https://www.traditionrolex.com/8
<p>Любители лесов и гор полуострова могут за $1—8 тыс. создать бизнес с рентабельностью от 15%, организовывая пешие и велопоходы для туристов </p>

Как сообщает «Сегодня»:

Когда Александр Зайченко впервые поддался на уговоры друзей отправиться с ними в поход, ему и в голову не могло прийти, что с этого момента открывается новая страница в его трудовой деятельности. «Я тогда был веб-дизайнером — работа скучная и не самая подвижная. Таких, как я, называют «ботаниками»: сидишь весь день за компьютером в обществе себе подобных, вечера проводишь также за экраном. Так что походы для меня стали настоящим откровением: красивая крымская природа, веселая компания, физическая активность», — вспоминает молодой человек.

Когда фирма, где он трудился, стала распадаться на глазах, у Александра и мысли не было о том, чтобы подыскивать ей подобную: «От перспективы вновь работать в офисе становилось нестерпимо скучно, о чем я и пожаловался друзьям, с которыми каждые выходные путешествую по Крыму. На что они предложили попробовать превратить любимое дело в работу». За три месяца турист-любитель окончил курсы экскурсоводов, перечитал всю возможную литературу о Крыме, начиная с детских сборников сказок и легенд, заканчивая фолиантами маститых ученых, разработал карту маршрутов и сам создал сайт (специальность веб-дизайнера оказалась нелишней).

Первых клиентов помогли найти знакомые, раздавшие контакты Александра московским и киевским друзьям, планировавшим поездки в Крым. Однако сам новоиспеченный экскурсовод за время подготовки пересмотрел свои наполеоновские планы: «Я понял, что в этой нише работает достаточно много людей, из-за чего рассчитывать на серьезную прибыль бессмысленно. Поэтому я буду продолжать дома разрабатывать дизайны для старых заказчиков, а по выходным — показывать людям красоты Крыма, да еще и что-то на этом зарабатывать. По моим подсчетам, если брать с группы из пятерых человек 3,5 тысячи гривен за два дня, около 600—700 я смогу забирать себе».

Марат Павленко начинал так же — с собственного увлечения туризмом и пешими походами. Затем в 2001 году попробовал водить новичков. В первое лето был безмерно рад тому, что удалось найти 2-3 группы, однако с каждым сезоном спрос увеличивался. Через два года решил купить шесть велосипедов и переориентироваться на велотуры. «Первый же сезон принес нам всего шесть или семь клиентов. Было вообще непонятно, стоит ли заниматься этим или просто сдавать велосипеды в прокат, — вспоминает Марат. — Мы были первыми в этом деле: сами набивали шишки, сами учились. Но со временем оказалось, что людям такой отдых нужен. Проходит постсоветский синдром: чтобы выглядеть успешным перед соседями, нужно купить машину. Люди начали пересаживаться на велосипеды. Ездить на нем — модно. А не уметь — странно».

Вскоре новоиспеченный бизнесмен зарегистрировал ЧП, открыл турагентство и начал развивать велотуризм на полуострове. Если еще пять лет назад его основными клиентами были киевляне и москвичи, более открытые к европейской моде на турпоходы, то сейчас путешествовать по Крыму не прочь и жители Западной Украины, где интересных маршрутов также предостаточно.

Что касается перспектив рынка, то предприниматель уверен, что зарабатывать на обычных походах с каждым годом будет все сложнее: «Пешие туры организует огромное количество фирм, поэтому у них жесткая конкуренция и скудные доходы. Рынок жаждет каких-то новых форм. Например, несколько лет назад под Севастополем стали организовывать однодневные туры на каяках. Поначалу к ним относились настороженно, а теперь у ребят отбоя нет от клиентов. Людям хочется новых интересных способов отдыха, поэтому любое оригинальное предложение будет воспринято на ура».

3466(1)

ТУРОПЕРАТОР: «ПОЛЯКИ И БЕЛОРУСЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ГОРЫ»

Опытные проводники рассказывают, что самые популярные и впечатляющие туристов маршруты ведут к древним городам (Мангуп-кале и Чуфут-кале), пещерам (Красная и Мраморная), водопадам (Джур-Джур и Учан-Су), в Долину привидений у склона горы Демерджи, а также к плато самых живописных гор Крыма — Чатыр-дага и Ай-Петри.

Председатель Туристического актива Крыма Иван Коваленко рассказывает, что предпочтения могут зависеть и от того, откуда приехал клиент: «Украинцы, например, с неохотой посещают горы. Для них это нечто родное и знакомое. А люди из зарубежья — России, Польши и Беларуси — со всей ответственностью подходят к экскурсиям, хотят получше узнать край и прямо так и заявляют: «Хотим в крымские горы».

По его словам, многие из клиентов, воспользовавшись услугами его турфирмы, затем приезжают на полуостров каждый год и просят показать им нечто новое. Поэтому карту маршрутов приходится все время обновлять, не забывая при этом, что они должны пролегать недалеко от населенных пунктов, чтобы группа, при желании или в случае непогоды, могла переночевать и принять душ на турбазе. Александр Зайченко при подготовке маршрутов пользовался девизом: «Не природой единой».

Чтобы придумать оригинальную программу, он проштудировал немало учебников: «Думаю, что мои клиенты будут людьми не только физически активными, но и образованными. Я должен знать, что расскажу им о той земле, где мы будем ходить. Поэтому мне нужно было изучить культуру древних народов и крымских татар, Крымской и Великой Отечественной войн, прежде чем начинать работать».

ДЛЯ ВИП-КЛИЕНТОВ — ДУШ В ЛЕСУ

Вопрос ценообразования каждый предприниматель решает исходя из того, кого бы он хотел видеть среди клиентов. Фирма Марата Павленко в основном организовывает отдых состоятельной молодежи, но попадаются и вип-туристы: нардепы и топ-менеджеры крупных компаний. Поэтому в среднем полный пакет на недельный тур стоит немало — 2,5 тыс. грн. Аудитория заставила внести коррективы и в перечень услуг: «Люди хотят ночевать в палатках и спальных мешках, а не в гостиницах, но при этом требуют продуманного быта. Поэтому мы организовываем авто для перевозки грузов, нанимаем повара и даже организуем горячий душ в лесу — благо, специальные системы уже придуманы», — рассказывает Марат.

Татьяна Береговая, Елена Дедух

https://www.traditionrolex.com/8