<p><span style="font-size: small;">В Министерстве торговли Беларуси считают, что в принципе объектов общественного питания на дорогах страны сегодня достаточно для обеспечения услугами транзитных пассажиров, туристов и гостей Беларуси. Однако проблема заключается в качестве этих услуг</span></p>

Как сообщает «Народная газета»:

Развитие придорожного сервиса в транзитной Беларуси находится на постоянном контроле правительства. К началу нынешнего года в Беларуси насчитывался 1241 объект придорожного сервиса, в том числе 464 объекта питания, 463 АЗС, 314 магазинов. Лидер по их количеству среди регионов – столичная Минская область, где расположено 411 таких объектов.

Ежегодно сеть объектов придорожного сервиса прирастает. Например, число пунктов питания на автодорогах страны увеличивается в среднем на 6,5% в год. За 2011 год открыто 43 таких объекта, в нынешнем году появится еще 34, а к концу 2015-го их число вырастет более чем на сотню.

В Министерстве торговли Беларуси считают, что в принципе объектов общественного питания на дорогах страны сегодня достаточно для обеспечения услугами транзитных пассажиров, туристов и гостей Беларуси. Однако проблема заключается в качестве этих услуг. Она для транзитной страны, какой является Беларусь, актуальна сама по себе, но сегодня приобретает особую злободневность с учетом проведения в Минске в 2014 году Чемпионата мира по хоккею. Что необходимо для этого сделать, обсудили недавно в Минске на совместной коллегии представители Минтранса, Минторга и Министерства спорта и туризма.

Среди поднятых проблем отмечалась, в частности, неравномерность расположения объектов придорожного сервиса. Даже на трассе М1 – Брест–Минск–граница РФ, где дорожный сервис развит на порядок лучше, чем на других трассах, есть участки автодорог протяженностью 60–70 км, на которых объекты питания отсутствуют  вовсе. Хотя рекомендованное расстояние для этой категории дорог составляет 30–40 км между объектами общепита.

Большинство придорожных объектов не может предложить туристам и широкий комплекс услуг. Большая часть таких объектов за рубежом предоставляет практически полный их спектр одновременно – здесь можно не только заправиться или перекусить, но и отдохнуть, принять душ, переночевать, купить сувениры, а при необходимости и отремонтировать автомобиль.

Проблемой белорусского  придорожного сервиса остается также слабое развитие системы безналичных расчетов – возможность оплаты услуг с использованием банковских пластиковых карточек предоставляет лишь около половины торговых объектов, находящихся на автодорогах. Хотя гости из  Европы привыкли рассчитываться пластиковыми карточками. Поэтому ставится задача, чтобы каждый без исключения объект на дороге имел платежный терминал для безналичных расчетов, планируется также поставить перед Нацбанком вопрос о возможности расчета как белорусскими рублями, так и зарубежной валютой.

Заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга в развитии придорожного сервиса считает поучительным  пример Германии. Страна уделяет большое внимание  информационному обеспечению отрасли – работают специальные радио- и видеоканалы, которые дают возможность пользователям транспортных магистралей и автодорог заказать ту или иную услугу (ночлег, техпомощь и так далее) по пути следования. Беларуси также необходимо  оценить возможности вывода белорусского придорожного сервиса в интернет-пространство.

На белорусских дорогах не хватает информационных знаков, которые выступают путеводителями для зарубежных (впрочем, как и для отечественных) туристов. Минспорта предлагает уже в нынешнем году обустроить такими знаками все автомобильные дороги, связывающие Минск с областными центрами, а в 2013 году – все дороги республиканского значения. Предстоит поработать и над насыщением придорожных точек сервиса сувенирной продукцией. Ведь именно она создает у туристов первое представление о стране, о ее истории, культуре, быте.

Все эти проблемы требуют скорейшего решения, особенно с учетом вхождения Беларуси в Единое экономическое пространство, которое открывает новые возможности для развития придорожного сервиса, в том числе в части привлечения зарубежных компаний. Потенциальные инвесторы уже проявляют интерес к созданию объектов сервиса на территории страны. В частности, это  российские нефтеперерабатывающие компании «ТНК-ВР», «Татнефть», «Газпромнефть». В случае их прихода на белорусский рынок конкуренция в сфере услуг придорожного сервиса возрастет, но это только на руку государству.

Беларусь имеет все предпосылки для мощного рывка в создании по-настоящему современной сети придорожного сервиса на республиканских дорогах в ближайшие 3–4 года. Важно лишь помочь его развитию, усовершенствовать законодательную базу, свести к минимуму бюрократические проволочки. Именно нерасторопность чиновников зачастую становится причиной затягивания согласования и строительства подобных проектов. Это приводит к тому, что бизнесмены иногда не выдерживают и отказываются от участия в развитии придорожного сервиса.