11 семей из разных уголков Беларуси и России создали экопоселение в деревне Гора Витебского района

22.04.2014 - Новости

11 семей из разных уголков Беларуси и России создали экопоселение в деревне Гора Витебского района

Почему некоторые горожане меняют городскую прописку на сельскую? При этом молодые, образованные люди стремятся вовсе не в агрогородки с развитой социальной инфраструктурой, а создают свой вариант хуторских поселений, где занимаются земледелием и развивают агроэкотуризм, рассказывают «Витьбичи».

По последним данным в разных регионах Беларуси создано или находится в стадии строительства 48 экопоселений, в которых проживает 187 семей. Одно из них – в Витебском районе. Некогда забытая, почти вымершая деревушка Гора в северной части Витебского района, расположенная  на живописной возвышенности в окружении густых лесов, недавно получила второе рождение.

Интерес к этим местам журналистов, а также и туристов из ближнего и дальнего зарубежья подогревают обосновавшиеся здесь молодые семьи из разных уголков Беларуси и России. Они выбрали эту землю для создания экопоселения «Звон-Гора».  Теперь они называют себя горцами и живут по своим законам, согласно уставу. Кто они? Добровольные отшельники, утомленные цивилизацией,  или романтики-идеалисты, мечтающие воплотить в жизнь идею человеческого рая в гармонии с природой? Чтобы разобраться в этом, корреспондент «Витьбичей» в феврале напросился в гости к современным  робинзонам.

Артишоки с «северной пропиской»

– Можете приехать, мы не держим в секрете свой образ жизни и открыты для общения, – вежливо отозвался на мое предложение по телефону Владислав, хозяин одного из родовых поместий (так называют свои усадьбы горцы). –  Только приезжайте до половины третьего. Потом у детей – дневной отдых.

Гора встретила нас сонным безмолвием. Лишь припорошенные снегом автомобили рядом с некоторыми домами свидетельствовали о том, что здесь живут люди. Родовое поместье Владислава расположилось в конце улицы. Молодой, крепкий мужчина в  домотканой льняной одежде с вышитым орнаментом и валенках идеально вписывался в картину сельского пейзажа. Доброжелательно поприветствовав гостей,  предложил ознакомительную экскурсию по своим владениям. Вместе с Владом  нас встречали и его маленькие дочери, Лада и Добряна (экопоселенцы дают детям старинные славянские имена).

Жители «Звон-Горы» (здесь обосновалось 11 семей, на зиму осталось 6) придерживаются концепции материального самообеспечения  посредством участка земли размером не менее 1 гектара, выделенного семье в вечное безвозмездное пользование. Как считает  Владислав, одного гектара достаточно для семьи, чтобы построить дом, вокруг которого можно создать идеальную экосистему с прудом, садом, огородом, лесными насаждениями.

– Видите запорошенный снегом слой соломы? – спрашивает Влад. – Это наш огород. Соломенный слой защищает землю от негативных воздействий низких или высоких температур, создает благоприятную среду для микроорганизмов. Каждую осень мы делаем это. Когда солома перепревает, рыхлим  почву  максимум  на 5 сантиметров. Это называется органическим земледелием или пермокультурой.  Овощи выращиваем в открытом грунте и в парниках. Почти до Нового года на нашем столе свежие экологически чистые продукты. Навоз и химические удобрения принципиально не используем. Также обратите внимание, что ни в одном из поместий нет изгородей. Участки разграничены живым барьером из лесных культур: кедров, хвойных и лиственных пород деревьев. Зеленая стена оберегает «соломенное хозяйство» от сильных ветров, которых растения боятся гораздо больше, нежели холодов. Выращиваем не только традиционные для северного региона культуры, но и такие, как артишоки или виноград. В перспективе по этой же технологии намерены получить урожай персиков и считаем, что даже в наших климатических условиях, если грамотно подойти к земледелию, вполне реально вырастить два урожая картофеля.

Рай, да не в шалаше

Не меньший интерес вызывают и дома экопоселенцев. Свое родовое гнездо хозяева  строят сами, отдавая приоритет природным материалам: соломе, глине, дереву. Как рассказал Владислав, свое жилище – приземистое, достаточно просторное строение обтекаемой формы без острых и прямых углов – проектировал по системе древнерусских саженей, используя принцип золотого сечения. В качестве прошивки каркаса дома использовался  легкий саман (смесь из соломы, глины и воды, изготовленная по специальной  технологии). Хотя снаружи строение, несмотря на достаточно большой размер, и кажется хрупким, но обладает устойчивостью. Внутри – тепло и уютно, в просторной, почти круглой центральной комнате  есть все необходимое для жизни. Хозяева угощают нас кленовым соком.

– Как видите, мы вовсе не оторваны от цивилизации, – говорит хозяйка семейного очага Алла. –  Есть компьютер, подключен интернет.

Супруга Влада имеет высшее экономическое образование. Она фрилансер, как сейчас модно называть «свободных художников», зарабатывающих себе на хлеб не выходя из дома. Интернет в этом случае необходим.

Во время экскурсии к нам присоединились соседи Влада и Аллы, семейная пара  Алена и Александр. Вместе мы отправляемся  изучать окрестности поселения. Молодые люди с воодушевлением рассказывают, как они познакомились и решили изменить образ жизни. Имея высшее образование,  успели поработать по своим специальностям в городе, при этом многие преуспели.

Например, Александр и сейчас  работает программистом, его супруга Алена – художник и хореограф. Они совсем не похожи на отчаявшихся неудачников, которые убежали в лес, не сумев найти и реализовать себя в городе, как считают некоторые. Женщины не только занимаются хозяйством и воспитанием детей, но и стараются реализовать свой творческий потенциал. Алла и Алена создали свою мастерскую «Берагіня», где шьют самобытную одежду изо льна, создают славянские амулеты и обереги, возрождают народную культуру, принимали участие в фестивале «Таямніцы майстэрства» в «Городе мастеров» на «Славянском базаре в Витебске», а вскоре творчество народных мастериц будет представлено на выставке в Мельбурне (Австралия). Природа и земля, которую они полюбили всей душой,  по словам горцев, их главный  вдохновитель.

– У нас каждый сам определяет для себя род занятий, – рассказывают экопоселенцы. – Важно, чтобы оно было не только в удовольствие, но и приносило доход.

Горцы устраивают мастер-классы по садоводству, строительству, народным ремеслам, развивают экотуризм. Уже принимали гостей из Германии, Швейцарии и других стран.

Главной достопримечательностью поселения является строящийся здесь первый в Беларуси дом – геокупол. Шароподобное строение архитектора Максима напоминает дом будущего, как в иллюстрациях к фантастическим романам. К сожалению, с автором футуристического строения пообщаться не удалось, и мы, с разрешения соседей побывав внутри геокупола, отправляемся в гости еще к одной семье, Екатерине и Владимиру Кухто.

«Не пьем, не курим – значит, странные?..»

Нас приветствует молодая хозяйка родового поместья Екатерина. Глава семьи отсутствует. Он по образованию – биолог, увлекается разведением плодово-ягодных культур. В поместье у Владимира свой питомник. Он – частый герой передачи «Удачный гость» на телеканале «Скиф», где делится с телезрителями приемами садоводства. Сама Екатерина долгое время жила в Минске, работала ведущим инженером на одном из отделений РУП «Белпочта». А сейчас, как поделилась планами  молодая женщина, ее родители тоже подумывают построить в экопоселении по соседству с ними свое родовое поместье, чтобы быть поближе к детям и помогать растить внуков. Как рассказали соседи, Екатерина – отменная хозяйка, сама печет в русской печи  вкуснейший хлеб.

Они придерживаются идеи домашнего образования детей. Старшего сына Алена и Александр обучали два года дома. Потом мальчик пошел в школу, и, по словам родителей, успеваемость ребенка была не хуже, чем у  других детей. Сейчас учится в городской гимназии и живет у бабушки. Горцы уверяют, что их дети усваивают много  знаний и практических умений, постоянно общаясь с живой природой. Бережное отношение к окружающей среде поставлено в основу семейного воспитания. Как рассказывают молодые люди, для них привычное дело – наблюдать рядом с домом самую разную лесную живность: зайцев, куниц, белочек и даже летучих мышей.

Все жители «Звон-Горы» – вегетарианцы, хотя никто никому эту идею не навязывает. А вот «сухой» и «антитабачный» законы в экопоселении – едины  для всех. На сигареты и спиртное наложено строгое табу. Это одно из обязательных условий для новых соседей.

У сельчан из окрестных  деревень полный отказ от вредных привычек вызывает недоверие, – рассказывают горцы. – Не пьют, не курят, значит, мол, что-то не так.

Чтобы создать свое родовое поместье, мало приобрести участок земли, надо еще пройти испытательный срок, не менее трех месяцев.

– Люди не всегда сами знают, чего хотят, – объясняют хозяева дома свои принципы за чашкой ароматного чая из трав, которые собирали в местном лесу. – Мечтают  о райских кущах, а сами понятия не имеют, что на земле надо работать. Были у нас  гости, которые, узнав, что из семечка вырастает тыква, спросили: «А как потом ее, такую большую, вы выкапываете?»

Принятие новых соседей обсуждается на  общем собрании – вече. На нем же решаются и другие общественно значимые вопросы для проживающих в поселении семей. Что касается вероисповедания, то оно не может стать препятствием для желающих присоединиться к ним.

От Мегре до реальности

Усадебный образ жизни экопоселенцев можно воспринимать как один из путей возрождения деревни, если подходить к этому разумно. Ничего плохого нет в том, что люди, подобно горцам, будут не только заботиться о сохранении окружающей среды и возрождать народные традиции, но и развивать свои деловые качества, обрабатывать землю. Только такой образ жизни может подойти далеко не каждому.

Идеей создания родовых поместий загорелись тысячи энтузиастов после выхода серии романов российского писателя и предпринимателя Владимира Мегре, который в художественной форме изложил свою концепцию развития экопоселений. В романах истину автору открыла некая таежная красавица-полубогиня Анастасия, которая живет как дикарка в лесу, знает все языки мира и общается  с помощью энергетического шара с высшими силами природы.  Последователи идеи призывали отказаться от многих достижений технического прогресса и вернуться в естественную среду, то есть, подобно предкам, питаться только дарами природы, лечиться травками и воспитывать деток подальше от пагубного воздействия цивилизации. Эти фантазии хоть и кажутся наивными, далеко не так  безобидны. Людям хочется верить в сказку, и они, следуя  советам таежной учительницы Мегре, ищут единомышленников, продают городские дома и отправляются искать счастья в лес. В итоге остаются ни с чем, ведь готовы к такому образу жизни далеко не многие.

Чтобы создать комфортные условия вне города, необходимы средства, да и в земле покопаться придется, ведь хлеб на деревьях не растет, а человек не обладает мистическими возможностями лесной нимфы из романов Мегре. Например, те же горцы, которых также зацепила в свое время экофилософия из книжек про Анастасию,  не отрицают использование благ цивилизации. С большим миром они общаются не через сгусток энергии как объект поклонения из творческих опусов Мегре, а посредством интернета, перемещаются на автомобилях и пользуются водопроводом, а не моются в реке или под дождем. Со стороны эти семьи кажутся счастливыми. Только ведь у каждого свое понятие счастья.

Андрей ЗАХАРОВ

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах