Гродненский район: первые шаги по развитию «культурного» туризма

27.03.2012 - Новости

Гродненский район: первые шаги по развитию «культурного» туризма

В Гродно более десятка туристических фирм, но лишь единицы из них занимаются «активным» туризмом. Дело это хлопотное, затратное

Как сообщает «Перспектива»:

Работники культуры встретились с представителями туристических фирм и организаций на семинаре-практикуме «Нематериальное культурное наследие и возможности его использования для устойчивого развития культурной и туристической деятельности». Участники семинара попытались найти общие интересы, обсудили проблемы развития туризма в Гродненском районе.

Золотых песков и солнечных пляжей у нас нет, зато для гостей семинара отдел культуры Гродненского райисполкома разработал историко-культурный туристический маршрут Гродно–Индура–Одельск.

В Индуре участникам семинара показали костел Пресвятой Троицы, построенный в 1815 году, и Свято-Александрово-Невскую церковь. От других церквей ее отличает огромное панно на евангельский сюжет, расположенное на фасаде здания. Работники Индурского центра культуры и досуга порадовали развлекательно-познавательной программой «Матчын ручнік» и выставкой «тряпичных» кукол и кукол из соломки. Гостей угостили сладким пирогом и развлекли народными песнями и плясками.

Достопримечательность Одельска – деревянный костел Вознесения Святой Девы Марии (XVIII век), где находится чудотворная икона святого Антония. Еще агрогородок славится талантливыми людьми. Известный мастер-самоучка, музыкант, реставратор Марьян Скрамблевич продемонстрировал свои дудочки, флейты, жалейки, трещотки, бубны и многие другие музыкальные инструменты. Их покупают известные зарубежные оркестры и настоящие ценители уникальных инструментов. Коллекция деревянных окарин в виде птиц – единственная в Европе.

Здесь же гостям продемонстрировали мастер-класс традиционной техники подвойного качества (редкое ремесло на Беларуси) на старинном станке. Каждый желающий мог попробовать себя в этом нелегком деле. А в завершение экскурсии участники семинара продегустировали блюда белорусской кухни – драники, бабку, крупеницу, сало, колбаску, «пальцем пханую», тушеную капусту, разносолы, сладкие хрусты и многое другое.

Так что же из предложенного может быть любопытно иностранцам? В Гродно более десятка туристических фирм, но лишь единицы из них занимаются «активным» туризмом. Дело это хлопотное, затратное, организаторы не всегда сами знают, что в итоге получится... Если российских туристов в основном привлекают охота, рыбалка и санатории, то жители Польши и Литвы интересуются историей, пешими и велосипедными прогулками, сплавами на байдарках и плотах.

По словам директора ООО «Колумбустур» Виталия Мацуты, такие мероприятия помогают лучше узнать потенциал района.

– Обычно приходится ездить самому и выискивать что-то интересное, что можно предложить туристам, – поделился Виталий Мацута. – Иностранцы очень капризные. Не все из того, что сегодня показали, можно продать. По опыту могу сказать, что туристы всегда с удовольствием покупают белорусские сувениры, сделанные своими руками. Этот товар идет «на ура». Также меня привлекли ремесла, но их надо уметь правильно преподнести, например, не просто купить дудку или свистелку, а дать возможность поучаствовать в процессе: посадить за ткацкий станок, дать в руки ножовку, а уж потом продать изделие, как это делают в «Дудутках», и зарабатывают на этом большие деньги. Я уже предложил работникам культуры оценить свой труд и составить прейскурант. Только тогда можно думать, каким образом включить эти места в уже сформированные туристические маршруты.

А вот представитель Гродненского отделения ОО «Республиканский туристско-спортивный союз» Сергей Коледа настроен не столь оптимистично.

По его мнению, это лишь отдельные кусочки народного фольклора, аутентичной культуры, которые, по большому счету, можно найти во многих деревнях и местечках. Главное – уметь заявить о себе, а сейчас самой «продвинутой» рекламой остается сайт в интернете. Никакие брошюрки, книжки, буклеты (тем более на русском языке) не привлекут большего внимания.

– Мне, конечно, все очень понравилось, особенно национальная белорусская кухня, – заотметил Сергей Коледа. – Однако где гарантии, что иностранец, оформив визу и проехав тысячи километров, заглянет сюда и увидит то же самое, что сегодня нам продемонстрировали? Может оказаться, что в Доме культуры выходной, мастерицы-ткачихи на работе, а девочки с ручниками в школе. К тому же сейчас «турист» не ездит, как раньше – собирается целый автобус и везет людей на экскурсию. Сейчас в Европе модно путешествовать по два-три человека, при этом туристы сами хотят формировать свой маршрут, видеть что-то новое, знакомиться и общаться с людьми. Здесь важно, чтобы каждый Дом культуры создал свой сайт с предложением услуги и указал цену на нее.

Начальник отдела культуры Гродненского райисполкома Игорь Лебецкий считает, что пока это только первые шаги по развитию «культурного» туризма.

img_2799

– Недавно ввели должность методиста по туризму, – поделился Игорь Лебецкий. – В его обязанности будет входить разработка туристических и экскурсионных маршрутов, сотрудничество с турфирмами, наполнение сайта. Сейчас экономист составляет прейскурант: сколько, к примеру, придется выложить туристу, чтобы поиграть на флейте Марьяна Скрамблевича или попробовать самому смастерить простейшую дудочку, сколько будет стоить программа «Матулін ручнік» или блюда белорусской кухни. По предварительным подсчетам, дороже всего обойдутся транспортные услуги. Времена изменились, и нам надо не только сохранить самобытность нашей культуры, но и заработать на этом деньги.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Рубрики: Акции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах