https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В  прошлых выпусках серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых»  в 1994, 1995 и 1996 гг. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1997 года.</p>

Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В прошлых выпусках серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых» в 1994, 1995 и 1996 гг. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1997 года.

В первом номере года «ТиО» публикует две анкеты: одну для туристов, другую – для сотрудников и руководителей турфирм. Цель анкетирования – выяснить, каким был туризм в Беларуси в 1996 году и каким ему быть в 1997 году. «Ответы на эти вопросы, без всякого сомнения, интересуют сегодня и представителей государственных структур и работников турфирм, и рядовых туристов. Ибо, как показывает опыт других стран, туризм может быть не только великолепнейшим вариантом отдыха и оздоровления людей, но и солидно пополнять государственную казну. Однако, к сожалению, сегодня никакие серьезные исследования в этой области в нашей стране не проводятся», – констатирует газета в обращении к читателям. «Туризм и отдых» предпринимает попытку выявить общие тенденции в развитии белорусского туризма.

В № 5 «ТиО» предлагает читателям ответить на вопросы еще одной анкеты – на сей раз с целью выяснения, какие белорусские турфирмы наиболее популярны.

1 апреля 1997 года стартует новый проект «Туризма и отдыха» – приложение «Отдых и развлечения». Авторы нового издания обещают, что на его страницах читатель ничего не прочитает о политической жизни страны, посевной кампании, экономических реформах… «Отдых и развлечения» – газета для тех, кто «мечтает объездить весь мир и обожает походы по театрам, концертным залам, ресторанам и клубам, кто разбирается в книгах, музыке и кино, кто ценит общение с известными и умными людьми».

237Q9478 

В заметке «В Стокгольме на воздушном шаре можете летать спокойно…», опубликованной в № 12 за 1997 год, газета рассказывает о Днях Скандинавии, которые проводились в Беларуси с 5 по 8 апреля 1997 года Национальным туристическим концерном «Белинтурист» вместе с региональным представительством «Минскавиа» в Стокгольме. Белорусам предложили открыть новое направление и побольше узнать о северных соседях.

«В 1998 году на MITTе у Беларуси будет свой национальный стенд! Но кто на нем будет работать?»

237Q9481 

«Итак, начнем с аксиомы: если Республика Беларусь хочет привлечь к себе иностранных туристов, она ДОЛЖНА БЫТЬ представлена на крупнейших международных туристских выставках, представлена не отдельными фирмами, а национальными стендами. К этому времени ДОЛЖНА БЫТЬ издана красочная рекламная продукция, которая давала бы представление об иторических местах Беларуси, уникальных природных заповедниках, и, главное, о нашем удивительном народе... В то время как крупнейшие государства тратят на рекламу своего национального турпродукта сотни миллионов долларов, Беларусь не выделила на эти цели ни копейки», – пишет в далеком 1997-м главный редактор «ТиО» Сергей Плыткевич. Прошло 15 лет, а тема не утратила актуальности. Рассказывая корреспонденту TIO.BY о посещении выставки MITT в 2011 году, заместитель директора туристической компании «Туссон Вояж» Руслан Сегенюк отметил: «Семь белорусских турфирм выставлялось на MITT единым стендом. Собственными силами мы неплохо оформили стенд, однако хотелось бы отметить, что практически у всех экспонентов – в частности, соседствовавших с нами Абхазии и Калужской области – в создании стенда участвовало государство. Наши же туристические власти почему-то не уделяют должного внимания выставкам». А воз и ныне там?

5 апреля выходит спецвыпуск «Туризма и отдыха», посвященный 45-летию туристической компании «Беларустурист». Генеральный директор РТЭПО «Беларустурист» Федор Соляник называет в интервью газете компанию «основой туризма в Беларуси».

Соляник  

В то время «Беларустурист» владел девятью гостиничными комплексами, бюро путешествий во всех областных городах Беларуси, девятью туристскими базами в красивейших местах Беларуси, тридцатью четырьмя бюро путешествий и экскурсий по всей стране. На той же полосе – материал о компьютерной сети «Интернет» (именно так – с большой буквы и в кавычках – писали о нем в конце 90-х) и возможностях, которые мировая сеть открывает перед турбизнесом. Автор материала – руководитель информационной службы РТЭПО «Беларустурист» Геннадий Левшин.

В № 13 «Туризм и отдых» обращается к теме авиаперевозок. Конец апреля, и график чартерных рейсов Национальной авиакомпании «Белавиа» на летний сезон 1997 года уже утвержден. Интервью с заместителем коммерческого директора «Белавиа» Александром Сушко соседствует на полосе с материалом, в котором подробно объясняется разница между чартерными и регулярными рейсами. Белорусский турист образца 1997 года еще нуждался в таком ликбезе.

«Туризм будет жить!» – так называется материал в первом майском номере года, посвященный «круглому столу», в котором приняли участие заместитель министра спорта и туризма РБ Михаил Шаршавицкий, начальник управления туризма Министерства спорта и туризма Владимир Хомич, генеральный директор НТК «Белинтурист» Ярослав Нехай, вице-президент РТЭПО «Беларустурист» Александр Заккис и журналисты. Собеседники имели возможность обсудить все проблемы, стоящие перед белорусской туристической отраслью. Среди главных проблем, мешавших белорусскому туризму развиваться, были названы следующие: невозможность купить валюту и рассчитаться с иностранными партнерами, отсутствие в стране инфраструктуры туризма, очень большая стоимость въездных виз, практически полное отсутствие статистической информации о туризме. Гм… Я действительно листаю подшивку 1997 года? Кажется, белорусский туризм по-прежнему наступает на те же грабли или живет в цепких объятиях Дня сурка…

В № 17 «Туризма и отдыха» опубликовано интервью с руководителем туристической компании «Санни Трэвел» и уже бывшим президентом Белорусской ассоциации туризма (БАТ) Александром Ванюковым. Директор «Санни Трэвел» оставил руководящую должность в БАТ ради того, чтобы плотнее заняться делами своей фирмы. «В ближайшей перспективе – подключение к электронной почте и сети Internet», – рассказывает он в интервью корреспонденту «ТиО».

237Q9484 

В июле газета публикует материал «Наводнение в Польше и Чехии не станет помехой отдыху белорусов». Позже наводнение 1997 года назовут «наводнением тысячелетия». Оно нанесло ущерб трем европейским странам – Польше, Чехии и Германии – на сумму свыше 4,5 млрд евро и унесло жизни 110 человек.

237Q9486 

В августовском номере «Туризма и отдыха» опубликован материал «В начале дела очень  важно придать ему достойный блеск». Такими строками Байрона историк Адам Мальдис охарактеризовал представление проекта, разработанного Национальным туристическим концерном «Белинтурист». Проект носил название «Залатое кола Беларусі» и, увы, не реализован до сих пор, о чем можно узнать из первых рук – от автора идеи Евгения Парфияновича, который рассказывал о нынешнем состоянии «Залатога кола» на портале TIO.BY в прошлом году. Снова День сурка?

«Мы с тобой поедем в горы!» – эта статья в ноябрьском номере «ТиО» напоминает о приближении зимы, а вместе с ней – горнолыжного сезона. Один из лидеров на белорусском рынке по организации горнолыжных туров, компания «Белфер», рассказывает о возможностях горнолыжного отдыха на курортах Словакии и Чехии. Поскольку белорусский туризм переживал в то время в доинтернетовский период своего развития, прямо в на полосе опубликован прайс-лист автобусных горнолыжных туров в Словакию и Чехию на зиму 1997-98 гг.    

И вот – долгожданные цифры и конкретика! В № 41 «Туризм и отдых» подводит итоги летнего сезона, анализируя анкеты, опубликованные в самом начале года. Кстати, эти же анкеты были опубликованы, кроме «ТиО», еще в трех республиканских изданиях: газете «Экспресс-реклама», «Рекламном приложении к «Вечернему Минску», а также в журнале «Бизнес-инфо».

237Q9488 

Итак, самыми популярными направлениями летнего отдыха в 1997 году стали Болгария, Чехия и Беларусь. Украина заняла четвертое место в рейтинге. Такова суровая реальность. А вот рейтинг стран, где белорусы хотели бы отдохнуть, если бы… Первое место занимает Испания, второе – Италия, третье – Франция, а четвертое – Греция. Мечтать не вредно! А самыми популярными туристическими компаниями, согласно опросу, стали «АлатанТур», «Сакуб Холидей», «Санни Трэвел» и «Голубая птица». Кстати, в материале отмечается, что «абсолютное большинство читателей, заполнивших анкеты, оказались… читательницами – 65,9%». А 5 декабря в рамках республиканской туристской биржи «Турбизнес-97» состоялся розыгрыш призов и путевок среди участников опроса. Кстати, впервые за время существования «Турбизнеса» выставку высоко оценили и отечественные, и зарубежные участники. В конце концов для всех участников белорусского турбизнеса стало ясно, что эта выставка – «как рубикон. Прошла биржа – можно подвести итоги сезона, окончательные взаиморасчеты с партнерами и… пора уже думать о новых маршрутах, новых планах и идеях».

Так закончился еще один год белорусского турбизнеса, отраженный в зеркале «ТиО». Оставайтесь с нами!    

https://www.traditionrolex.com/8