считает, что куда острее стоит вопрос качества автобусов. «У наших компаний действительно старый автобусный парк. Дорогая растаможка, поэтому новые автобусы – большая редкость. Обычно это машины, которые немало поездили по Европе, а в Беларуси из них выжимают последние соки», – отметил собеседник.

Недавняя авария, когда туристы возвращались из Постав в Минск, показала, что есть проблемы с организацией рабочего времени водителей. Очень часто между двумя рейсами – минимальная пауза, так что водитель не успевает не только отдохнуть, но и добраться вовремя до начального пункта. Людмила Костюкович вспоминает: «Однажды мы возвращались из Витебска в Минск. Водитель мне сказал, что ему нужно доехать за три часа. Поскольку я не первый раз везу группу, знаю, что со всеми остановками и соблюдением правил за это время мы просто не успеем. На что он мне ответил: меня это, дескать, не интересует, у меня через пять часов новый рейс на Киев. И вот в этот момент мне стало страшно и за наших пассажиров, и за тех, кого он повезет еще в Украину».

Финансовый кризис в Беларуси повлиял не только на миграцию строителей. Водители также активно ищут, где можно подработать за границей. А значит, что ситуация в скором времени может еще усугубиться – будет не хватать высококвалифицированных работников.

Директор транспортной компании «Вираж-М» Виталий МИЦКЕВИЧ говорит, что заработки у водителей в Европе в три раза выше (минимум 1 тысяча евро), а в России – в два раза выше, чем в Беларуси. Правда, работать на туристических маршрутах в Европе доверяют только очень опытным водителям, которые проходят обязательное психологическое собеседование – проверяют, могут ли они работать с людьми. «У нас единственная страна в мире, где аренда автобуса стоит дешевле, чем фуры. А ведь это – нонсенс: автобусы стоят дороже, ходят по жесткому графику, высокая ответственность за пассажиров, при поломках более дорогостоящий ремонт, работать нужно слаженно и оперативно – опоздаешь на пять минут, туристы уже будут жаловаться, – говорит собеседник. – А все потому, что у нас социально ориентированное государство: на 70% государственные автопарки дотируются из бюджета, поэтому они выставляют заниженные цены, а мы, частники, не можем поставить цену выше – тогда наши услуги просто не будут пользовать спросом».

Что касается профессионализма самих водителей, то Виталий Мицкевич советует работать с проверенными компаниями. «Например, у нас прописано в трудовом договоре, как водитель должен вести себя с туристами и руководителем группы. Прописаны штрафные санкции – от замечания до увольнения. Поэтому наши работники четко знают: буду хорошо работать - будут зарабатывать, иначе мы с ними просто распопрощаемся. В любом случае очень много зависит от человеческого фактора. Если вам не повезло с одним водителем, это не значит, что все работники компании – хамы».

Рубрики: Транспорт

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

06.02.2012 15:14
Anonymous
ответить

Чтоб подать автобус на место сбора туристов к 8 утра, сейчас в мороз, водитель должен быть у автобуса в 5-30 утра, потому что кто то хочет заработать (водитель), а кто то хочет с экономить … (потому что аренда тёплого бокса обходится дороже аренды куска асфальта на улице …). Далее, запустить Вебасто (1.5 часа) потому что она, на замёрзшей солярке работает. Затем завести автобус и прогреть салон. Покатать туристов по скользкой дороге этак часиков 12, причём без адреналина. Потом поставить автобус на базе и добраться домой, час а то и полтора. Итого рабочий день 16 часов … Хе, … видите ли наболело. Хотелось бы чтобы и экскурсоводы тоже укладывались в свой график. ;)
Аватар

06.02.2012 18:11
Виталий.
ответить

Опять переливания из пустого в порожнее. За все время работы руководителем группы вопрос неадекватного поведения водителей возникал крайне редко и тут же решался. Экскурсовод и руководитель должны уметь находить нужные слова как для туристов, так и для водителей, чтобы при случае поставить их на место... Источник всей проблемы отнюдь не в этом кроется...У нас из водил последние соки выжимают...Самая большая проблема - проблема переработки, но это понимают только когда происходит ЧП. Как часники, так и государственные директора совершенно упускают этот вопрос из виду, оссобенно если речь идет о поездках по Беларуси, Росии и Украине. Несколько раз ездил с водителями у которых приходилось из рук руль выхватывать, потому что человек засыпает...Когда так пару раз проедешь, то перестаешь думать о "проблемах" где кофе попить и санитарку сделать и какой хам водитель. Они вообще не должны с туристами общаться на мой взгляд, что я им сразу и объясняю.
Аватар

06.02.2012 18:22
Наталья, экскурсовод
ответить

Если водитель не знает, куда ехать, то экскурсовод может и должен подсказать... А перед отъездом спросить у водителя, залита ли кофеварка, и если нет, то попросить залить... Не трудно :)
Аватар

06.02.2012 19:25
Anonymous
ответить

Полностью согласен с предыдущими комментариями. Должно быть полное взаимопонимание и ПОНИМАНИЕ между экскурсоводом и водителем. Похоже журналист не совсем понимает до конца какую тему, по статье хочет “развить”. Ведь экскурсовод и водитель, можно считать одним целым в экскурсии. Один исправляет те или иные “ошибки” другого (например по времени).
Аватар

07.02.2012 01:44
Валентина
ответить

Мне кажется экскурсоводы и водители в Беларуси все умнички и профессионалы. сужу по турам с компанией "Виаполь", с которой объездила всю страну. основная проблема - это инфраструктура и исторические памятники, многие из которых находятся в плачевном состоянии. вот о чем надо писать. так что статья высосана из пальца. ни о чем.
Аватар

07.02.2012 15:57
Тамара Маевская ,экскурсовод
ответить

Старый,добитый транспотный парк -это даннось.Хороший,новый автобус на экскурсионном маршруе ,особенно,летом - редкость.Так было всегда,согласитесь,коллеги.Невозможный ,бессовестный водитель, тоже большая редкость.Во все времена отечественного туризма все издержки транспорта,недоработки менеджеров турфирмы,гололеды прочие катаклизмы- все несет на своих плечах экскурсоводТак было,так есть и так будет.Вперед профессионалы!
Аватар

07.02.2012 17:25
Anonymous
ответить

-все несет на своих плечах экскурсовод- ой всё ли :), а недоработки экскурсовода кто несёт ;) ....
Аватар

07.02.2012 18:11
Anonymous
ответить

[quote name="Тамара Маевская ,экскурсовод"]Старый,добитый транспотный парк -это даннось.Хороший,новый автобус на экскурсионном маршруе ,особенно,летом - редкость.Так было всегда,согласитесь,коллеги.Невозможный ,бессовестный водитель, тоже большая редкость.Во все времена отечественного туризма все издержки транспорта,недоработки менеджеров турфирмы,гололеды прочие катаклизмы- все несет на своих плечах экскурсоводТак было,так есть и так будет.Вперед профессионалы![/quote] Водитель это вообще не проблема. проблема - транспорт. с этим действительно надо что-то делать.
Аватар

07.02.2012 18:13
Транспортник
ответить

А что же вы будете делдать, если денег нет. а их нет и не будет. раньше как-то зарабатывались.А сейчас одна задача - выживание.
Аватар

07.02.2012 20:55
Наталия
ответить

10 лет связана с организацией автобусных туров по РБ и в Украину.Да, согласна, тяжело работать , когда водитель непрофессионален.Но не соглашусь с утверждением, что " Нужно входить в положение туристов...",Есть Инструкция , регламентирующая вопросы организации перевозки в том числе экскурсионных групп. И все твердо должны помнить. что остановить автобус с 45 туристами где кому "Приспичило" мы просто не имеем права. В гос.автопарках ни один инженер по ТБ не выпустит водителя в рейс без положенных часов отдыха, чем оч-чень грешат частники ( 5 лет работала в частной транспортно-тур. фирме).Господин Мицкевич должен знать, что в гос.автопарках заказные перевозки не дотируются, у нас есть другие сдерживающие факторы в ценообразовании. Хотя и так автобус на экскурсию стоит недешево. В целом, проблема в отношениях турфирмы и перевозчика есть, но в статье как-то она конкретно не сформулирована
Аватар

07.02.2012 21:05
Anonymous
ответить

слушайте, ну невозможно все время писать о разрушенных памятниках. что толку? чиновникам на это наплевать, хотя и тио, и другие журналисты об этом постоянно пишут. а здесь конкретная проблема между экскурсоводами и водителями. я работаю в турфирме, где собственный автобусный парк. у нас все вопросы с хамством решаются сразу, без проблем. но когда раньше работала в другой фирме, то постоянно с этим сталкивалась. стыдно, особенно перед иностранными туристами.
Аватар

07.02.2012 21:10
Anonymous
ответить

Ага, как же, не выпустят водителя, который не отдохнул... А вы знаете, что авария, когда туристы возвращались из Поставов в Минск, случилась именно с автобусом гос. перевозчика? Более того, Минсктрансовского, а не какой-нибудь левой конторы. А случилась она потому, что водитель спешил вернуться в Минск. На этот же день у него был запланирован следующий рейс. Часто водителеи спешат еще и потому, что на эту же машину уже стоит очередь - на следующие маршруты. А сейчас водители действительно увольняются из гос. автопарков. Читал в интернете, что в одном из минских парков сразу 34 человека уволилось. Вот и подумайте, дадут ли оставшимся выспаться или погонят в рейс. А это безопасность наших туристов, между прочим.
Аватар

08.02.2012 01:13
Обученный Турист
ответить

«»Николай ЧИРСКИЙ говорит, что проблема это давняя. «Есть хорошие водители, но хватает и откровенных хамов. Их никто не учит, им не объясняют, как надо вести себя с клиентами. Часто бывают случаи, когда турист просит остановиться, ему нужно выйти. Водитель начинает кричать, что ему здесь неудобно останавливаться, при этом вы же знаете, какие у нас проблемы с санитарными остановками – благоустроенные туалеты можно по пальцам пересчитать. В этой ситуации уже экскурсовод должен как-то надавить на водителя, хотя он сам должен все без лишних разговоров понимать. Нужно входить в положение туристов, мы работаем с людьми, и важно, какие у них останутся впечатления от поездки». Отвечу- водитель не должен делать остановок «по требованию»! И групповод или экскурсовод НЕ ДОЛЖЕН на него давить! Существуют правила, в т. числе регламентирующие санитарные остановки В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕСТАХ! Да, их мало, но лучше стоять спокойно на площадке, чем ловить перебегающих через дорогу и не глядящих на несущийся транспорт туристов. Уверена, что любой отвечающий за свои действия турист поймет и не будет зря «волну гнать». Не идите на поводу у туристов, господа экскурсоводы! А водитель – он не слабонервный, он сильнонервный-когда людей везет в особенности (случаев хамства со стороны работников туризма не встречала, и надеюсь, не встречу)
Аватар

08.02.2012 01:20
Anonymous
ответить

Грош цена Вам как экскурсоводу, если Вы решаете возникшую проблему методом распространения конфликта на обозрение туристам (из вашего сообщения - то постоянно с этим сталкивалась. стыдно, особенно перед иностранными туристами.- ). Вы хоть понимаете, что делали. Вы портили туристам впечатление о поездке, между прочим за это они деньги платили не говоря уже об имидже фирмы на которой Вы работали ... На работе надо поунять своё Я ...
Аватар

08.02.2012 02:17
Anonymous
ответить

а еще лучше купить владельцу буса навигацию - это уже норма во всей европе. проблема решается за 150-200 баксов

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах