https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Арт-центре Марка Шагала открылась выставка одного из наиболее  ангажированных современных белорусских художников, отнесенного критиками  к плеяде неоэкспрессионистов, Матвея Басова. Разрываясь между Москвой и  Нью-Йорком, живописец лично присутствовал на открытии персональной  экспозиции в Витебске.  </p>

В Арт-центре Марка Шагала открылась выставка одного из наиболее ангажированных современных белорусских художников, отнесенного критиками к плеяде неоэкспрессионистов, Матвея Басова. Разрываясь между Москвой и Нью-Йорком, живописец лично присутствовал на открытии персональной экспозиции в Витебске.   

 «Безмолвный разговор» Матвея Басова – дебют художника на севере страны. Переговоры о выставке с живописцем велись с 2009 года, и только в 2012-м в плотном графике выставок и частых командировок за рубеж образовалась «форточка» для визита в Витебск. В Арт-центре представлены работы разных лет – начиная с 1994 и заканчивая новыми картинами, написанными за первые месяцы нынешнего года. «В прошлом году у меня была персональная выставка в Вильнюсе – «Библейские переживания», полностью посвященная библейской теме, – отметил во вступительном слове художник. – Для нее были отобраны лучшие мои работы. Уже прошел год, а вильнюсская галерея временит с возвратом картин, ссылаясь на дальнейшее экспонирование и участие в других проектах. Часть работ с той выставки должна была быть выставлена в Музее Шагала, пришлось заполнять пробелы, и почти год я серьезно готовился к поездке в Витебск: вот почему здесь можно увидеть столько новых работ, датированных 2012 годом». При этом Матвей Басов посетовал, что не только литовские галереи имеют «вредную» привычку не возвращать картины художнику – их американские коллеги также стараются продлить пребывание понравившихся полотен в стенах художественных салонов.

Выставка в Витебске демонстрирует стремление художника к творческому эксперименту, поиску новых тем. Так, наряду с библейскими сюжетами («Молитва», 2012, «От торы к свету», 1996, «Стоящие перед богом», 2011) на полотнах присутствуют образы, уносящие зрителя в прошлое, – «Немига. 1941», 2010 или «Вечер в местечке», 2011.

Уместно предположить, что желание показать Беларусь, пусть даже уже несуществующую (как в случае с местечками, быт которых забыт с исчезновением последних с административной карты страны), вызвано частными путешествиями художника. С 1981 по 2009 год Матвей Басов принял участие более чем в 100 персональных и групповых выставках в Беларуси, России, Украине, Польше, Эстонии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, США и Канаде. При этом большая часть персональных проектов художника приходится на Нью-Йорк. В тамошних творческих кругах сын художника Израиля Басова ценится и как практик, и как теоретик: его приглашают на лекции и мастер-классы, американские СМИ ангажируют его в качестве собеседника. По словам Басова, информация, исходящая от него, порой оказывается для американского общества шокирующей. «Я восхищаюсь белорусской художественной школой – она вырастила многих талантливых мастеров. Со всего бывшего Союза в Минск приезжали учиться, – отметил художник. – Другое дело, сегодня, к сожалению, она утратила свою уникальность – то ли преподавателей нет, то ли по другим причинам художественное образование в Беларуси стало менее качественным. Мне часто приходится давать интервью, в том числе и на американском телевидении. И всегда я пропагандирую белорусское искусство. Многие изумляются, узнав, что Сутин – белорусский художник. Там его знают как уроженца Литвы. С изумлением узнают, что Шагал родом из Беларуси. Между тем наших земляков очень ценят за рубежом. Недавно в Нью-Йорке я посетил выставку, на которой несколько залов было увешано картинами Пэна и Шагала. Вы не представляете, как мне было приятно».  

Посмотреть работы Матвея Басова в залах Арт-центра Марка Шагала в Витебске можно весь март – до 1 апреля.

 Img00001

Img00008

Img00006

Img00005

Img00004

https://www.traditionrolex.com/8