https://www.traditionrolex.com/8
<p>С приходом выходных дней в Витебск устремляется автопоток с российскими  номерами, доставляя в город любителей субботнего и воскресного шопинга. В  последнее время россияне стали куда более регулярно следовать в  Беларусь за покупками, что позволило витебским турфирмам чаще  практиковать шоп-туры в чистом виде.</p>

С приходом выходных дней в Витебск устремляется автопоток с российскими номерами, доставляя в город любителей субботнего и воскресного шопинга. В последнее время россияне стали куда более регулярно следовать в Беларусь за покупками, что позволило витебским турфирмам чаще практиковать шоп-туры в чистом виде.

Белорусы же, не прельщаясь товарами местного производства, едут отовариваться к соседям – в Россию и Украину. Поездки на рынки Москвы, по словам сотрудников турфирм, в общем графике туров занимают одну из наиболее прочных позиций и из года в год проходят без существенных изменений в расписании.

Беларусь: рай для шопинга?

Еще в конце прошлого года в программу любимых россиянами стандартных 1-2-дневных экскурсионных туров туроператорами ненавязчиво включалось свободное время, главным образом предназначенное для походов по магазинам. Последние месяцы показали, что «элемент шопинга» в подобных турах крайне любим и востребован. Как следствие: среди предложений, выставляемых региональными компаниями, стали появляться шоп-туры, дополненные экскурсионной программой, которая, впрочем, проводится по желанию заказчика. «Подобные туры сейчас очень востребованы, – говорит начальник бюро путешествий и экскурсий «Витебсктурист» Наталья Щепалкина. –  Но мы все равно стараемся разнообразить поездку экскурсионной программой, показать регион, даже если основная цель путешествия – шопинг. И, как правило, от экскурсии редко отказываются». Правда, бывают случаи, когда туристы приезжают в город не в первый раз и в обзорной экскурсии по Витебску не нуждаются. В этом случае они вправе самостоятельно распоряжаться своим временем.

Основное время поездки туристы проводят в лучших традициях шоп-туров: бегая по магазинам. Опять же, по желанию заказчика – с сопровождающим или без него, в составе организованной группы или самостоятельно. В первую очередь туристов интересуют белорусские бренды – нарасхват идет обувь Marko, продукция предприятия Belwest, новинки сезона от «Сивельги». У представительниц женского пола вне конкуренции первые позиции занимают магазины белья Serge и Milavitsa, трикотаж покупают в магазинах торговой марки «Свитанак» или «КИМ», а за льняными изделиями отправляются в «Витебский лен».

Не меньший интерес у заезжих туристов вызывают изделия ручной работы: от бус из валяной шерсти и самодельных открыток до керамики и полотен местных художников. «Среди наших покупателей достаточно много россиян, – говорит хозяйка одного из расположенных в центре Витебска художественных салонов. – Качество изделий очень высокое, а цены – низкие». Тем более что в подобных местах можно найти действительно уникальные вещи – галереи работают с местными мастерами, и нередко на прилавках появляются работы ремесленников из отдаленных районов страны. «Поддерживать такой ассортимент непросто, – констатирует собеседница. – Многие мастера уже давно и успешно работают на Россию. Их изделия, особенно керамика, уходят нарасхват. Бывают, к нам отдают вещи из чисто патриотических соображений, с минимальной наценкой». Работники галерей и художественных салонов отмечают, что белорусы, если покупают, то в основном «мелочевку» – сувениры на подарки. Наиболее крупные продажи приходятся на туристический сезон – весну-лето и дни «Славянского базара». 

Продукты питания организованных туристов интересуют меньше индивидуалов, тем не менее редко кто откажет себе в удовольствии пробежаться по фирменным магазинам производств, поставляющих населению мясные и молочные продукты. В сумке туриста найдется место для банки сгущенного молока, пачки сливочного масла и нескольких палок колбасы. Заманивают туристов хлебопекарные предприятия и кондитерские фабрики. Их ассортимент в последнее время, хотя и не сопровождается активно-настойчивой рекламной кампанией,  все больше ориентирован на туриста. Так, на глазированных пряниках появляется надпись «Сувениръ из Витебска», на коробках из-под печенья, шоколадниц и вафельных тортов красуются городские достопримечательности – ратуша, губернаторский дворец или летний амфитеатр. Все чаще можно услышать возгласы умиления от груженных фирменными пакетами «Витьбы», «Коммунарки» или «Спартака» туристов: «Какой хороший город! Здесь все так дешево!»

Они – к нам, а мы – к ним…

В отличие от смолян и москвичей – жители этих двух городов особенно полюбили шопинг в Витебске – сами горожане не прельщаются бросовыми ценами на товары местного производства и предпочитают отправляться за покупками в Москву и Хмельницкий. Поездки в российскую столицу из Витебска проходят ежедневно и, как правило, занимают два дня: вечерний отъезд из Витебска, ночной переезд, раннее прибытие в Москву – к пяти утра по московскому времени, когда начинают работу крупные рынки «Москва» в Люблино и «Садовод». Сориентироваться в лабиринтах вещевых и продуктовых павильонов туристам помогают сопровождающие. Кроме того, администрацией рынков по всей территории торговых площадей предусмотрительно расставлены указатели и информационные щиты. «Складывается интересная ситуация: россияне едут к нам, мы – к ним, – рассказывает заместитель директора компании «ЛиС-Тур» Наталья Ахтариева. – При этом интерес к московским турам не пропадает – каждый день, безусловно, с разной степенью загрузки, в Москву уходят автобусы. Особенность московских туров еще и в том, что туристы выкупают двойные места. Сегодня такая форма поездок прижилась: многие клиенты хотят сидеть одни, это комфортнее, в салон можно поставить какие-то вещи. Хотя изначально двойные места были введены еще несколько лет назад, когда турфирм, предлагающих поездки на рынки Москвы, было много, а туристов – мало. Тогда мы стали давать клиентам официально двойные места».

Шоп-туры в Смоленск, несмотря на меньшее расстояние, менее востребованы у витебчан. Соответственно, автобус из Витебска в торговые точки этого города курсирует еженедельно – по субботам. Еще этим летом, когда разница в ценах была более существенной, белорусы охотнее пересекали российскую границу. Теперь ситуация несколько изменилась, но пока не настолько, чтобы отменять заявленные в годовом графике туры.  

К слову, шопингом в Польше, Чехии, Литве или Латвии витебчане практически не интересуются – нет денег. С учетом консульских сборов и транспортных издержек отправляться за покупками в эти страны невыгодно. В крайнем случае, шопинг можно позволить себе, отправившись в поездку в сезон распродаж – например, в канун Рождества.   

Шоп-туры, говорят сотрудники региональных турфирм, пока одно из наиболее предсказуемых направлений в бизнесе, поскольку ведомые экономической ситуацией в стране и особенностями здешнего менталитета горожане предпочтут провести время с пользой, чем потратить его на отдых.

https://www.traditionrolex.com/8