Отдых в «горячих точках»: как кризисы и революции влияют на выбор туристов?

19.03.2012 - Новости

Отдых в «горячих точках»: как кризисы и революции влияют на выбор туристов?

Прошлый год вошел в историю как время революций в Африке. Одна за другой протестовали страны, которые до этого молчали десятилетиями. Что в это время чувствовали туристы в Египте и Тунисе? Тревожно было и в Европе. Как экономический кризис, а вместе с ним забастовки и протесты, повлияли на туризм в Греции? А также неспокойная обстановка в Беларуси – теракт в метро, заминированный вокзал и тысячи людей с аплодисментами на центральных улицах – как это отразилось на туризме в нашей стране – в обзоре TIO.by

Прошлый год вошел в историю как время революций в Африке. Одна за другой протестовали страны, которые до этого молчали десятилетиями. Что в это время чувствовали туристы в Египте и Тунисе? Тревожно было и в Европе. Как экономический кризис, а вместе с ним забастовки и протесты, повлияли на туризм в Греции? А также неспокойная обстановка в Беларуси – теракт в метро, заминированный вокзал и тысячи людей с аплодисментами на центральных улицах – как это отразилось на туризме в нашей стране – в обзоре TIO.by

Греция: дефолт и забастовки

Об экономических проблемах Греции знают не только эксперты и аналитики, но, пожалуй, каждый обыватель, который хоть иногда включает телевизор. На протяжении всего года мы слышали о крахе экономики, внешних долгах, забастовках, разгоне массовых демонстраций и самых трагических прогнозах для страны, которую называют родиной демократии и колыбелью цивилизации. Тем не менее в прошлом сезоне поток белорусских туристов, желающих отдохнуть именно в Греции, увеличился на 18%. «Нам бы ваш кризис», – говорили туристы из Беларуси и продолжали оформлять туры.

00-05

2011 год действительно был вполне успешным для греческого туризма. Число туристов, посетивших страну, выросло на 10% и превысило 16,5 млн человек, поступления от них составили 10,5 млрд евро. Тенденция прошлого года – резко растет число туристов в Грецию из Беларуси, России, Украины и балканских стран. А вот туристы из Западной Европы лишний раз задумываются, отправляться ли им в отпуск в Грецию. Глава греческого союза туристических компаний Андреас Андреадис считает, что в этом виноваты СМИ и политики, которые, по его убеждению, распространяют негативные новости и предрассудки о Греции. Например,  фотомонтаж с изображением канцлера ФРГ Ангелы Меркель в нацистской униформе отпугнул многих немецких туристов: они почувствовали себя нежеланными гостями в Греции.

Работники турбизнеса в Греции о кризисе в своей стране говорят неохотно. И на собственном опыте могу сказать, что для туриста кризис проходит в общем-то незаметно. За то время, что я отдыхала в Салониках и на полуострове Халкидики, кризис я не почувствовала ни разу. Рестораны работали в обычном режиме, столы ломились от огромных и щедрых греческих порций, вино лилось рекой, а традиционная сиеста как была много веков, так и продолжается. Сувенирные магазины работают по графику и свыше того, а отели максимально увеличивают загрузку, чтобы как можно больше туристов посетило их страну. На экскурсии в Салониках мы обратили внимание на черные растяжки на правительственных зданиях, но гиды целенаправленно не заостряют на этом внимание, коротко объясняя: проходила акция анархистов, ничего серьезного. Кое-где после акций сохранились надписи о несогласии с политикой и Евросоюза, и местных властей.

00-04

Но сами греки не устают повторять, что демократия начиналась с этой земли. «Наши люди всегда защищали свои права и высказывали свое мнение, просто раньше не было столько медиа, а сейчас накаляют обстановку», – объяснял наш гид в Салониках.

Правда, кризис в Греции все же внес изменения в прошлогодний туристический сезон. Например, в октябре греческие аэропорты отменили более 500 рейсов из-за забастовки госслужащих. В это время года туристы изредка приезжают в Грецию на отдых, но белорусский рейс со звездами эстрады, которые отправлялись рекламировать шубы в Касторью, был перенесен.

Менеджер по работе с агентствами компании "Музенидис Тревэл" Александр Толстик объяснил, что обо всех забастовках в Греции известно заранее, и это позволяет контролировать ситуацию и не допускать, чтобы туристы пострадали. Если рейс невозможен из-за забастовки, его перенесут на день. При этом туристы будут отдыхать столько дней, сколько было запланировано изначально, а все дополнительные издержки понесет туроператор.

Из-за забастовок также не работали музеи и магазины. Но об этом туристов предупреждают заранее, как и о массовых акциях, которые проходили и в Афинах, и в Салониках. Гиды и руководители групп не рекомендуют посещать центральные площади, когда ожидается столкновение большого количества как бунтовщиков, так и полиции. Понятно, что самостоятельные туристы сами решают – отсидеться в отеле или все же посмотреть, как греки сражаются за свои права.

Тунис: революция и расправа с провластным турбизнесом

Волна революций в Африке началась с Туниса. Она получила название Жасминовая – от символа этой страны – одноименного цветка. После того как вспыхнуло народное возмущение и президент страны Зин аль-Абидин бен Али бежал в Саудовскую Аравию, революционеры начали зачистку в Тунисе от многочисленных родственников и друзей экс-президента, а также ревизию их собственности. Не остались в стороне и туристические активы этих персон. Владельцы известных отельных цепочек страны были арестованы или объявлены в розыск, как, например, владелец сети отелей Karthago Бель Хасен и владелец сети Caribbean World Саид Буджбель. Как следствие гостиничные активы, крайне популярные на туристическом рынке, оказались в «подвешенном» состоянии. И это – незадолго до начала весенне-летнего туристического сезона.

Вообще же революция в Тунисе, не прекращающаяся весь декабрь 2010-го и январь 2011-го, привела к свертыванию зимних чартерных цепочек российских туроператоров в эту североафриканскую страну (белорусский чартер также в прошлом году не осуществлялся): прекратили свои полеты в Монастир авиакомпании «Трансаэро» и Nouvelair. Белорусские и российские чиновники выступили с рекомендацией туристам воздержаться от поездок в эту страну.

00-03

За редким исключением, тунисцы не разочарованы результатами революции. В том, что в стране исчезла атмосфера страха, появилась возможность выражать свое мнение, каким бы оно ни было, политическая и социальная жизнь стала разнообразней, мало кто сомневается. Главный вопрос -- по какому пути развития будет двигаться новый, послереволюционный Тунис, особенно туризм. Ведь туристический сектор страны на 60% покрывает дефицит торгового баланса, в нем занято 12% трудоспособного населения. На него завязаны многие сектора экономики – от транспорта до сельского хозяйства. За революционный период (с января по сентябрь 2011 года) доходы от туризма упали на 38,5% по сравнению с 2010 годом, общее число туристов уменьшилось на 34,4%.

Революция в Тунисе повлияла и на поток белорусских туристов. До массовых протестов и акций это направление было востребовано у наших соотечественников. И, по словам сотрудников компании "Ростинг", по праву конкурировало с Турцией. "Сейчас Тунис не пользуется спросом. Нет ни одной заявки, хотя раньше мы достаточно активно продавали это направление", - говорит менеджер отдела бронирования Ольга Авдошенко.

То, что на выборах большинство голосов получила исламистская партия «Ан-Нахда», насторожило не только зарубежных партнеров, но и многих тунисцев. Ведь эта партия опирается на религиозные принципы в крайне правых взглядах.  «Каким будет имидж Туниса после этой победы? Что будет с правами женщин? Как будут чувствовать себя в Тунисе европейские туристы, не стоит ли им опасаться исламистов?» – такие вопросы звучали со стороны представителей турагентств, туроператоров, отельеров и банкиров.

Но тунисцы вне зависимости от политических и религиозных взглядов настолько заинтересованы в притоке туристов, что, говорят эксперты, постараются сделать все, чтобы им был обеспечен максимальный комфорт. И пока туристы будут приезжать, Тунис останется такой же а-ля «европейской» страной, как и раньше, хотя уже сейчас число женщин в хиджабах на улицах значительно увеличилось.

Египет: туризм стал самым неприбыльным бизнесом года

Революцию в Египте назвали «Второй Жасминовой» как продолжение борьбы за свои права и свободы, начатой тунисцами. В 2010 году в общей сложности около 14,5 млн туристов со всего мира приехали в Египет и внесли в экономику страны примерно 13 млрд долларов. Первые результаты египетской революции для туризма неутешительны – объем производства уменьшился на 25%.

Во время египетской революции спрос на доллары вырос на 100%, что привело к резкому дефициту твердой валюты в банках. Кто-то даже высказывал мнение, что произойдет крах египетского фунта. Валютные резервы сократились на 40%, а пополнять их было некому, так как туристы даже не собирались ехать в Египет.

Преступность в Египте оказалась еще одной проблемой, которая отпугивала туристов. Во время беспорядков из тюрем бежали тысячи преступников. В один момент преступность в стране выросла на 200%.

И белорусские, и российские чиновники выступали с заявлениями о том, что не рекомендуют посещать Египет. Во время обострения политической обстановки экскурсии в Каир и к пирамидам были отменены, но туристы, которые находились на отдыхе только в отеле, были в безопасности.

00-01

С одной стороны туристический имидж и Египта, и Туниса пострадал из-за беспорядков и революций. С другой стороны, туры подешевели, и все равно находились смельчаки, которые не побоялись провести отпуск в революционной Африке. Больше всего египетские туроператоры почувствовали отток европейских туристов, которые, как известно, более обеспокоены вопросами безопасности, чем туристы с постсоветского пространства.  А вот количество проданных туров в России и Беларуси в новогодний период намного превосходит количество продаж по другим направлениям, несмотря на все негативные ожидания и прогнозы.

Генеральный директор компании "Техностар" Александр Берестов считает, что Египет - это уникальное направление, аналагов которому нет. "От того, как будут вести себя новые власти, зависит, как будет развиваться туризм. Если волнения, подобные прошлогодним, повторятся, туризм в этой стране может превратиться в что-то вялотекущее - событийные и познавательные туры. А ведь эта страна с уникальным климатом и прекрасно развитой инфраструктурой, сервисом для пляжного отдыха". По словам собеседника, они до сих пор не рекомендуют своим туристам ездить на экскурсии в Каир, Александрию и Луксор. "Очень мало сейчас туристов, которые летят в Египет впервые. Это для новичков интересно посетить столицу, пирамиды, а для тех, кто едет пятый или десяты раз важен качественный пляжный отдых. В этом плане все было безопасно и без изменений. Аэропорты расположены в курортных городах, расстояние до Каира приличное, поэтому даже во время народных волнений, наши туристы в отелях могли спокойно отдыхать", - отметил Александр Берестов.

Кроме того, египетские бизнесмены решили свой недостаток сделать преимуществом. На крупнейшей турбирже в Европе берлинской ITB Египет представил свой новый имидж: «Египет – страна революций». На стенде страны гости могли увидеть такие лозунги, как «Площадь Тахрир потрясла весь мир», «Добро пожаловать в страну революций» и «Здесь произошла первая онлайн революция». Также власти Египта подготовили специальные туристические программы с экскурсиями на площадь Тахрир.

Вместе с тем власти и бизнесмены не скрывают, что после народных выступлений туризм Египта пережил радикальное падение и до сих пор не может выйти на прежний уровень. Представитель Министерства туризма Египта Амр Элезаби отметил факт падения цен по сравнению с прошлым годом, указав на то, что такое положение вещей продлится вплоть до полного восстановления положительного имиджа страны.

Беларусь: взрыв в метро и молчаливые аплодисменты

Ситуацию в Беларуси за последний год вряд ли можно назвать спокойной. Причем практически все социально значимые и политические перемены отразились на туризме. Больше всего, конечно, на туризм повлияли финансовый кризис и отсутствие валюты в свободном доступе. Зарубежные телеканалы передавали пустые полки в магазинах и очереди за холодильниками,  а российские туристы, которые собирались посетить нашу страну, предварительно уточняли у туроператора: «А еды там хватает или привезти с собой?»

00-00

Взрыв в метро точно так же потряс общественность, потому что в чем-чем, а в безопасности до этого никто не сомневался. Месяцем позже на улицы белорусских городов выходили толпы людей, которые ничего не говорили, а только изредка хлопали в ладоши. Но быстро выяснилось, что это небезопасно, поэтому туристам, которые размещались в гостиницах в центре города, вечером в среду после обеда не рекомендовали прогуливаться по Немиге или площади Свободы.

Под вопросом оказался также массовый поток туристов в Минск в 2014-м – на Чемпионат мира по хоккею, на который так рассчитает отечественный турбизнес. На различных каналах то ли дело мелькают противоречивые новости – то, по слухам, отменяют чемпионат, то все же решают ничего не менять.

В феврале 2011 года европейские послы демонстративно покинули белорусскую столицу, но всего на несколько дней. А вот уже в 2012-м – серьезно и осознанно, и пока непонятно, как долго посольства в Беларуси буду работать без послов.

Как это отразилось на туристическом потоке, однозначно сказать сложно, потому что, кроме общего имиджа страны, большие вопросы у зарубежных туристов вызывает инфраструктура и сервис. Известно, что в существенных масштабах увеличился только турпоток со стороны российских туристов – политическая обстановка их не беспокоила, а по поводу кризиса многие сообразили, что разница курсов белорусского и российского рубля на руку гостям из России.

Однако громкие политические заявления не проходят мимо, и на международных встречах и семинарах наши туроператоры то и дело слышат от партнеров, что Беларусь в европейских СМИ представлена недоброжелательно, а туристы в свою очередь на всякий случай уточняют, за что их здесь могут задержать и хватит ли им еды или все же привезти с собой.

Может быть, поэтому сами белорусы с легкостью смотрят на мировые кризисы и не боятся отдыхать в тех странах, которые прозвали «горячими точками».

Рубрики: В Фокусе Общество

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах