https://www.traditionrolex.com/8
<p align="justify"><span style="font-size: small;">В мае поток с белорусской стороны существенно увеличится — во втором квартале получить разрешение рассчитывает около 700 человек</span></p>

Как сообщает «Народная газета»:

В мае поток с белорусской стороны существенно увеличится — во втором квартале получить разрешение рассчитывает около 700 человек.

К тетке в Краславу

Первым из белорусов получил документы и пересек границу по упрощенной схеме житель Бигосово Олег Мицкевич — в эти выходные он побывал у родственников уже во второй раз.

— Родители переехали в Беларусь, когда я учился в пятом классе, и так вышло, что за границей осталась вся родня: дяди, тети, двоюродные братья, сестры, племянники, — говорит Олег. — Раньше ездил к ним по бесплатной визе, но прежнее соглашение действовало только в десятикилометровой зоне, мы с братьями встречались в деревне, а самые близкие мои родственники живут в Краславе — от границы это 42 километра. Теперь вот и у них погостил.

На территории Бигосовского сельсовета проживают 2460 человек, и большинство из них имеют родственников в Латвии — до границы рукой подать, долгие годы жили в одной стране, переженились, детей друг у друга крестили. Однако с 1 декабря заявления на получение безвизового разрешения подали только 85 человек.

— Быстрее других льготами воспользовались те, кто уже имел право навещать родню в упрощенном порядке — они не теряли связей и знакомы с процедурой оформления документов, — объясняет Владимир Ходос, председатель Бигосовского сельского Совета. — Многие ждали нового соглашения, ведь прежде ездили друг к другу только ближайшие родственники, а сейчас в списки могут быть включены двоюродные, сводные братья, сестры, племянники, правнуки, и зона расширилась до 50 километров, так что перемены коснулись значительного числа людей. Им просто нужно некоторое время на налаживание контактов.

 Александр Герасименко, посол Беларуси в Латвии:
— Люди по обе стороны границы благодарны за то, что получили возможность навещать родственников по упрощенным правилам. Но любое новое дело должно пройти практику, потому что все детали теоретически предусмотреть невозможно. У белорусов возникают трудности с транспортом, с латышской стороны есть жалобы, что кто-то не попал в списки. Сейчас сотрудники  генерального консульства Республики Беларусь в Даугавпилсе и консульства Латвийской Республики в Витебске собирают и анализируют такую информацию с тем, чтобы в будущем проблем было как можно меньше.

Сила притяжения

С той стороны границы ситуация другая: для того чтобы справиться с потоком желающих получить специальное разрешение, в генконсульстве Беларуси в Даугавпилсе пришлось увеличить штат и изменить режим работы. Уже в первый день подачи документов здесь приняли 80 человек, и очередь расписана до конца апреля. Дело в том, что с латвийской стороны в приграничной зоне находятся Краслава, Дагда, Зилупе и второй по величине город страны Даугавпилс, где каждый десятый житель — белорус. А  у нас в приграничье вошли Браслав, Миоры и Верхнедвинск — районы, где населения в разы меньше, да и в сельской местности люди, как известно, не так легки на подъем. Сейчас в консульство в Витебске обращаются 10—12 человек в день, наплыва посетителей здесь ожидают ближе к лету.

Самое активное движение, по данным пограничников, пока происходит в Браславском районе. Это обусловлено территориально — от Браслава до Даугавпилса всего 40 километров. А для тех, кому не нужно декларировать груз, в деревнях Плюсы и Друя работают упрощенные пункты пропуска, где осуществляется только пограничный контроль.

— В советское время многие уезжали работать и учиться в Прибалтику — это было ближе, чем Витебск или Минск, — говорит житель Браслава Казимир Петушко. — Молодежь там осела, а родители остались здесь, поэтому неудивительно, что со стороны Латвии поток людей, пересекающих границу, намного больше — с тех пор, как нас разделили, так было всегда.

Летом прошлого года, когда можно было посещать родню в десятикилометровой зоне, в Плюсах за день пересекали границу человек 20—30, причем 92 процента — в направлении из Латвии в Беларусь. Причина проста: латышам было выгодно идти за продуктами, да и бензин у нас значительно дешевле. Сейчас поток уменьшился, потому что всем, посещавшим родственников бесплатно, нужно получить специальное разрешение за 20 евро и оплатить медицинскую страховку. Так что новые правила больше обрадовали тех, кто жил дальше от границы и не мог себе позволить шенгенскую визу.

И хочется, и колется

Разрешение для жителей приграничья втрое дешевле визы, и бумаг надо собрать меньше, но все же получить его не так просто, как может показаться. По словам Олега Мицкевича, не считая медицинской страховки за 36 евро, дополнительные затраты в процессе подготовки и оформления документов превысили 400 тысяч рублей. Например, переводчика с латышского языка, у которого есть лицензия, Олег смог найти только в Полоцке.

Чем старше люди, тем больше трудностей у них возникает с доказательством родства, да и съездить в Витебск за 200—250 километров, причем дважды, для многих серьезное испытание.

— У нас более 30 человек хотели бы поехать к родне и ждут ответа из консульства, — говорит старейшина агрогородка Друя Людмила Рашкевич. — Мы уже обратились в райисполком с просьбой сформировать по заявкам жителей специальный автобус, чтобы они успели съездить в Витебск за один день.

А жители Верхнедвинска с ностальгией вспоминают времена, когда транспортное сообщение с Латвией было удобным. Сейчас рижский автобус прибывает в Даугавпилс почти ночью, а поезд ходит только в выходные дни. Словом, без собственного транспорта пересекать границу проблематично. Например, Олег Мицкевич иногда делает это пешком — в Латвии его на машине встречают родственники.

Все жители приграничья, с которыми удалось поговорить, рассказывают, что латыши по-прежнему ездят к нам на заправку (недаром на автомобиле можно пересекать границу раз в восемь дней) и везут домой сахар, алкоголь, сигареты и лекарства, которые можно купить без рецепта. Тот же набор интересует жителей Литвы. Белорусам же выгодно покупать в Прибалтике одежду на распродажах, кофе — там он вкусней и дешевле — и бытовую технику, например, неплохой цифровой фотоаппарат стоит 50 долларов. Причем лишнего люди не везут — затариваются в основном для себя, иногда что-то покупают по просьбе друзей.

— Практика показывает, что никаких осложнений в плане обстановки местное приграничное движение не вызывает, — говорит Денис Глебко, помощник начальника Полоцкого погранотряда по работе со СМИ.

— Жители приграничья дорожат возможностью посетить родных и редко нарушают правила, ведь в противном случае они теряют возможность пользоваться разрешениями, в последующем могут возникнуть проблемы и с получением шенгенской визы.


https://www.traditionrolex.com/8