<p>Куда сегодня можно улететь из аэропорта «Минск-1» и какие перспективы у бывшей главной воздушной гавани столицы</p>

Как сообщает «Минский курьер»:

Взлет

Аэропорт «Минск-1» был построен еще в 1933 году. 7 ноября в Москву вылетел первый самолет К-5. Для минчан это было событие! Толпы людей у подступов ко взлетно-посадочной полосе провожали восторженными взглядами и возгласами воздушное судно, уходящее в небо.

Через два года были открыты первые регулярные рейсы между Минском и семнадцатью райцентрами Белоруссии. А в 1936-м появился и почтово-пассажирский маршрут Минск—Москва.
Разросся аэропорт уже после войны. Сначала в конце 1950-х появилось здание аэро­вокзала. Теперь это архитектурная достопримечательность Минска. Затем построили гостиницу «Полет», где отдыхали приезжие и летчики. Позже рядом с главным зданием аэровокзала выросла двух­этажная «стекляшка» — еще один корпус для пассажиров.

— Я устроился сюда на работу в 1976 году. В то время отсюда еже­дневно осуществлялось до 230 вылетов, — вспоминает начальник службы организации перевозок Николай Винтесенко.

Снижение

После того как под Минском начал работать новый современный аэропорт, «Минск-1» лишь по номеру был первым, а на деле быстро утрачивал статус главной воздушной гавани страны.
Сократился поток пассажиров, и стал не нужен просторный корпус. Его отдали под торговый центр. Но коммерция здесь не заладилась, и сейчас здание вновь пус­тует. По словам руководителя, еще одна частная фирма пытается создать на площадях крупную торговую точку. Закрылась на реконструкцию и гостиница. Теперь здесь будет общежитие для работников ОАО «МАПИД».

В 2007 году было принято окончательное решение о закрытии «Минска-1». На его территории построят крупный жилой и административный центр «Минск-Сити». Но пока планируется, что аэропорт будет работать минимум до 2014 года в качестве резервного, ведь на Чемпионат мира по хоккею ожидается много гостей.

Бизнес-класс

Сменив статус и став филиалом Национального аэропорта, «Минск-1» по-прежнему занимает площадь в 300 гектаров и обладает всей необходимой инфраструктурой международной воздушной гавани: граница, таможня, подраз­деление милиции, медицинский пункт, агентства по продаже авиа­билетов. В смену здесь трудится около 100 человек.

А вот рейсов — с 1980-ми годами не сравнить: регулярный всего один плюс около 40 чартерных в месяц. В минувшем январе из Москвы прибыли 614 пассажиров, улетел в Белокаменную 561. Вот и вся загрузка.

Чтобы не быть обузой главному аэропорту страны, в аренду под офис и производство сдают помещения, в мини-кафе организовывают различные торжества, а на площадке аэропорта проводят культурно-массовые мероприятия, автомобильные соревнования, которые собирают тысячи зрителей.

Но как транспортный узел свое последнее слово некогда главный аэропорт страны еще не сказал. Проект «Минск-Сити» глобальный, и для его воплощения времени потребуется немало. А пока «Минск-1» позиционируется в качестве центра деловой авиации, обслуживая как официальные делегации, так и частных лиц.

— При этом некоторые наши гости настолько заняты, что порой проводят встречи, не выходя из здания, и улетают обратно, — продолжает Николай Алексеевич. — Для этого предусмотрено два VIP-зала.

Смена курса

Многие бизнесмены были бы не против ставить на стоянку в «Минск-1» свои самолеты и даже вложить в его развитие деньги. Объяснение простое: в московских аэропортах стояночных мест для воздушных судов бизнес-класса не хватает, и многие деловые люди вынужденно паркуют свои крылатые машины в Вильнюсе. А это все равно, что минчанину иметь гараж в Шабанах, а жить, допустим, в Зеленом Луге. Но бизнесмены попросту не хотят рисковать, не зная точных сроков закрытия площадки.

К слову, строительство центра деловой авиации планируется в Витебске. Другой вопрос — будет ли он востребован так же, как старейший минский аэропорт.

На долгую память

В «Минск-1» недавно открыли мини-музей. В небольшой комнате энтузиасты собрали фотографии прошлых лет и некоторые экспонаты. Cупруга покойного работника аэропорта Сергея Балашенко передала огромную коллекцию значков в виде самолетов различных моделей, которую муж собирал долгие годы, кто-то принес штурманский портфель, шлемофон…

— В перспективе, после того как «Минск-1» прекратит свое существование, в этом здании разместится большой музей гражданской авиации, — говорит Николай Винтесенко.