https://www.traditionrolex.com/8
<p>Успешная экскурсия во многом зависит не только от турфирмы и гида, но и от транспорта – особенно, если это автобусный тур и «на колесах» приходится проводить достаточно долгое время. Транспортные расходы иногда занимают 70% от всей стоимости тура. Поэтому совершенно справедливыми являются требования как экскурсоводов, так и туристов по поводу качества транспортных услуг. TIO.by решил разобраться, какие претензии есть у гидов, и что на это могут ответить транспортники</p>

Успешная экскурсия во многом зависит не только от турфирмы и гида, но и от транспорта – особенно если это автобусный тур и «на колесах» приходится проводить достаточно долгое время. Транспортные расходы иногда занимают 70% от всей стоимости тура. Поэтому совершенно справедливыми являются требования как экскурсоводов, так и туристов по поводу качества транспортных услуг. TIO.by решил разобраться, какие претензии есть у гидов, и что на это могут ответить транспортники.

Когда один из экскурсоводов рассказал, что водители зачастую не знают, как правильно проехать в Мир или Несвиж, я сначала даже не поверила в это. Ведь маршрут Минск–Несвиж–Мир – один из самых популярных среди туристов, да и дороги с указателями в Беларуси сделаны качественно. Но претензии подтвердила подруга, когда рассказала о своем путешествии в Вильнюс. «На протяжении всей дороги чувствовалось, насколько водитель неуверенно едет, боясь проехать нужный поворот. Поскольку в автобусе было много туристов, которые не первый раз едут в Вильнюс, уже на выезде из Минска мы начали спрашивать: куда нас везут? Почему мы едем не по гродненской трассе? Водитель не хотел ничего слушать и повез нас через Молодечно и Сморгонь. Круг мы сделали немалый. В самом Вильнюсе мы также постоянно проезжали мимо нужных объектов, а разворачиваться и возвращаться в городе, где достаточно узкие улицы, сложно. На обратном пути ко всему прочему мы около часа ждали, пока таможенники разберутся с грузом водителя: он купил слишком много товаров, нужно было платить пошлину. Но самое нелепое, что в Минск мы возвращались по той же самой дороге через Молодечно. Мы пытались показать водителю карту, уговаривали его ехать через Воложин, как все нормальные люди. Но он сказал, что лучше все знает. В результате в Минск мы приехали значительно позже запланированного времени, и путешествие было испорчено».

Экскурсовод Людмила КОСТЮКОВИЧ считает, что в транспортных компаниях – серьезные проблемы с кадрами: «Водителей берут на работу, но видимо, не объясняют им, как следует вести себя с туристами и экскурсоводами. У меня лично были случаи, когда водители встревали в разговор с туристами, мол, все не так, как я говорю. Либо комментируют рассказ своими ироническими высказываниями. Или еще один пример.  Я объявляю на весь автобус, что через час будет остановка и перерыв на чай и кофе. В это время водитель автобуса начинает кричать, что никакого чая не будет, его об это никто не предупреждал. А предупредить об этом нужно чуть ли не за три дня до выезда. Притом, что и чайники, и кофеварки стоят в большинстве автобусов. Отдельный вопрос – внешний вид водителя. Некоторые белорусские транспортные компании требуют, чтобы их сотрудники выглядели опрятно. Но, как говорится, наши люди найдут лазейку в "дресс-коде" – водитель надевает белую рубашку, но при этом на ногах у него сланцы, надетые на носок».

Глава Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай ЧИРСКИЙ говорит, что проблема это давняя. «Есть хорошие водители, но хватает и откровенных хамов. Их никто не учит, им не объясняют, как надо вести себя с клиентами. Часто бывают случаи, когда турист просит остановиться, ему нужно выйти. Водитель начинает кричать, что ему здесь неудобно останавливаться, при этом вы же знаете, какие у нас проблемы с санитарными остановками – благоустроенные туалеты можно по пальцам пересчитать. В этой ситуации уже экскурсовод должен как-то надавить на водителя, хотя он сам должен все без лишних разговоров понимать. Нужно входить в положение туристов, мы работаем с людьми, и важно, какие у них останутся впечатления от поездки».

Экскурсовод компании «Виаполь» Анатолий ВАРАВВА в свою очередь говорит, что у него за все время работы возникало всего несколько конфликтных ситуаций с водителями. «Нужно уметь найти компромисс и договориться. Если я буду видеть, что водитель позволяет себе лишнее, я отведу его в сторонку, объясню, в чем он не прав. И если он свое поведение не поменяет, мы просто не будем дальше работать с ним. Выбор и водителей, и машин существует». При этом Анатолий Георгиевич считает, что куда острее стоит вопрос качества автобусов. «У наших компаний действительно старый автобусный парк. Дорогая растаможка, поэтому новые автобусы – большая редкость. Обычно это машины, которые немало поездили по Европе, а в Беларуси из них выжимают последние соки», – отметил собеседник.

Недавняя авария, когда туристы возвращались из Постав в Минск, показала, что есть проблемы с организацией рабочего времени водителей. Очень часто между двумя рейсами – минимальная пауза, так что водитель не успевает не только отдохнуть, но и добраться вовремя до начального пункта. Людмила Костюкович вспоминает: «Однажды мы возвращались из Витебска в Минск. Водитель мне сказал, что ему нужно доехать за три часа. Поскольку я не первый раз везу группу, знаю, что со всеми остановками и соблюдением правил за это время мы просто не успеем. На что он мне ответил: меня это, дескать, не интересует, у меня через пять часов новый рейс на Киев. И вот в этот момент мне стало страшно и за наших пассажиров, и за тех, кого он повезет еще в Украину».

Финансовый кризис в Беларуси повлиял не только на миграцию строителей. Водители также активно ищут, где можно подработать за границей. А значит, что ситуация в скором времени может еще усугубиться – будет не хватать высококвалифицированных работников.

Директор транспортной компании «Вираж-М» Виталий МИЦКЕВИЧ говорит, что заработки у водителей в Европе в три раза выше (минимум 1 тысяча евро), а в России – в два раза выше, чем в Беларуси. Правда, работать на туристических маршрутах в Европе доверяют только очень опытным водителям, которые проходят обязательное психологическое собеседование – проверяют, могут ли они работать с людьми. «У нас единственная страна в мире, где аренда автобуса стоит дешевле, чем фуры. А ведь это – нонсенс: автобусы стоят дороже, ходят по жесткому графику, высокая ответственность за пассажиров, при поломках более дорогостоящий ремонт, работать нужно слаженно и оперативно – опоздаешь на пять минут, туристы уже будут жаловаться, – говорит собеседник. – А все потому, что у нас социально ориентированное государство: на 70% государственные автопарки дотируются из бюджета, поэтому они выставляют заниженные цены, а мы, частники, не можем поставить цену выше – тогда наши услуги просто не будут пользовать спросом».

Что касается профессионализма самих водителей, то Виталий Мицкевич советует работать с проверенными компаниями. «Например, у нас прописано в трудовом договоре, как водитель должен вести себя с туристами и руководителем группы. Прописаны штрафные санкции – от замечания до увольнения. Поэтому наши работники четко знают: буду хорошо работать - будут зарабатывать, иначе мы с ними просто распопрощаемся. В любом случае очень много зависит от человеческого фактора. Если вам не повезло с одним водителем, это не значит, что все работники компании – хамы».

https://www.traditionrolex.com/8