https://www.traditionrolex.com/8
<p>Койка и стол – этого недостаточно</p>

Как сообщает «Обозреватель»:

Чиновники из Минспорта и туризма говорят о том, что агротуризм в Беларуси ежегодно «прибавляет в разы». Но как и для кого работает эта сфера? Позволяют ли доходы белорусов отдохнуть в отечественных «домиках в деревне»?

Мировой туризм, по мнению экспертов, с каждым годом все больше уходит от традиционных «трех S» – sun, sea, sand (солнце, море, песок) к более содержательным критериям отдыха – «трем L»: landscape, lore, leisure (пейзаж, традиции, досуг). И если Беларусь в силу географического положения и климатических условий никогда не могла предложить туристам ранее популярных солнца, моря и песка, то привлечь гостей уникальными национальными парками, традиционными ремеслами и промыслами, экологически чистыми продуктами нам вполне под силу.

Недавно в стране впервые попробовали провести исследование в рамках международного проекта «Трансграничный туризм в приграничных районах Беларуси и Польши» и на примере агротуристической сферы Брестской области попытались понять, кто отдыхает в белорусских усадьбах, сколько денег готовы отдать гости за «домик в деревне», чего не хватает, чтобы сельская усадьба стала визитной карточкой белорусской туротрасли.

– Это исследование нельзя назвать полномасштабным и исчерпывающим, – поясняет председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА. – Выборка опрошенных не была репрезентативной. Поэтому в результатах подчеркивается, что это не более чем пробный опрос, попытка уловить тенденции.

Койка и стол – этого недостаточно

Половина опрошенных в ходе исследования экспертов, в том числе и зарубежных, указала на необходимость улучшения условий проживания.

– Недостаточно поставить в деревенском доме койку и назвать это агротуризмом. Нужно накормить и развлечь туриста, который становится все более требовательным. Вот почему в организации отдыха в агроусадьбах задействованы разные лица и предприятия по организации услуг, – заявлял на Международной конференции «Перспективы социального партнерства» глава Европейского центра агроэкотуризма Матиас БЕРЕНС. В его родной Германии агроэкотуризм – это полноценная отдельная сфера экономики: 25 тыс. операторов, около 30 млн ночевок в год, ежегодный оборот по размещению туристов в агроусадьбах и оказанию им услуг на 1 млрд евро. В Беларуси же, по словам Валерии Клицуновой, всего более 1500 зарегистрированных усадеб, где в 2011 году отдохнуло 144 тыс. туристов. 86 процентов из них, кстати, белорусы, чуть более 11 процентов – россияне.

– Белорусы, пользующиеся гостеприимством усадеб, – это вопреки стереотипам не только богатые бизнесмены, которые, по результатам исследования, составляют 23 процента общего количества отечественных клиентов, это люди разного уровня достатка, – говорит Валерия Клицунова. – У нас есть усадьбы премиум-класса – например, за 50 долларов в сутки с человека. А есть предложения и за 15–20 долларов с питанием. Причем в таких бюджетных местах с удовольствием отдыхают не только небогатые белорусы, но и рачительные немцы. Они умеют экономить.

Отдельной строкой в списке гостей-иностранцев не зря выделяют россиян. Оказывается, эти активные потребители белорусских туристических услуг не только «выкупили белорусское лето» в санаториях, но и серьезно претендуют на сельский летний отдых.

– Мне известны случаи, когда уже сегодня компании россиян сняли белорусские усадьбы до июля. Распределили, в какое время чьи жены-дети там отдыхают, – и довольны. Несомненно, владельцам усадеб такие клиенты выгодны. Ну и зимние каникулы – традиционное время отдыха россиян в наших усадьбах, – рассказала Валерия Клицунова. Правда, по ее мнению, на уровень белорусских цен на агроотдых российские гости влияния не оказывают – слишком низок процент их доли в общем количестве отдыхающих.

Чрезмерное завышение цен или честная стоимость проживания

Стоимость услуг в сельских усадьбах «справедливыми» назвало 54,3 процента опрошенных в рамках исследования экспертов, «завышенными» – почти 24 процента. Ни один из них не посчитал цены низкими. «В ситуации несформированности рынка агротуристических услуг для белорусских туристов наблюдается чрезмерное завышение цен, особенно по сравнению с аналогичными предложениями в Польше и Литве», – считают авторы. 75 процентов опрошенных экспертов адекватной стоимостью проживания с трехразовым питанием в усадьбе называет 20–30 долларов в сутки.

– Наши цены оправданны, – уверена Валерия Клицунова, – как минимум потому, что усадьбы загружены. Не было бы спроса – не было бы предложения. Все решает рынок. Если усадьба хорошая и качество услуг высокое, то, например, цена 40–50 долларов с человека в сутки с трехразовым питанием вполне разумна. Ведь это рацион очень высокого уровня, включающий мясо, рыбу, экологически чистые продукты, домашнее приготовление с учетом вкусов и предпочтений клиента. Плюс проживание. Человек, в принципе знакомый с ценами в общепите и гостиничной сфере, особенно иностранец, прекрасно представляет, сколько он потратит за день, три раза откушав в ресторане и переночевав в гостинице. В усадьбе, я вас уверяю, получается выгоднее. К тому же по уровню сервиса и качеству обслуживания усадьба несоизмерима с безликими отелями и случайными ресторанами. Здесь и авторский дизайн, и национальный колорит, и свежий воздух, и дополнительные услуги: баня, культурная программа. Для иностранцев наши цены особенно привлекательны.

Но для белорусского рынка цена отдыха в агроусадьбах пока высока. Сейчас время хозяев усадеб – спрос превышает предложение. Но когда-нибудь мы выйдем на уровень, к примеру, польского рынка, где конкуренция в сфере сельского туризма невероятно высока, и там уже потребитель услуг отрегулирует цену.

* * *

Стоимость сельского отдыха в Беларуси сегодня, по уверению эксперта, формируется исключительно рынком – отрасль не ощущает никакого административного давления на ценообразование.

– Пусть хозяин запросит хоть 1000 долларов в сутки, но, если его усадьба в глазах клиента столько стоить не будет, никто к нему не поедет. А если он придумает, чем эту цену обосновать, и на такую дорогостоящую его услугу будет спрос – значит, цена рыночная, – поясняет Валерия Клицунова. – Соответственно, и рентабельность в этом бизнесе может быть любой. Если хозяева постоянно живут в деревне, то у них в подавляющем большинстве случаев есть приусадебные хозяйства: овощи, фрукты, молоко будут свои, и материальные затраты на них невысоки. Рентабельность таких усадеб может быть очень высокой. Если же человек покупает продукты, например, у фермеров из соседней деревни – его денежные затраты возрастают, а рентабельность, соответственно, снижается. Но белорусы пока не умеют оценить в денежном эквиваленте свои трудовые затраты.

В структуре затрат более 50 процентов занимает питание. Но я не могу сказать, что хозяева усадеб много зарабатывают. Думаю, их доходов хватает на постоянные вложения в бизнес – амортизацию, ремонт, развитие – и, как говорится, на жизнь. Эти люди – точно не миллионеры, сегодня они скорее увлеченные энтузиасты. Я всегда говорю, что у хозяев белорусских усадеб тяжелые деньги: нестабильный климат, в деревне в принципе делать нечего – гостю может быть скучно. Работать в Италии было бы проще: предоставил спальное место, накормил завтраком – остальное за тебя уже организовали природа и архитектура.

Культура и традиции или баня и шашлык?

Туристическим продуктом отдельной страны может стать лишь то, чего нет в других странах, уверены эксперты. Белорусское преимущество сегодня – это «природа и сохранившаяся деревня», отмечают авторы исследования. И именно этим мы можем привлечь искушенных туристов.

– Когда, например, литовцы начинали развивать сельский туризм, они считали, что к ним поедут за культурой, корнями, традициями, а в итоге получили баню да шашлык, – поясняет эксперт. –  Мы видим то же самое. Но все зависит от хозяина. Если он предложит интересный продукт: зеленый маршрут, экскурсию в музей, участие в обрядах и т.д., то у гостя появятся и другие желания, кроме как есть, пить да париться. Да и белорусам все самобытное тоже интересно, ведь многие городские жители корову видели лишь на картинке, а мед – только на полке супермаркета.  

https://www.traditionrolex.com/8