https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сейчас в аэроклубе заканчивается набор «перворазников», желающих заниматься парашютным спортом. На бюджетной основе обучение будут проходить 140 человек. Это школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты вузов. Записаться могут ребята и девушки, начиная с 14-летнего возраста</p>

Как сообщают «Гомельские ведомости»:

Желание преодолеть природу человека и поднять его в небо двигало Леонардо да Винчи, когда он изобретал первые летательные аппараты. Похожее желание, без сомнения, владело Павлом Шиляевым, инструктором-дельтапланеристом, когда он по чертежам конструировал собственный дельтаплан.  Похожее стремление было у Олега Хавлина, старшего инструктора парашютно-десантной подготовки, рекордсмена СССР, совершившего четыре тысячи прыжков, и у Тимура Пархоменко, впервые оказавшегося в свободном падении в 14 лет. Если количество его прыжков перевести на дни, то окажется, что он прыгал каждый день в течение трех лет. У гомельских энтузиастов были желание, профессионализм, опыт. Не было только одного – своего аэроклуба.

История падения и взлета

В течение 15 лет преодолевать земное притяжение оказывалось проще, чем восстановить на государственной основе аэроклуб, прекративший в 1996 году существование из-за материальных проблем. А возник клуб в 1934 году и располагался в здании бывшей Троицкой церкви (ныне на этом месте находится гостиница «Сож»). Он носил имя маршала Советского Союза Климента Ворошилова. В 1930-е годы ряд предприятий города закупил три самолета У-2 и передал в дар покорителям неба. Во время Великой Отечественной войны здание церкви было разрушено, но клуб с новым именем дважды Героя Советского Союза Павла Головачева – бывшего  своего воспитанника – продолжал существовать. В СССР гомельский аэроклуб среди подобных объединений занимал третье место. В середине 1990-х ДОСААФ приостановил его финансирование, и он стал общественным объединением. Вскоре его разделили: в Светлогорск отправили самолетное звено, а в нашем городе осталось парашютное. Клуб поменял много мест. Его последним пристанищем был стрелковый тир ДОСААФ, что на улице Сосновой.

В 2010 году руководитель клуба Тимур Пархоменко побывал на личном приеме у председателя Гомельского горисполкома Виктора Пилипца и рассказал о сложившейся ситуации. Учитывая многолетние традиции и опыт покорителей неба, мэр заинтересовался предложением. С его подачи началась работа по возвращению аэроклубу статуса госучреждения. Сначала он стал структурным подразделением многопрофильного центра по работе с детьми и молодежью по месту жительства Советского района. А с 3 января этого года начал функционировать как государственное учреждение дополнительного образования детей и молодежи «Центр авиационно-технических видов спорта и творчества Гомеля». Более того, у аэроклуба появилась постоянная «прописка» в помещениях СШ № 23.

Уже зовет мой дельтаплан

В просторном школьном зале стоит дельтаплан. «Он может подняться на высоту четыре тысячи метров, – рассказывает создатель 350-килограммового «малыша» Павел Шиляев. – Но если поставить на двигатель от «Фиата» компрессор для забора воздуха, а пилоту надеть кислородную маску, то взлетим на девять тысяч метров. Главное, чтобы двигатель дышал». Дальность полета на таком корабле зависит от бака, но на два часа средней емкости хватает. Если поставить бак от «МАЗа», то можно и сутки летать, поясняет дельтапланерист.

Для взлета аппарата нужна площадка не более ста метров. Пока в наличии у клуба шесть личных дельтапланов, принадлежащих спортсменам-дельтапланеристам, среди которых инженеры, электрики и даже директора предприятий. Горожане, желающие почувствовать свободу полета, смогут насладиться им только в окрестностях Гомеля, так как полеты над городом из соображений безопасности запрещены. Нужно специальное разрешение.

Летную базу для дельтапланеристов планируется подготовить в районе бывшего военного аэродрома Зябровка, где взлетно-посадочная полоса сохранилась со времени расположения здесь авиационного полка стратегических бомбардировщиков.

Инструктор-дельтапланерист-Павел-Шиляев

Инструктор-дельтапланерист Павел Шиляев

Такие самодельные аппараты, как у Павла Шиляева, в Беларуси уже не регистрируют, поэтому руководитель клуба Тимур Пархоменко планирует, когда появятся средства, закупить заводские летательные аппараты. «Дождемся весны и, надеюсь, дернем в небо», – поглаживая мотор дельтаплана, мечтает Павел Николаевич.

Как попасть в небо?

Сейчас в аэроклубе заканчивается набор «перворазников», желающих заниматься парашютным спортом. На бюджетной основе обучение будут проходить 140 человек. Это школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты вузов. Записаться могут ребята и девушки, начиная с 14-летнего возраста. Для этого им нужно принести справку из поликлиники об отсутствии  противопоказаний для прыжков с парашютом и, если человек несовершеннолетний, взять разрешение на занятия у родителей.

Теоретическая подготовка в классе займет 40 часов – около двух месяцев. Занятия начинаются в 17.30, проводятся с понедельника по четверг и длятся два часа. После изучения теории ребята смогут «окунуться в небо», прыгнув с самолета Ан-2, который взлетит в Зябровке. При школе никаких взлетных площадок создаваться не будет. На школьном стадионе планируется установить только парашютно-десантный городок, который хотят перенести с территории школы № 30.  «Как только найдем спонсора, так и перенесем», – говорит Тимур Николаевич.

Руководитель-Гомельского-аэроклуба-Тимур-Пархоменко

Руководитель аэроклуба Тимур Пархоменко

Сейчас парашютным спортом в клубе занимаются 30 человек,  а дельтапланеристов около 15. Это давно сложившийся коллектив людей, которые занимаются «воздушным» спортом много лет. Будут набираться и платные группы для тех, кто хочет осуществить мечту и, победив страх, парить в небе. Четыре часа подготовки, примерно 400 тысяч рублей – и можно раскрывать купол парашюта. «У нас есть один минус – нет своего самолета. Из-за его аренды поднимается стоимость прыжка. Вероятнее всего, в ближайшее время он у нас появится», – делится надеждой Тимур  Пархоменко.

Мир за чертой страха

Сейчас в помещении аэроклуба закончен косметический ремонт, планируется сделать музей. Предполагается, что обучение в клубе будут проходить призывники перед службой в десантных войсках. «Уехал на аэродром в восемь утра и вернулся в девять вечера. Или вообще не вернулся: чего возвращаться, если завтра снова прыгать. Мы как космонавты – проснулись и сразу на работе», – рассказывает об особенностях работы в аэроклубе Олег Хавлин, который отдал службе в 5-й отдельной бригаде специального назначения 15 лет. И таких профессионалов, занимающихся воспитанием молодежи, в клубе достаточно. Павел  Шиляев, к примеру, военный летчик, управлял бомбардировщиками и сверхзвуковыми истребителями. Служа на Северном флоте в дальней авиации, долетал до берегов Кубы. В небе они чувствуют себя свободно, как птицы. «Ощущение от первого прыжка не помню. Главное – перешагнуть черту страха. Дальше каждый выбирает сам – прыгать или нет», – рассказывает об ощущениях в воздухе Тимур Пархоменко.

В планах клуба – развитие мотопланеризма, когда за спиной ставится пропеллер и пилот, как Карлсон, управляя парашютом, взмывает в воздух. В Минске и Бобруйске такое направление полетов уже получило развитие. За средства, выделенные городскими властями, аэроклуб сейчас приобретает парашюты нового образца, которые ранее гомельчанами при прыжках не использовались.

Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ, фото Марии АМЕЛИНОЙ

https://www.traditionrolex.com/8