<p>В минувшие выходные фестиваль прошел в историко-культурном центре «Риттербург»,  погрузив и зрителей, и участников в далекое романтическое Средневековье.</p>

Человек в черном монашеском одеянии обернулся, скользнул по зрителям взглядом и вдруг направился ко мне. «Вот, возьми, я потом заберу», – с этими словами он высыпал мне в пригоршню множество смешанных со снегом деревянных бусинок и крестик – порванные четки, – и исчез среди сверкающих металлическим блеском спин рыцарей.

Так для меня начался XIII Международный рыцарский фестиваль «Белый замок». В минувшие выходные он прошел в историко-культурном центре «Риттербург», погрузив и зрителей, и участников в далекое романтическое Средневековье.

Как ни старалась приехать пораньше, выдвинуться из Минска удалось лишь во второй половине дня. Но это даже к лучшему: успела, что называется, «с корабля на бал» – к массовым сражениям, бугуртам. Два строя противников уже стояли друг напротив друга, когда я с фотоаппаратом наперевес пробилась «на передовую» и получила порванные четки от человека в черном.

бугурт

бугурт_3

Едва успела спрятать холодные мокрые бусины в кошелек, висящий на поясе, армии начали сходиться. Сначала медленно, потом все быстрее. Наконец, схлестнулись. Сверкнули боевые топоры, послышались крики и звон оружия. В талый мартовский снег полетели первые сбитые с ног рыцари.

бугурт_2

бугурт_6  

Битва закипела не на шутку и вдруг, в самый разгар сражения, возник тот самый человек в монашеской рясе. Как раз вовремя – выставив перед собой деревянный шест, он прикрыл меня и других зрителей от бешено катящейся волны закованных в латы людей. Сомнений не было – разгоряченные боем рыцари снесли бы и не заметили. Выдыхаю.

бугурт_10

Лошадки, оловянные и живые

После бугуртов спешу спрятаться в здании «Риттербурга» – ноги замерзли и промокли. Все мысли только о горячем чае. Но до бара, где его продают, дойти так и не довелось – в холле расположились ремесленники с искусно сделанными мечами и браслетами, кожаными кошелями, ремнями, кольцами, серьгами, ножами, кубками. Все ручной работы. Все такое манящее и привлекательное! Меряю несколько колечек, рассматриваю подвески и вдруг замечаю мастера с оловянными солдатиками.

торговые-ряды

– Солдатами я занимаюсь давно, – рассказывает Александр Апанович. – Каждый из них – реконструкция определенной эпохи. Вот, например, Европа, раннее Средневековье, вот античность, – и Александр показывает мне искусно отлитых и раскрашенных солдатиков.

Впрочем, меня интересуют не воины, а лошади, на которых они сидят. Вот уже несколько лет я коллекционирую маленьких металлических лошадок.

Александр-Апанович-и-его-оловянный-солдатик

– Продать отдельно лошадь можно. Вам какую? – и Александр выкладывает шесть (сразу шесть!!) прекрасных лошадок.

Стою в замешательстве, долго кручу каждую в руках, испытывая ужасные муки свободного выбора – все лошадки Александра великолепны, а выбрать нужно все-таки одну. Наконец, решаюсь. Мастер берет миниатюру, подпиливает стыки, покрывает специальным лаком.

– Этот лак придаст олову вид старинного серебра, – раскрывает Александр маленькую хитрость своего ремесла.

– Я про вас в статье напишу, – обещаю я, выторговав солидную скидку.

– А про меня уже писали. Пять разных статей, и все назывались одинаково. Знаете как? «Стойкий оловянный солдатик»! Так что не называйте так свою статью. Шестого раза я не выдержу, – смеется мастер и протягивает мою лошадку. 

Оловянная-лошадка

Пока я занималась пополнением своей коллекции, на улице снова разворачивается действо – рыцарский конный турнир. На состязания выехали семь всадников. Они соревнуются в умении подцепить на кончик копья небольшие колечки, в метании боевого копья в «кабана» (нарисованного на щите) и рубке «голов сарацин» (которые имитируют кочаны капусты, надетые на колья).

конный-турнир

Финал конных состязаний удивил и порадовал всех неожиданностью и весельем. Рыцари устроили «конный футбол». Суть его – в забрасывании кочана капусты в ворота противника. Кочаны постоянно падали в снег, листья летели из-под копыт во все стороны.

конный-турнир_3

конный-турнир_4

– Вот так и рубят рыцари капусту, – метко пошутил кто-то в толпе. Шутку подхватили и понесли по рядам. А я вдруг вспомнила о замерзших ногах, которых уже и не чувствовала…

конный-турнир_2

ДСП и жареные колбаски

К счастью, в «Риттербурге» есть место, где всегда тепло, – Каминный зал. Туда-то я и отправилась.

Возле камина вальяжно расположилось несколько рыцарей. Я скромно присела на один из стульев, вытянув ноги поближе к огню, решив, что самое время помолчать и помечтать. Но разговор тут же завязался сам собой.

– А вы из какого времени? – спросил плечистый парень с колоритной ссадиной на носу, в «подкольчужнике» (костюме, который надевается под доспех, вполне историчном, между прочим).

– А я потерялась во времени, – ответила я, скромно запахнув свой шерстяной плащик (не очень историчный, скроенный по случаю и наспех, но довольно теплый).

Разговорились. Оказалось, что Андрей приехал в Беларусь из Москвы, специально на «Белый замок», что сам он – наемник на службе Тевтонского ордена, а в свободное от подвигов время занимается философией.

– Хорошо у вас тут, душевно. Есть где развернуться, где помахать мечом, а потом где согреться, – рассуждает Андрей, показывая на камин.

Пока он говорит, к нашему камельку подтягивается еще один молодой человек… со ссадиной на носу. Знакомимся. Павел приехал из Череповца и состоит в клубе «Стальной шлем».

С-Днем-св

– А почему у вас так одинаково разбиты носы? – не выдерживаю я.

– Ну так боевые ранения, – отвечает и за себя, и за приятеля Андрей. – Если крепко ударить по шлему, будут вот такие отметины.

– А давайте орать «ДСП», – вдруг предлагает Павел.

– ДСП, ДСП, ДСП!!! – с воодушевлением вопят несколько луженых глоток.

– А что такое «ДСП»? – спрашиваю, прочистив ухо.

– Ну так День святого Патрика сегодня, – отвечает Андрей.

Ах, вот оно что! День святого Патрика – это значит пиво, безудержное веселье и танцы. Танцы! Как раз сейчас должен начаться концерт средневековых групп. Но едва я раскрываю рот, чтобы попрощаться со своими новыми приятелями, как они сами собираются уйти.

– Покараулишь места? – мило спрашивает Павел.

– Угу, – говорю и уставляюсь на огонь. Не потанцую, так помечтаю – тоже неплохо.

Минут через десять они появляются с тремя тарелками, распространяющими умопомрачительный аромат.

– На, – протягивают одну мне.

В «Риттербурге» я привыкла ничему не удивляться, поэтому просто с благодарностью принимаю ужин.

– А где вилка? – спрашиваю.

– Вот, возьми, – галантно протягивает Андрей свой нож.

«Если мяса с ножа ты не ел ни куска», – вспоминаю незабвенного Высоцкого. Я теперь ела. Не мясо, правда, а колбаски. Зато с картошкой и капустой – вкусно! 

Стрелы Робин Гуда

Покончив с ужином, все-таки выбираюсь из Каминного зала и обнаруживаю, что в холле идет турнир лучников (ну как тут снова не вспомнить Владимира Семеновича!).

С каждым разом состязания стрелков на «Белом замке» становятся все интереснее. И если на первых фестивалях участникам нужно было всего лишь попасть в неподвижную мишень, то сейчас лучники стреляли лежа, с колена, сидя, повернувшись к мишени спиной ...

турнир-лучников_1

– Стрельба с колена – это обычная строевая подготовка средневекового воина. Стрелять сидя бойцу придется, если враг застигнет его, например, на привале. Лежа можно отстреливаться, упав в бою. А вполоборота придется стрелять по врагу, если он преследует стрелка. Лучник должен быть готов к любой ситуации, – поясняет ведущий.

Интересно, что большинство участников турнира никогда не пробовали стрелять в таких экзотических позах. Тем не менее они неплохо справились.

Одним из наиболее интересных заданий турнира стала стрельба с «лошади». Лошадка, правда, не настоящая, а деревянная – специальный тренажер, который постоянно вращается. Кстати, при помощи подобных тренажеров тренировали и средневековых стрелков.

И, наконец, «гвоздь программы» – стрельба по «сарацину». Специально сделанная кукла, имитирующая сарацина, раскачивается из стороны в сторону. Задача лучника – попасть в «сарацина» и не попасть в «заложника» (картонную женщину, которой «враг» прикрывается от стрелка).

турнир-лучников_2

Кстати, любопытный факт: мощность лука не зависит от его размера. Маленькие луки характерны для Востока, большие – для Европы. Но и те и другие в средневековом мире были мощным оружием. Да и сейчас списывать их со счетов не стоит. Некоторые заядлые охотники до сих пор предпочитают ходить на зверя не с ружьем, а с луком.

Пока я усваиваю всю эту познавательную информацию, щедро выдаваемую ведущим, среди участников появляется тот самый человек в черном.

– У меня кое-что ваше, – говорю, выгребая из кошелька бусинки.

– Спасибо, – отвечает, – я знал, что сохранишь.

– Тут, кажется, еще есть…

– Оставь себе – будет талисман…

И у меня остается крупная коричневая бусина. Что ж, пусть будет талисман…

Буратино в средневековом прочтении

А в Концертном зале уже разворачивается представление «Плутовского театра ДиГриза». Сюжет незамысловат – жил да был злой-презлой управляющий театром. И все артисты его очень боялись. Однажды артисты связали своего мучителя и так оставили. Он освободился, сел… и заплакал. И вот тогда все попросили у управляющего прощения, а он стал добрым. Примерно такой «Буратино» был презентован публике. И подобные же представления – яркие, пафосные, громкие – смотрели и средневековые зрители-зеваки.

выступление-театра-ДиГриза

Вслед за выступлением «ДиГризы» пламенный фламенко станцевали девушки из коллектива «Фламея». Потом на сцену вышла группа «Цяжкое дрэва». Переливы волынки, утяжеленные барабанами, затопили зал, и зрители ринулись танцевать – в гигантском хороводе и по отдельности, все вместе и по одному, выделывая старинные танцевальные коленца и просто двигаясь под музыку.  

на-сцене---группа-Тяжкое-дрэва

Наконец, к публике вышла фэнтези-фолк группа Irdorath и по-настоящему зажгла вечер. Собственно, после их выступления можно было пойти еще на фаер-шоу от «Плутовского театра ДиГриза». Но впечатлений было уже так много, что они постепенно перетекли в усталость.

Я направилась к машине и, пока двигатель грелся, еще раз мысленно прокручивала события фестиваля с его бугуртами, каминами, конными сшибками и музыкой. С чудесной атмосферой свободы, легкости, искренности, дружбы и веселья. С легкой сумасшедшинкой… И в голове уже складывалось название для будущей статьи – «Весеннее обаяние «Белого замка». Потому что этот фестиваль вот уже больше десятка лет ассоциируется именно с весной, и потому что в обаянии ему уж точно не откажешь.

щит-и-меч

Наша справка

«Белый замок» – старейший рыцарский фестиваль Беларуси. Он проводится с 1998 года. Организатором выступает  Орден Северного Храма. С 2010 года фестиваль постоянно проходит дважды в год – в марте и августе на территории историко-культурного центра «Рыцарский замок» («Риттербург»).

XIII Фестиваль «Белый замок», состоявшийся в минувшие выходные, собрал около 600 участников – рыцарей из Беларуси, России, Польши, Литвы и Украины.