https://www.traditionrolex.com/8
<p>Ушел из жизни <strong>Федор Кондратьевич Соляник</strong>, бывший генеральный директор ТЭУП «Беларустурист». И это как раз тот случай, когда с уверенностью можно сказать: с ним ушла целая эпоха – эпоха советского туризма, которой не суждено повториться больше никогда</p>

Ушел из жизни Федор Кондратьевич Соляник, бывший генеральный директор ТЭУП «Беларустурист». И это как раз тот случай, когда с уверенностью можно сказать: с ним ушла целая эпоха – эпоха советского туризма, которой не суждено повториться больше никогда.

У нас принято сегодня ругать все советское. Но зачастую  хулители обобщают, сваливают все в одну кучу и грешат тем, что за деревьями не видят леса. Но если тщательно проанализировать прошлое, не впадая в ностальгический грех и истерию, то можно обнаружить, что практически весь современный туризм вышел из туризма советского, как из гоголевской шинели.

И, естественно, события прошлого неразрывно связано с персоналиями, крупными фигурами, личностями, без которых невозможно представить себе туризм эпохи социализма. Одной из таких ключевых фигур был Федор Соляник.

Как вспоминал сам Федор Кондратьевич, в туризм он, инженер-механик по специальности, попал, как тогда говорили, «по комсомольской линии». Эта сфера оказалась для него совершенно незнакомой, пришлось учиться уже во время работы, хотя первая должность была весьма ответственной – заместитель председателя Белсовета по туризму и экскурсиям. Это случилось в то  время, когда туризм поистине стал «занятием миллионов». Сегодня о таком количестве туристов, приезжающих в Беларусь, остается только мечтать. Развивались направления, теперь безвозвратно канувшие «в лету»: Всесоюзные маршруты, когда туристы беспрепятственно бороздили просторы всех бывших союзных республик, демократичные и популярные туристские поезда, авиамаршруты «Дружбы» в столицы союзных республик…В интервью для «ТиО», подготовленном к 70-летнему юбилею, Федор Соляник, рассказывая о проблемах  въездного отечественного туризма того времени, отмечал, что они заключались в недостаточном количестве мест для размещения и питания и транспортных средств. Сейчас в такое трудно поверить, но это действительно было. Трудно поверить и в то, что Белсовет по туризму и экскурсиям, имея поначалу только бюро путешествий и экскурсий, смог практически за собственные средства создать мощную материальную базу: построить девять гостиниц с ресторанами, «запустить» девять туристических баз, обзавестись собственным автопредприятием. В нынешних условиях такого успеха не смогла добиться ни одна крупная турфирма.  Туризм «по-беларустуристовски» носил явно выраженный социальный характер. А это значило, что туристом в самом широком смысле этого слова мог стать каждый житель Беларуси, о чем сегодня многие могут только мечтать. Росла и укреплялась сеть клубов, объединявших любителей активного отдыха, самодеятельных туристов, имевших возможность покорять вершины гор, сплавляться по  бурным рекам, совершать длительные пешие и лыжные походы. Выросло несколько поколений детей, совершивших благодаря бюро путешествий и экскурсий системы «Беларустурист» увлекательные поездки и экскурсии по родной стране.

Федор Соляник был человеком решительным и творческим. Поэтому после перестройки, как бы  тяжело ни приходилось, он старался органично вписаться в новые реалии. Возглавив в это непростое время Минский областной совет по туризму и экскурсиям, он старался реформировать отрасль, чтобы обеспечить экономическую стабильность предприятия. По его инициативе громоздкие бюрократические аппараты облсоветов были ликвидированы, и появились гораздо более мобильные ТЭПО. Был сделан настоящий прорыв и в направлении выездного туризма, к примеру, «Беларустурист» вошел в список организаторов первого в Беларуси коммерческого морского круиза, получившего громкую огласку и повлекшего исключение из рядов партии ряда руководителей.

Генеральный директор ТЭУП «Беларустурист» Федор Соляник гордился тем, что по его инициативе в 1976 году на геофаке БГУ появилась новая специальность – «методика и организация туристско-экскурсионного дела», многие выпускники которой  и по сей день успешно работают в сфере туризма. И еще один предмет гордости – 18 лет назад ТЭУП «Беларустурист» поддержал новый проект – издание газеты «Туризм и отдых».  В последнем интервью он признавался: «…я с удовольствием открываю газету, которая меняется в лучшую сторону и интересна сегодня и профессионалам, и обычным туристам».

Благодаря Федору Кондратьевичу, новое дыхание обрела такая популярная форма проведения корпоративных мероприятий, как туристские слеты.

Даже уйдя на заслуженный отдых, Соляник не перестал следить за событиями в сфере туризма и оценивать проблемы:

-- Я слежу за туристическими новостями и прессой и вижу, что туристические предприятия занимаются разработкой маршрутов, большинство из которых нашим согражданам просто не по карману! Очередей за такими турами не может быть! Туризм по-прежнему в большинстве случаев не является предметом первой необходимости. Сначала человек думает о питании, одежде, машинах, квартирах, а уж потом о туризме, об отдыхе, о путешествиях. Сколько бы ни говорили, что туризм важен, он таковым не станет, пока нет соответствующих условий…Не могу сказать, что жители Беларуси совсем не готовы воспринимать новации в туризме, но пока они и пользу, и необходимость туризма  не прочувствовали. И нужно много работать, чтобы эту ситуацию исправить…»

…Когда уходит человек, испытываешь печаль и сожаление. Когда приходится прощаться с легендой туризма и целой эпохой, частью которой являешься ты сам, потеря ощущается гораздо острее, потому что невозможно войти в одну и ту же воду дважды.

 

 

https://www.traditionrolex.com/8