<p>Пер­вый  па­мят­ник Ле­нину был ус­та­нов­лен еще при жиз­ни вож­дя   про­лета­ри­ата — в 1922 го­ду в го­родс­ком по­сел­ке Крас­но­полье   (Мо­гилевс­кая об­ласть)</p>

Как сообщает журнал «Большой»:

1. 21 ян­ва­ря ис­полни­лось 88 лет, как из это­го ми­ра ушел Вла­димир Ильич Ле­нин. Пос­ле смер­ти его за­кон­серви­рова­ли в Мос­ковс­ком мав­зо­лее и уве­кове­чили в кам­не и брон­зе. Боль­ше все­го в этом пре­ус­пе­ли бе­лору­сы. Пер­вый па­мят­ник Ле­нину был ус­та­нов­лен еще при жиз­ни вож­дя про­лета­ри­ата — в 1922 го­ду в го­родс­ком по­сел­ке Крас­но­полье (Мо­гилевс­кая об­ласть). А пос­ле раз­ва­ла Со­юза Ильич во­шел в XXI век, и се­год­ня его мож­но встре­тить как воз­ле минс­ко­го аэро­пор­та, так и на тер­ри­тории боль­ни­цы № 3. 
 
2. Ис­то­рия по­яв­ле­ния са­мого глав­но­го па­мят­ни­ка Ле­нину в Минс­ке свя­зана с ис­то­ри­ей До­ма пра­витель­ства. Стро­итель­ство его на­чалось в на­чале 1930-х. Для та­кого гло­баль­но­го про­ек­та был не­об­хо­дим гло­баль­ный Ле­нин. Кон­курс на соз­да­ние па­мят­ни­ка вы­иг­рал про­ект ар­хи­тек­то­ра Ланг­бар­да и скуль­пто­ра Ма­низе­ра. В ре­зуль­та­те в 1933 го­ду на пло­щади по­явил­ся 11-мет­ро­вый брон­зо­вый Ле­нин (вмес­те с пос­та­мен­том). В сво­ей ком­по­зиции ав­то­ры за­печат­ле­ли ис­то­ричес­кий факт — выс­тупле­ние Ле­нина 5 мая 1920 го­да пе­ред крас­но­ар­мей­ца­ми, ког­да он на­путс­тво­вал их пе­ред отп­рав­кой на вой­ну с Поль­шей. 
*
lifeshot_20
Пло­щадь Ле­нина, се­реди­на 1960-х
 
3. Па­мят­ник Ле­нину на од­но­имен­ной пло­щади мог быть сов­сем дру­гим, ес­ли бы в кон­курсе по­бедил про­ект Ар­ту­ра Гру­бе. Ар­хи­тек­тор предс­та­вил много­фи­гур­ную ком­по­зицию, на ко­торой Ле­нин сто­ял в ок­ру­жении тру­дящих­ся, жертв ка­пита­лиз­ма и бор­цов ре­волю­ции. Впро­чем, «ле­нинс­кие» ар­хи­тек­то­ры всег­да от­ли­чались фан­та­зи­ей. Так, в 1924-м в цент­ре Ви­тебс­ка пла­ниро­вали возд­виг­нуть скуль­пту­ру, ко­торая предс­тав­ля­ла со­бой гра­нит­ный квад­рат, вы­ше — круг и звез­да, вы­ше — пи­рами­да, еще вы­ше — «зем­ной шар в пла­мени ог­ня». Над всей этой слож­ной ком­по­зици­ей воз­вы­шал­ся Ле­нин в по­зе ора­тора. 
 
4. Ны­неш­няя пло­щадь Не­зави­симос­ти не име­ет ни­чего об­ще­го с тем, что на­ходи­лось на ее мес­те до 1930-х. Это бы­ло ха­отич­но заст­ро­ен­ное до­рево­люци­он­ны­ми зда­ни­ями на­чало ули­цы Со­ветс­кой. По за­дум­ке Ланг­бар­да, на пло­щади долж­ны бы­ли про­ходить во­ен­ные па­рады. По­это­му от «пе­режит­ков» ста­ли пос­те­пен­но из­бавлять­ся. Стро­итель­ство за­тяну­лось на де­сяти­летия. Дол­гое вре­мя пря­мо к До­му пра­витель­ства хо­дили ав­то­бусы. По­том пе­ред ним раз­би­ли пар­ковку. Свой окон­ча­тель­ный вид пло­щадь об­ре­ла лишь в 2006 го­ду, ког­да с нее уб­ра­ли кру­говое дви­жение, а под зем­лей пост­ро­или тор­го­вый центр «Сто­лица».
 
5. Од­ной из «по­мех» для заст­рой­ки пло­щади Ле­нина был быв­ший до­ход­ный дом Кост­ро­виц­кой, пост­ро­ен­ный в на­чале XX ве­ка. На пер­вом эта­же до кон­ца сво­их дней здесь на­ходил­ся по­пуляр­ный юве­лир­ный ма­газин (на вы­вес­ке на фо­тог­ра­фии на­писа­но «Ювелірныя вы­рабы»). Дом Кост­ро­виц­кой сто­ял ак­ку­рат нап­ро­тив па­мят­ни­ка Ле­нину и, по-ви­димо­му, ме­шал смот­реть Ильичу в свет­лое со­ци­алис­ти­чес­кое бу­дущее. Это зда­ние снес­ли в 1960-х. Не­пода­леку от не­го се­год­ня рас­по­ложен пе­даго­гичес­кий уни­вер­си­тет. 
 
6. Ле­нин се­год­ня, ко­неч­но, не та­кой, как рань­ше. В 1941 го­ду, ког­да нем­цы вош­ли в Минск, па­мят­ник унич­то­жили — рас­пи­лили на час­ти и вы­вез­ли в Гер­ма­нию для пе­реп­лавки.
*
0_4958b_eea4e73b_XL
Это фото сделано после занятия Минска немцами – памятник Ленину еще цел
*
Ког­да Минск освободили, со­ветс­кие влас­ти бро­сились восс­та­нав­ли­вать сво­его идо­ла. Но­вого «ста­рого» Ле­нина от­ли­ли на ле­нинг­рад­ском за­воде «Мо­нумент-скуль­пту­ра» и возд­виг­ли к Пер­во­маю 1945 го­да. С то­го вре­мени в ми­ре мно­гое из­ме­нилось. Со­юз рас­пался, по­яви­лись но­вые рес­публи­ки, и толь­ко Ле­нин ос­та­ет­ся преж­ним. Его спо­кой­ствие пе­ред До­мом пра­витель­ства тща­тель­но ох­ра­ня­ют. Что­бы, не дай Бог, Вла­дими­ра Ильича не заб­ро­сали яй­ца­ми, как это бы­ло в 2011 го­ду. Ведь, как пи­сал Ма­яковс­кий, Ле­нин и пос­ле смер­ти «жи­вее всех жи­вых». Авось, прос­нется. 
Вячеслав Корсак