<p>Листая старые подшивки «Туризма и отдыха», я то и дело встречаю знакомые  имена. Это естественно: ведь те, кто пришел в белорусский туризм, в  турбизнес в 90-е годы прошлого века, пришли в него всерьез и надолго.  Да, встречаются не известные ныне названия канувших в Лету компаний, но  люди – они все те же.</p>

Листая старые подшивки «Туризма и отдыха», я то и дело встречаю знакомые имена. Это естественно: ведь те, кто пришел в белорусский туризм, в турбизнес в 90-е годы прошлого века, пришли в него всерьез и надолго. Да, встречаются не известные ныне названия канувших в Лету компаний, но люди – они все те же. Правда, «иных уж нет, а те далече», и это тоже естественно, ведь Время не замедляет свой бег даже ради тех, кто красив, умен и талантлив… Сегодня мы окунемся в 1999 год и вспомним, чем жил белорусский турбизнес и что происходило в Беларуси и мире тринадцать лет назад.  

Для «Туризма и отдыха» 1999 год начался как обычно – с работы. С 7 по 10 января в чешском городе Брно проходила 9-я Международная туристическая ярмарка GO’99, и единственным белорусским стендом на нем был стенд «Туризма и отдыха». «Ярмарка упущенных возможностей» – так называется материал обозревателя «ТиО» Романа Рудя, который он начинает с… упрека отечественным турбизнесменам, упустившим шанс побывать на престижной международной выставке.

«Как год встретишь, так его и проведешь. Исходя из этой приметы, можно заключить, что руководители белорусских туристических фирм встречали Новый год под домашней елкой. Поэтому они до сих пор, видимо, сидят в теплом семейном круге, в то время как остальной туристический мир уже давно вышел из-за праздничных столов и именно сейчас определяет деловую политику будущего сезона: устанавливает контакты на зимних туристических смотрах, один из которых – 9-я Международная туристическая ярмарка GO’99 в Брно – уже прошел с 7 по 10 января без участия белорусских представителей. Было обидно за репутацию нашего турбизнеса, когда некоторые из гостей этой выставки снисходительно кивали: «Мы понимаем, почему нет никого из СНГ: праздник», – и добавляли характерный щелчок по горлу. Иначе они никак не могли себе объяснить, почему на одном из крупнейших в Восточной Европе туристических форумов нет ни одного русскоговорящего экспонента».

На протяжении года газета радует читателями серией интервью со знаменитостями «Звезды» о путешествиях и не только». С яркими персонами знакомит читателей обозреватель «ТиО» Лилия Гриневецкая, ныне редактор газеты «Туризм и отдых» и портала TIO.BY Лилия Кобзик. «Я сдохну от скуки, если специально поеду смотреть Париж», – заявляет в первом номере года композитор Эдуард Ханок. А в № 2 политик Анатолий Лебедько утверждает, что «мы, белорусы, не имеем права жить плохо!»    

В № 3 «ТиО» публикует проект Закона «О туризме». Положения и статьи закона будут обсуждаться в отрасли на протяжении всего года. 10 ноября 1999 года Закон «О туризме» будет принят Палатой представителей, а 18 ноября его одобрит Совет Республики.

В третьем номере газета открывает новую рубрику – «Знак качества». Цель рубрики, которая станет постоянно появляться на страницах газеты, – «выявить, насколько умело менеджеры турфирм работают с потенциальными клиентами». Первым обладателем «Знака качества» от «Туризма и отдыха» становится туристическая компания «Турлюкс» и лично ее директор Павел Подельщиков. Прошли годы – а компания по-прежнему лидер на своем сегменте рынка и предлагает туристам новые интересные маршруты автобусных путешествий по Европе.

IMG_5013    

В проекте Закона «О туризме» были статьи, представлявшие особый интерес и вызывавшие немалые опасения игроков туристического поля. Упоминания о предстоящих сертификации и стандартизации отрасли стали появляться еще в конце 1998 года, но «что конкретно представляют собой эти процессы, знают немногие. Как метко выразился представитель одной из турфирм, «мы уже боимся, хотя еще точно и не знаем, чего». За разъяснениями, чего надо, а чего не стоит бояться, газета обратилась в Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации. В № 9 опубликовано интервью с его директором, кандидатом технических наук Николаем Кусакиным.

IMG_5014

Главная тема первого апрельского номера – военная операция США в Югославии. «К чему тогда будет туризм – средство познания мира, – если не будет предмета познания? Ведь он хрупок: еще вчера было мирно в Югославии, которая считалась перспективнейшим местом отдыха белорусов. А сегодня некий бодренький бойскаут в припадке самоутверждения случайно спутал привычную сигару с крылатой ракетой. И мир рухнул…»

Опубликованный в этом же номере материал о московской туристической выставке MITT’99 выходит под заголовком «Туризм сильнее войн?» Именно так, с вопросительным знаком. Ведь, когда звучат взрывы, в этом начинаешь сильно сомневаться... «Ракетно-бомбовый удар НАТО по Югославии в день открытия выставки можно также назвать и ударом по туризму. Когда гибнут люди и проливается кровь – цинично подсчитывать материальные убытки от «провалившихся» направлений. Остается лишь быть оптимистом и надеяться на лучшее», – пишет Наталья Плыткевич.   

IMG_5015

В № 13 газета объявляет о начале выхода приложения для любителей активных путешествий. «Многие туристы наверняка помнят имя Александра Чуланова – тележурналиста и путешественника, пропагандиста авторской песни. Именно благодаря ему на Белорусском телевидении долгие годы существовала передача «Ветер странствий»… «Ветер странствий» – таким будет название нашего вкладыша. Это дань памяти и самому Чуланову, и всем белорусским туристам, которые воспитаны во многом благодаря его программе. И мы надеемся, что сможем достойно продолжать лучшие традиции белорусской туристической журналистики», – обращается к читателям главный редактор «Туризма и отдыха» Сергей Плыткевич. В первом номере «Ветра странствий» опубликовано интервью с известным белорусским альпинистом Николаем Бандалетом. Спустя несколько лет Николай Бандалет организует в Минске альпинистский клуб «Хан-Тенгри». А в мае прошлого, 2011 года, Николай Бандалет и его напарник Сергей Белоус пропали при восхождении на непокоренную вершину Тулаги в Гималаях.  

бандалет

«Каким будет летний туристический сезон?» – задает вопрос газета в майском номере. Этот материал – анализ опроса, проведенного газетой «Туризм и отдых» на ярмарке «Отдых-99». «Абсолютное большинство работников турфирм, отвечая на вопрос «С какими трудностями столкнутся туристические фирмы в этом сезоне?», написали: «Больше всего волнует снижение жизненного уровня населения». Оно и понятно: если люди беднеют, то в первую очередь они отказываются от каких-то излишеств. А путешествия, зарубежный отдых, согласитесь, к таковым и относятся. Следовательно, еще более ужесточается борьба за тех клиентов, которые все-таки примут решение потратить свои деньги не на приобретение мебели, покупку новой машины, а на отдых. А здесь еще на работу турфирм оказывают негативное влияние и внешние факторы, в первую очередь – война на Балканах. Эту проблему турфирмы поставили на второе место после снижения жизненного уровня белорусов. А еще были названы проблемы с открытием виз, работой с иностранной валютой, отсутствие взаимопонимания с Министерством спорта и туризма и т.д.», – пишет Сергей Плыткевич.  

Первый июньский номер выходит несколько дней спустя после кровавой трагедии на Немиге, когда в результате давки в подземном переходе метро погибли 53 человека. Большинство погибших – это молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет.  

IMG_5017  

«Все имеет свои причины. Ничего не происходит на пустом месте. В те роковые 10 минут вечером в день Святой Троицы вся фальшь, вся неправильность, вся перевернутость нашей жизни сошлись в одном месте, и Боженька не помог, отвернулся. Или сделал это сознательно: задумайтесь, мол, как живете, куда идете… Погибли, конечно, как это всегда бывает, самые слабые и безвинные. А что же все остальные, кто был и кого не было в этой толпе? Как они собираются дальше жить? Покупать в немереных количествах пиво и рассаживаться на минских лавочках, прихлебывая и ни о чем не думая? Наверное, что-то не в порядке в нашем королевстве, если вот так гибнут дети», – пишет обозреватель «ТиО» Лилия Кобзик.

В августе «Туризм и отдых» предлагает читателям варианты водных походов по Беларуси. Авторы материала – Федор Сабодаш-Радько и Василий Журавлев. Спустя пять лет, в 2004 году, в издательстве «Рифтур» выйдет их справочник-путеводитель для начинающих и опытных туристов «Водными маршрутами Беларуси».

IMG_5018

В последнем августовском номере года «ТиО» публикует заметку о появлении своеобразного дорожного знака в музее материальной культуры «Дудутки». Его идея принадлежит двум белорусским художникам: Владимиру Цеслеру и Сергею Войченко.

знак в дудутках

В № 40 опубликовано интервью с минским журналистом и бардом Михаилом Володиным. Впрочем, в то время Михаил Володин минчанином не был – он жил в Бостоне, редактировал свой литературный журнал «Контрапункт» и не думал о возвращении. А сегодня Михаил Володин снова минчанин и – к радости минских интеллектуалов – редактирует изустный журнал о путешествиях «ВОБХОД», подаривший жителям столицы радость встреч со многими интересными персонами.

володин

Кроме того, Михаил известен как автор «минских историек» – так он то ли ласково, то ли иронично называет свои рассказы-легенды-зарисовки, посвященные любимому городу. Кстати, скоро его «историйки» перестанут существовать лишь в виртуальном пространстве и будут собраны под одной обложкой. Работа над книгой ведется в издательстве «Рифтур».

А вот журналистка Наталия Андреева, которая брала то самое опубликованное в 1999 году интераью, давно благополучно живет в Швеции и возвращаться в Беларусь не собирается, лишь изредка радуя поклонников своего творчества постами в своем блоге на TIO.BY, появляясь под именем госпожи Наталии Нилен. Жизнь…

8 декабря 1999 года у минской гостиницы «Свислочь» появился новый владелец, который пообещал, что после реконструкции на этом месте появится пятизвездочный отель. Работы по реконструкции заняли более восьми лет, и 28 июня 2008 года на месте бывшей гостиницы «Свислочь» – на углу улиц Володарского и Кирова в Минске – торжественно распахнул свои двери отель Crowne Plaza. «Побольше бы нам таких турок!» – единодушно заявили белорусские турбизнесмены, узнав о продаже «Свислочи» турецкой компании.

Так закончился еще один непростой год жизни белорусского туризма. Оставайтесь с нами! Продолжение следует.