<p>8 февраля 2012 года генеральный директор Национальной авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров пригласил журналистов и партнеров в гостиницу «Европа», чтобы за чашкой чая рассказать об итогах прошлого года и поделиться планами на будущее</p>

8 февраля 2012 года генеральный директор национальной авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров пригласил журналистов и партнеров в гостиницу «Европа», чтобы за чашкой чая рассказать об итогах прошлого года и поделиться планами на будущее.

По признанию Анатолия Гусарова, несмотря на то, что для «Белавиа» 2011 год был непростым, он оказался самым успешным в 16-летней истории национального перевозчика. Одним из главных результатов стало достижение заманчивой цифры в миллион перевезенных пассажиров. «Преодоление планки в один миллион для любой авиакомпании означает новый имидж, переход в другую весовую категорию и подразумевает более высокий уровень работы», – отметил генеральный директор «Белавиа». Всего в 2011 году авиакомпания обслужила 1 миллион 36 тысяч пассажиров, что на 7% больше, чем годом ранее, когда пассажиропоток немного не дотянул до заветного миллиона и составил 968 тысяч клиентов.

Увеличение количества пассажиров в 2011 году главным образом связано с расширением маршрутной сети «Белавиа». В прошлом году авиакомпания открыла рейсы из Минска в Хельсинки, Симферополь и Караганду, а также из Бреста, Гомеля и Гродно – в Калининград. Кроме того, на 19 воздушных линиях была увеличена частота полетов, а рейсы из Минска в Ганновер и Астану были переведена на круглогодичную основу. В целом в прошлом году самолеты «Белавиа» выполняли рейсы в 37 аэропортов 23 стран мира.

В 2012 году в сети маршрутов белорусской авиакомпании появится еще один пункт назначения: в июне планируется отрыть регулярное воздушное сообщение между Минском и Новосибирском. Это единственный новый пункт, который дополнит карту полетов «Белавиа» в нынешнем году. Основная задача, которую ставит перед собой национальный перевозчик, – увеличение частоты полетов по уже существующим маршрутам. Что касается рейса Минск–Пекин, который белорусские чиновники и китайские дипломаты обещают «в ближайшее время», то в планах «Белавиа» пока такого рейса нет. По информации Анатолия Гусарова, в данный момент возможность открытия авиасообщения между столицами Беларуси и Китая рассматривает один из крупных азиатских перевозчиков. Среди нескольких причин, затрудняющих открытие прямого рейса из Минска в Пекин силами «Белавиа», главной является отсутствие в парке воздушных судов необходимого типа самолетов, и вопрос о приобретении подходящих бортов будет рассматриваться не ранее 2014 года.

По словам генерального директора «Белавиа», в следующем году компания планирует приобрести самолеты Embraer-195, которые позволяют с низкими затратами перевозить до 118 пассажиров. Первые самолеты бразильского производства – Embraer-175 – поступят в распоряжение «Белавиа» уже осенью этого года. Подписание договора о приобретение в оперативный лизинг сроком на 10 лет двух самолетов стало самым ярких событием в 2011 году: впервые за все время существования «Белавиа» получит самолеты прямо со стапелей авиастроительного завода. «Сегодня Embraer – законодатель моды в пассажирской авиации, и в Европе самолеты бразильского производства пользуются большой популярностью», – подчеркнул Анатолий Гусаров, добавив, что в перспективе «Белавиа» рассматривает приобретение самолетов вместимостью от 70 до 110 кресел.

Обновить парк воздушных судов, который состоит из 17 самолетов, включая десять самолетов Boeing, четыре CRJ-100/200 и три Ту-154М, национальному перевозчику необходимо успеть до 1 июля 2014 года. Пока именно до этой даты Беларуси и Казахстану удалось отодвинуть применение в рамках Таможенного союза ввозных таможенных пошлин, которые действуют в России. Между тем два года для обновления флота явно недостаточно, поэтому белорусская и казахские авиакомпании настаивают на продлении срока беспошлинного ввоза самолетов до 2019 года.

В России авиакомпании имеют право ввозить без пошлин только такие типы самолетов, которые не выпускают российские производители. В то же время компания «Гражданские самолеты Сухого» приступила к производству нового семейства самолетов Sukhoi Superjet 100, которые рассчитаны на 75 и 95 пассажиров и являются прямыми конкурентами самолетов Embraer и CRJ в соответствующих категориях. Однако в «Белавиа» скептически настроены по отношению к новинкам российского самолетостроения. «Если мы примерим самолет Sukhoi Superjet 100 на маршрутную сеть «Белавиа», то увидим, что его технические характеристики не удовлетворяют нашим запросам. Он просто не долетит до большинства наших пунктов», – объяснил заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец и добавил, что другой пассажирский самолет российского производства, который в своем классе мог бы составить конкуренцию иностранным самолетам, ожидается не раньше 2017 года. По замыслу разработчиков, самолет Иркут МС-21, о котором идет речь, должен прийти на смену самолетам Ту-154 и Ту-204, и в данный момент у него нет аналогов. Правда, пока МС-21 остается лучшим в мире самолетом только на бумаге. Также Игорь Чергинец отметил, что белорусская авиакомпания «Белавиа» не готова испытывать новинки российского самолетостроения на своих пассажирах.

Тем временем белорусский перевозчик готов испытать новую для себя и довольно рискованную роль «гибридной» авиакомпании, которая сочетает классическую тарифную политику и low-cost. «По сути, мы уже начали внедрять элементы low-cost. К примеру, сегодня на московском направлении минимальный тариф составляет 43 евро в одну сторону. Это достаточно низкая стоимость даже по сравнению с железнодорожными тарифами, – отметил Анатолий Гусаров. – Пока мы работаем в ручном режиме изменения тарифов, что связано с особенностями конфигурации системы бронирования, но к середине лета рассчитываем полностью автоматизировать этот процесс. Изначально пассажирские авиаперевозки – дорогое удовольствие, но в первую очередь пассажир платит за безопасность. Применение гибридной модели позволит нам сблизить безопасность и низкие тарифы».

Также к середине летнего сезона 2012 года авиакомпания «Белавиа» планирует внедрить систему самостоятельной регистрации пассажиров на рейсы – on-line и с помощью мобильного телефона. «То, что «Белавиа» все больше использует возможности интернета, это огромный плюс для авиакомпании, – отметил генеральный директор компании «Мерлинтур» Константин Коледа, получая диплом в числе лучших агентов «Белавиа». – Здорово, что новости компании в Twitter можно узнать раньше, чем в официальной прессе».

Еще одним достижением авиакомпании стало развитие программы поощрения часто летающих пассажиров «Белавиа Лидер». В 2011 году количество участников, зарегистрированных в программе, превысило 10 000 клиентов из 76 стран мира. Сегодня в рамках программы действует шесть партнерских соглашений: три из них подписано с гостиницами, два – с компаниями по прокату автомобилей и одно – с банком. К слову, за первый месяц действия соглашения с «БПС-Сбербанком» было выпущено 46 кобрендинговых карт. По мнению Екатерины Радишевской, руководителя программы «Белавиа Лидер», с учетом того, что совместный проект был представлен накануне новогодних и рождественских праздников, достигнутый результат вполне приемлем.