<p>На родине литературного гения страны – в деревне Вязынка – сотни белорусов звали весну</p>

На родине литературного гения страны – в деревне Вязынка – сотни белорусов звали весну. Обычно наполненная величавой тишиной, эта деревня Минщины 24 марта расцвела яркими красками и шумом юных голосов: Студенческое этнографическое товарищество совместно с Государственным литературным музеем имени Янки Купалы организовало в обители младенчества знаменитого поэта (а тот покинул родную деревню в двухлетнем возрасте) обряд «Гуканне вясны». Всех неравнодушных к фольклору и народным традициям людей ждали песни, весенний хоровод, аутентичные танцы и игры у костра, ремесленный рынок, а также лавка белорусских национальных блюд. Автор побывал на празднике «Гуканне вясны», желая ответить на вопросы: «Есть ли в стране слой неравнодушных к белорусскому фольклору молодых людей?», «Может ли «Гуканне» в будущем привлечь туристов из-за рубежа?»…

Изображение-015

…Гулянье проходило на импровизированной площадке с двумя домами в стиле XIX столетия, солнечными часами, местом для кострища, деревом с качелями, по соседству с речкой, которой любовались еще родители Купалы. Поэта тут не забывают: к постаменту, с которого бронзовым взором смотрит Купала, прибывающие на железнодорожную станцию «Вязынка» гости несли цветы, кусочки цветной материи... И только потом шли в гущу праздника. А гулянье было видно издалека: на деревьях висели десятки пестрых, вырезанных из картона и дерева птичек, на пеньках, камнях лежали… печеные из теста «птахи»:

– Тесто используется самое обычное – вода, мука и соль – а также дрожжевое, но без яиц, – рассказывает раскладывающая угощения Оксана. – Ингредиенты простые, проверенные столетиями – так готовили еще наши средневековые предки. Кушать угощения, предназначенные для птиц, вообще-то нельзя, но дети берут – им не запрещают. Они тоже – птицы, цветы нашей жизни!

Изображение-033

Печеные птахи были хороши, но самодельные, висящие на ветках, пользовались большим вниманием:

– В народе считалось: вид разноцветных фигурок привлекает улетевших на юг птиц, – подключаются к разговору девушки из фольклорного кружка «Квецень» БГПУ имени Максима Танка. – Поэтому фигурки вешали как можно выше в надежде, что летуны облюбуют именно этот сад, будут защищать амбары и посевы от насекомых. Висели на ветвях в марте и разноцветные ленты, символизирующие цветение природы. Наши предки верили: организм дерева, заразившись веселым настроением от ленты, скорее раскроет почки.

Девочки, держащие в руках леденцы в виде птичек, вспоминают, что так же весело тут было на прошлом «Гуканні…», а до этого праздник проходил в Строчицах, на базе музея народной архитектуры и быта:

– Там тоже хорошо, плетни, хаты, ветряки, колодцы-журавли, но… атмосфера в Вязынке лучше: здесь родился Купала, и этим все сказано!

 Праздник был хорош тем, что тут не чувствовалось жесткого сценария, каждый делал, что хотел: тут водили хоровод, там – разбили лагерь и кипятили воду для будущих блюд, перекидывали через толстую ветку ясеня веревку для качелей. С пригорка раздавались песни на белорусском языке – Купала остался бы долен!

За гигантским хороводом, переплетающимся «летучим змеем», утирая набегающие от яркого солнца слезы, наблюдает 88-летняя жительница Минска Ядвига Василевич, родившаяся и проведшая в Вязынке первые 12 лет своей жизни:

– Помню, весну зазывали всей деревней: от самых маленьких до седых стариков. Те, кто посноровистей, залезали на крыши и деревья: считалось – птицы, несущие на крыльях весну, так скорее увидят белорусов. Собирались и за околицами, на высоких местах-пригорках: в последние дни марта от деревни к деревне были слышны переливы женских голосов. Даже молодые партийные работники, осуждая народные сборища на партсобраниях, тайком на них бегали – милые с детства традиции, связи памяти не разорвать. Так их потом ругали, грозили исключением из партии, а они правдолюбам в ответ: «А что ты сам на качелях в соседней деревне в тот день делал?» Прожила всю сознательную жизнь в Минске, оккупацию пережила, а вот приехала – и вижу: жива белорусская деревня, не забылась старина! Спасибо ребятам: напомнили времена, когда бегала босая в мамином фартуке.

Изображение-038

На качелях в это время качались гости Вязынки, смеялись, словно дети. А вот и самый маленький участник праздника – 2,5-летняя Лиза Ходоненок: улыбаясь, то и дело тянется к разноцветным птичкам на деревьях, точно подметив, что посланники весны сегодня – герои № 1. Но спуститься на землю с рук папы Валерия не торопится. Нет приятнее картины, чем отец и ребенок вместе:

– Мы на «Гуканнi» впервые – и не жалеем, что приехали: кругом добрые люди, смех, песни – прекрасная атмосфера. Спасибо интернету – с удовольствием откликнулись на приглашение приехать, взглянуть на необычный праздник, какого не увидишь в городе. И опять же, ненавязчивая, в хорошем смысле слова, пропаганда всего белорусского. Ни ругани, ни злых лиц – отличный пример поведения для ребенка, впитывающего все в таком возрасте подобно губке.

Изображение-016

Визуальный ряд дополняется звуковым: живописно усевшись на ступеньки дома-музея, играют музыканты: плачет скрипка, гудит волынка, слышна традиционная белорусская жалейка. Раздаются звуки, не совсем привычные автору, за плечами которого – шесть лет сольфеджио. Действительно, традиционные белорусские свистульки выбиваются из общего фона, как и сама народный мастер Наталья Русиян, давшая им жизнь:

– Этот мини-инструмент – обрядовая, знаковая для белорусской деревни вещь, причем очень полезная. А вы думали, наши предки делали что-нибудь исключительно для развлечения? Конечно, нет. Ничего лишнего! Поэтому у фигурок из керамики было конкретное предназначение: призывать весну, так нужную всем жителям-селянам. К марту, как мы знаем, наши небогатые предки уже подъедали последние запасы, выскребали сусеки, и наступление нового сельхозцикла для них было жизненно важным и необходимым. Чем скорее призовешь весну, чем скорее можно будет сеять, тем быстрей будет хлеб и другие дары природы. Петух, например, самая уважаемая птица: прогонял тьму, призывал утро, кот олицетворял домашний уют, пес защищал хозяев и так далее.

Изображение-084

В среднем на лепку глиняной птички у Натальи уходит полчаса, если хочется красивее – до часа. «Население» столика, за которым стоит мастер, обжигалось в печи при медленном подъеме температуры: сначала в духовке, потом в капсуле – обыкновенной консервной банке. Есть летний вариант работы – во дворе, при помощи печки из огнеупорного кирпича. Изготавливает их Наталья лет 20 – 15-летний сын с малых пор помнит картину: мама, казалось бы, играется в игрушки. Но теперь он понимает: матери нравится, традиции и керамика – ее жизнь.

В другом конце импровизированного поля гуляний вовсю шла игра «Цяцерка»: со стороны казалось, что молодые люди просто бегают один за другим, но, подойдя поближе, автор вник в суть происходящего: два ряда – женский и мужской – становятся друг против друга, будто по парам. Они берутся под руки, и проходят между рядами, создав над друзьями нечто вроде движущегося купола. В конце рядов девушка отпускает руку парня и обегает их: если у нее получилось – она встает в пару с другим парнем,  а если ее поймал недавний «кавалер» – то она получает поцелуй, а парень берет другую красавицу за руку. Постепенно участники перемешиваются, их захватывает ритм, настроение, все происходит под пение и музыку.

Изображение-059

Председателя Студенческого этнографического товарищества Алексея Глушко найти нетрудно: он, по традиции, был первым в огромном хороводе:

– Обряд «Гукання…» в формате массового праздника мы проводим с 2003 года, как вы уже знаете, начинали со Строчиц. О переезде сюда не пожалели: красивое место. В этом года добавили национальную кухню. Людей, сами видите, много, интерес к обряду не теряется. Те, кто приходили почти 10 лет назад парами, сейчас приезжают с детьми.

Алексей Глушко высказывает пожелание властям: делать больший упор на поддержку таких живых мероприятий, не перебарщивать со сценически выстроенными праздниками, в которых прописан каждый пункт. В таких действах нет здорового духа, живой сущности. Праздник общественный – как семейный: напоказ не делается. Именно такие национальные локальные праздники Литвы и Германии положили начало (в XIX столетии) массовым действам масштаба страны, когда на «поле песен» стали собираться тысячи людей. У нас пока такого нет. Но, если поставить цель, можно прийти к большому национальному фестивалю. От этого как сфере туризма, так и всей нации будет только польза.

Изображение-057